"

А нужны ли Дагестану большой общереспубликанский бюджет и большое правительство?

Фото:
6891
4 минуты

Коррупционные скандалы последнего времени выявили наличие в республике системных проблем, которые нельзя решить отдельными арестами, а только планомерными вдумчивыми реформами. Например, у нас налицо сложности с наполнением, правильным расходованием и эффективным контролем общереспубликанского бюджета. Ведь Дагестан – это общий дом многих народов. И, как в любом общем доме, возникает вопрос кто и за что платит. И ощущение, что «общее – значит ничье». И взаимный скепсис, как со взносами на капремонт: их тоже никто не спешит оплачивать, но зато все рассуждают о махинациях с уже собранными средствами…

Возможно, нашей сложной и многонациональной республике больше подошла бы система, при которой основная часть налогов собиралась бы и распределялась на уровне муниципалитетов, а расходы из общедагестанского бюджета понемногу снижались бы. Это решило бы сразу несколько проблем:

- Республика сегодня сталкивается с острым кризисом в сборе налогов в общий бюджет. Что естественно в условиях, когда люди не видят прямой связи между их налогами и содержанием близлежащей поликлиники, школы, дорог и парков в окрестностях. Очевидно, что сбор налогов мог бы вырасти, если бы от него зависели бы конкретные социальные и инфраструктурные объекты…

- Общий бюджет – сильный фактор провоцирования коррупции. Нужно ли Дагестану сначала аккумулировать все деньги в едином бюджете, чтобы потом делить их между муниципалитетами? Если бы основная часть налогов собиралась бы и расходовалась в муниципалитете, потенциальная коррупциогенность процесса распределения бюджета резко снизилась бы.

- Общий бюджет – сильный конфликтогенный фактор в отношениях между этническими группами. Но драка за кусок общего пирога возможна только тогда, когда речь идет о разделе общего пирога. Когда свой пирог каждый печет сам, то драка невозможна в принципе.

- В наибольшей степени от перераспределения средств из единого котла страдают самые перспективные территории республики. Особенно – Махачкала. В столице республики собирается большая часть налогов Дагестана. Но собирающиеся здесь деньги уходят в республиканский бюджет, а потом перераспределяются другим муниципалитетам. На протяжении многих десятилетий в Махачкалу мигрировали люди со всего Дагестана. Теперь примерно четверть всех дагестанцев живет в Махачкале и окрестностях. Но именно здесь наиболее остро не хватает нормальных дорог, школ, больниц, поликлиник, детских садов и т.д.

Впервые приехавшего Махачкала поражает масштабом и размахом строительных работ, оживленностью своих магистралей, динамикой деловой активности. В городе одновременно строятся сотни многоэтажных жилых домов и офисных центров, на сотнях квадратных километров по окраинам идет индивидуальное строительство. Столица быстро растет вширь и ввысь. Она поглотила ряд поселков и даже соседний 100 тысячный Каспийск. Население Махачкалинско-Каспийской агломерации уже приблизилось к миллиону человек…

Махачкала – это еще и центр деловой активности Дагестана. Здесь бурно развиваются малый бизнес, торговля; в городе налажена коммунальная инфраструктура и сфера досуга. Махачкала находится на пересечении железнодорожных, авиационных, автомобильных, морских магистралей, связывающих Россию по суше с Азербайджаном, по морю – с Ираном и государствами Центральной Азии. Возможность транзитной торговли обеспечивает выгодное географическое положение Махачкалы, а также Махачкалинский морской торговый порт, Махачкалинский аэродром, дистанция Северо-Кавказского отделения РЖД, развитый автомобильный и трубопроводный транспорт.

Казалось бы, именно сюда, в Махачкалу должен был вкладываться основной объем государственных средств для создания современной логистики. Но на самом деле все нынешние проблемы города – это проблемы хронического недофинансирования. Остро недостает оборудованных площадок для застройки, не хватает воды, не отвечает современным требованиям энергоснабжение. Существующие коммуникации в основном изношены, но при этом выдерживают нагрузку, заметно превышающую проектную. Старые дороги с трудом выдерживают быстро растущий транспортный поток. Тридцать лет в Махачкале практически не строились новые школы, детские сады, больницы…

Я думаю, что в ближайшее время мы увидим попытки изолированно, по отраслям, «перезапустить» существующую систему власти. Например, будут попытки активизировать сбор налогов или попытки как-то ускорить экономическое развитие. Скорее всего, достичь этих целей не удастся из-за неэффективности всей системы управления республикой, которая была заложена в начале 1990-х годов под совсем иные задачи. Тогда начнутся попытки поиска более эффективных управленческих кадров; будут новые отставки и новые назначения…

И вот только потом, если исправить ситуацию не получится, а желание еще останется, придет время наиболее радикальных и кардинальных шагов. В частности, время пересборки всей системы взаимоотношений республики и ее муниципалитетов. С соответствующим «усыханием» полномочий республики, доли республиканского бюджета, числа министерств и полномочий республиканского правительства. И ростом эффективности местной власти…

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела