"

Сажид Сажидов: «Нам сегодня необходима спортивная образованная молодежь, которая будет прославлять наш народ»

Фото:
7075
15 минут

МАХАЧКАЛА, 14 июля – РИА «Дагестан». Прошло три месяца, как заслуженный мастер спорта России главный тренер сборной Дагестана по вольной борьбе президент Федерации спортивной борьбы РД Сажид Сажидов был назначен министром по физической культуре и спорту Республики Дагестан. О том, каково это – из большого спорта перейти на государственную службу, Сажид Халилрахманович любезно согласился рассказать в эксклюзивном интервью для РИА Дагестан 

Справка РИА Дагестан: Сажид Халилрахманович Сажидов,

(род. 6 февраля 1980, в с. Агвали Цумадинского районаДагестанРоссия) — российский борец вольного стиля, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 2004 года в Афинах, двукратный чемпион мира и Европы, четырехкратный чемпион России. Воспитанник тренеров Далгата Абдулбасирова и Маирбека Юсупова. 

Сажид Халилрахманович, что поменялось в жизни, с чем пришлось столкнуться, от чего пришлось отказаться, к чему привыкать?

-Да, жизнь спортсмена и жизнь министра – между ними большая разница. Если в моей спортивной жизни было много свободного времени, то в моей жизни министра его нет! Если я, как тренер сборной по вольной борьбе, вел узконаправленную деятельность, то сегодня я, как министр, отвечаю за весь дагестанский спорт. За его развитие, перспективы и результаты. Поэтому, конечно, сложности сегодня есть. Каждый день приходится сталкиваться со многими вопросами по спортивным объектам, принимать решения, связанные с командами, федерациями, спорами между хозяйствующими субъектами…

Объём работы очень большой, плюс ответственность огромная перед народом, спортивной общественностью, перед руководством республики, которое ставит нам задачи. Я не стесняюсь учиться, спрашивать, изучать то, что я не знаю. Поэтому если я хочу какую-то пользу принести обществу на своем месте, я должен учиться и правильные решения принимать.

- Что сейчас представляет собой Дагестан спортивный? Какие наши сильные и слабые стороны?

-Дагестан всегда был спортивным. Сегодня он в разы вырос в плане массовости. Может, к этому располагают наша история, наше месторасположение, происхождение.… Наверное, генетически мы физически, функционально, психологически мощней. Это способствует нашим успехам на спортивных аренах. К тому же и население у нас растет. Больше становится молодежи и, соответственно, спортсменов тоже. Кстати, молодых в республике сегодня более 30% от всего населения. И у них есть тяга к спорту. Примеры для подражания – наши чемпионы и их жизненный путь. Они подтверждают, что это достижимо, престижно, полезно, нужно. Поэтому спорт у нас развивается и уровень достижений идет вверх. Начиная с трех лет и до пожилого возраста, дагестанцы любят спорт, предпочитают здоровый образ жизни. 

- У нас ведь, в основном, единоборства…

- Могу поспорить! Так скорее было в советское и недавнее российское время. Теперь у нас появилось много федераций по самым разным видам спорта. Каждый день появляются! И они очень продуктивны, показывают результаты. Например, легкая атлетика, инвалидный спорт у нас на хорошем подъёме. Так, на ближайших Параолимпийских играх Дагестан будут представлять шесть спортсменов-инвалидов. В следующем году будут Сурдлимпийские игры (среди глухих). В планах попадания туда в сборную от Дагестана уже 32 человека. Это говорит о том, что спорт у нас прогрессирует, идет на подъем, ему уделяется серьезное внимание.

Что касается наших проблем в развитии спорта – я думаю, мы пока отстаем от других регионов в строительстве спортивных объектов, по наличию инфраструктуры. У нас, действительно, не хватает спортивных залов, площадок.

- А существует какой-то норматив финансирования спортивной деятельности, например, на такую республику, как наша? Насколько мы обеспечены по каким-то стандартам, принятым в стране?

- Как такового норматива нет. Это зависит от того, насколько мы сможем найти землю, подготовить планы, проекты, своевременно подать заявки, показать наше видение, обосновать свое участие в различных программах. Немаловажный фактор – сколько людей занимается спортом, количество завоеванных медалей на международной арене. Поэтому в этом плане мы можем быть спокойны и подавать заявки.

Серьезная проблема – сложный горный рельеф нашей республики. Дети должны иметь возможность заниматься, несмотря на то, в какой местности они живут. Не всегда можно подобрать участки, пригодные для строительства. Часто ведь бывает, что спортзалы переполнены и дополнительный набор воспитанников невозможен из-за тесноты. Это и есть сегодня наша слабая сторона, на которой мы сейчас сосредоточены.

Повторюсь: мне, как министру, предстоит развивать спортивную инфраструктуру. Начиная с больших городов и кончая горными селами. Мы должны создать условия для наших людей, чтобы они могли заниматься спортом. Как олимпийскими, так и массовыми видами. В этом направлении будем работать.

Со стороны руководства республики есть поддержка и понимание. Думаю, с помощью Сергея Алимовича Меликова мы получим федеральную финансовую помощь и решим задачи по строительству спортивных сооружений.

- Сообщают, что в свое время было построено много объектов – школ и спорткомплексов, в том числе, на так называемых землях отгонного животноводства. А принять на баланс и ввести в эксплуатацию их якобы не могут, потому что не решены юридические вопросы землеотведения. С этим ведь что-то надо делать...

- Да, есть очень много таких объектов на равнине и связанных с ними обращений в наше Министерство. И мы вынуждены этим заниматься, изучая те или иные документы, которые можно законно рассмотреть. Большинство таких объектов, действительно, готовились и строились халатно, непрофессионально. Также часто сталкиваемся с ситуацией, когда можем построить тот или иной спортивный объект, но нет земли, нет соответствующей документации в муниципалитетах. Особенно в горных районах с этим большая беда из-за безземелья. Иногда проходят годы, пока найдут 20-30 соток, пока приведут в соответствие с требованиями документацию. Решать эти проблемы – задача муниципальных руководителей. Еще обращаются меценаты, которые построили на свои средства какие-то объекты и сейчас не могут наладить их эксплуатацию, или районные администрации, которые не хотят брать на себя дополнительную нагрузку, например, содержание построенного спортзала.

Понимаете, Министерство должно строить спортивные объекты, заботиться о здоровье народа, о спортивных достижениях, а нам приходится заниматься вопросами, которые лежат за пределами нашей компетенции - бегать по кабинетам, что- то изучать. Тем не менее, мы всегда готовы к диалогу с главами муниципалитетов, ходатайствуем за них в разных министерствах, чтобы обратили внимание, пошли навстречу.

- 23 июля в Токио начнутся Олимпийские игры. В специфике их организации свою негативную роль сыграла коронавирусная пандемия. Как Дагестан готовится к этой Олимпиаде, как мы ее видим, какие наши планы?

- Эта Олимпиада пройдет практически без зрителей. Конечно, это плохо для болельщиков и спортсменов, но главное – она состоится, ведь Олимпиада – это цель каждого спортсмена. Конечно, мы пострадали, потому что мы к ней готовились еще год назад. В составе российской сборной есть и дагестанцы. В принципе, наши ребята готовы. Те, кто уже включен в состав сборной, занимаются по собственным программам, готовятся. Надеюсь, что ситуация с коронавирусом не будет осложняться и не придется снова отменять или переносить Олимпиаду.

-Традиционно дагестанцы сильны в вольной борьбе. Очень хорошие результаты в дзюдо, тхэквондо. Кто еще у нас попадает на Олимпиаду?

-На сегодня, по нашей информации, от Дагестана едут на Олимпийские игры более 20 человек и 6 человек на Параолимпийские игры. По некоторым видам спорта отбор еще не завершен и эти цифры могут увеличиться. Но, в основном, конечно, это вольная борьба, единоборства. Есть также боксеры, представители регби.

Специально оговорюсь: формат интервью не позволяет перечислить имена всех дагестанцев, которые в составе российской сборной, в командах других стран примут участие в предстоящей Олимпиаде. Но их много, и мы всеми ими гордимся! Например, одна из лучших в мире в женском регби - капитан российской команды Байзат Хамидова, в команде по фехтованию наша Айзанат Муртазаева. Или в канадской сборной - пловец Руслан Газиев, а в испанской сборной боксер Гази Халидов. Всего дагестанцы включены в олимпийские сборные 11-ти стран.

- Спорт – дело молодых. К сожалению, у подрастающего поколения сегодня не все гладко обстоит. Не у всех жизнь благополучно складывается. Молодежь настроена на жизнь «здесь и сейчас», а когда этого не получается – многие скатываются в радикализм и дело доходит до экстремистских, террористических проявлений. Слава Аллаху, сейчас этого стало значительно меньше. Между тем, у тренерского состава Дагестана есть огромный потенциал позитивного воздействия на своих подопечных. Какую работу ведет Министерство в этом направлении? Что берете во главу угла?

- Я думаю, что это очень важный вопрос. Эта проблема даже важнее, чем задачи по завоеванию медалей и победы наших ребят на соревнованиях. Сегодня главное – уберечь молодежь от всего того, что приносит вред – и самим молодым, и обществу. Вы правильно сказали: мы, как тренера, как воспитатели, должны понимать, что несем большую ответственность за этих детей, которых мы тренируем и которые завтра по разным причинам могут уйти со спортивного помоста и встать на неправильный путь. Тренер, его слова, его пример, воспитание – огромный авторитет для юношей. Иногда бывает, что родители имеют меньше влияния на подростка, чем тренер. Поэтому преимущество такого воздействия на ребят мы должны использовать.

Так, Министерство постоянно проводит тематические совещания с руководителями спортивных федераций, директорами спортшкол, тренерами сборных команд. Организована индивидуальная работа как с педагогами, так и со спортсменами. Например, сейчас многие тренеры со своими воспитанниками находятся в летних лагерях. Мы выезжаем туда для проведения разъяснительной работы, бесед на злободневные темы, показываем мотивирующие видеоролики. Создаются сайты, где размещаются материалы с именитыми спортсменами, ветеранами спорта, которые объясняют молодым, что в жизни хорошо, а что плохо, что от этого зависит не только их судьба, но и жизнь близких людей.

Мы эту работу делаем, потому что понимаем нашу ответственность. Наша главная цель – не допустить, чтобы люди уходили куда-то «в лес» или принимали наркотики, чтобы не было таких людей, не было необходимости их реабилитировать!

- К сожалению, нередки случаи, когда дагестанцы на соревнованиях устраивают потасовки. Дзюдоисты, борцы-вольники между собой дерутся. Понятно – эмоции, адреналин, тестостерон. С этим что делать?

-Вопрос неспортивного поведения на соревнованиях касается не только дагестанцев. Посмотрите: очень много драк происходит и в других видах спорта, в других странах. Но Вы правы, мы не должны этого допускать. Это обязанность воспитателей, тренеров. Хотя в большинстве таких случаев не спортсмен бывает виноват, а болельщик, который может выбежать на арену, накалить обстановку своими эмоциями. Но, повторюсь: в любом случае, это, конечно же, недопустимо. Взаимоуважение между спортсменами должно быть. И действия судьи ни в коем случае не должны быть субъективны. Потому что спорт - не только достижения и медали. Спорт – это братство, дружба, взаимопонимание между народами, странами.

Исходя из этих соображений, мы собрали представителей спортивных федераций и поручили создать дисциплинарные комиссии, которые будут сразу реагировать на неспортивное поведение. И они уже работают! Для нарушителей предусмотрены разные наказания – от лишения возможности участвовать в соревнованиях до финансовых штрафов. Это будет касаться как самих спортсменов и тренеров, так и спортшкол, и секций. Свои решения дисциплинарные комиссии будут доводить до нас. А мы, в свою очередь, тоже примем к этим нарушителям свои меры.

- Вопрос, который часто задают болельщики: почему у нас вольная борьба популярна, а вот классическая, теперь греко-римская борьба не настолько?

- Различия между вольной и классической борьбой - в правилах. В греко-римской захваты только выше пояса и ни в коем случае не за ноги. Также нельзя делать приемы с помощью ног, тогда как в вольной борьбе можно. А дагестанцы ведь не любят ограничений – им нужно все! Поэтому, наверное, и выбирают вольную борьбу.

Тем не менее, чемпионы - классики у нас были, но они выступали зачастую за другие регионы – за Москву, Ростов на Дону. Либо жили там, либо учились. Один из первых лучших тренеров был ныне покойный мастер спорта СССР профессор кафедры спортивных единоборств декан спортивного факультета ДГПУ Арип Абакаров. Или можно вспомнить братьев, заслуженного мастера спорта СССР Абдул-Басира и мастера спорта международного класса Расула Батталовых из Буйнакска. Они занимались в Уфе. И сегодня у нас есть серьезные успехи в греко-римской борьбе. Среди наших земляков - обладатель кубка Мира, победители первенств России, Европы, Мира. Президент федерации греко-римской борьбы Дагестана и СКФО Мурад Пайзулаев делает большую работу по популяризации этого вида спорта, поддерживает спортсменов и тренеров. Наша дагестанская школа греко-римской борьбы прогрессирует. В Махачкале в спорткомплексе Спартак у них есть своя школа.

- Непростой вопрос… И, наверняка, Вам его многие задавали. Что, все-таки, произошло тогда, в 2016 году, на чемпионате России по вольной борьбе в Якутске, когда, протестуя против судейского произвола, вся дагестанская сборная во главе с Вами, своим главным тренером, отказалась от дальнейшего участия в турнире? Помнится, даже некоторые политологи стали заявлять, что у Дагестана появился новый лидер – Сажид Сажидов… Понятно, что тогда страсти кипели, потому как засудили спортсмена из дагестанской сборной. А теперь, по прошествии времени, что можете вспомнить и какой жизненный вывод был сделан?

- Это был очень важный год для нас. Сегодня я понимаю, что те наши действия были спонтанными и не совсем правильными. При этом должен подчеркнуть: я никогда не ставил перед собой цель быть каким-то лидером, что все должны за мной следовать и только мои решения правильные, и я не могу ошибаться...

То решение мы приняли все вместе, спортсмены и тренеры – «если не выступать – то не выступаем»! Когда нашего парня явно, просто в одни ворота, стали зажимать, а у нас предстоял отбор на Олимпийские игры… И это был не первый конфликт. Уже бывали ситуации, связанные с таким отношением именно к нам. Наша команда тогда прогрессировала, молодые ребята хорошо шли. Мы тренировали достойно, может, лучше других. Но не всем нравилось, что один регион дает лидеров практически во всех весовых категориях. И мы видели, что к нам стали относиться необъективно – как судьи, так и руководители федерации. Тогда у нас других мер воздействия на федерацию просто не оказалось.

У них была установка сделать чемпионом якутского борца Лебедева. Какие у них были договоренности или обязательства – это было явно видно. И каждый это знал. И мы им прямо в лицо это сказали, что мы это видим – необъективность к нашим спортсменам на ковре.

Мы, тренеры и руководители, всегда говорили спортсменам о чести, справедливости, призывали их тренироваться, не жалея себя, и потому не могли допустить, чтобы они столкнулись с несправедливостью на ковре. Тогда сообща и было принято то решение. Да, возможно поспешили, что вся команда снялась. Но, с другой стороны, я считаю, мы правильно сделали, что показали, что никогда не будем согласны с такими методами, независимо - в спорте или в жизни. Мы готовы пострадать, потерять все, но ни за какие деньги не будем согласны с несправедливостью, которая перед нами происходит. На том момент у нас была только такая сила – показать обществу, тем же чиновникам из ФСБР, что мы никогда не будем с этим согласны. Независимо ни от чего! Мы показали, что мы Дагестан и что у нас есть единое мнение!

Я очень уважаю ту команду. У нас до этого никогда не было такого согласия между спортсменами и тренерами, что вот так, в один голос поддержали друг друга. И этого дорогого стоит!

- Этот поступок получил мощную общественную поддержку в Дагестане. Люди увидели, что не все продается, что есть достоинство, сплоченность, взаимовыручка у наших земляков

- Мы пожертвовали дорогим - своими олимпийскими перспективами, которые бывают в жизни спортсмена порой один раз. Мы этим пожертвовали ради сохранения тех ценностей, о которых мы слышали от наших предков, помня, какие были культура, достоинство, честь, слово дагестанца, горца. Да, я думаю, этот внутренний голос и побудил нас объединиться и не поставить корыстные моменты выше этих принципов

- Сажид Сажидов - спортсмен, руководитель! Человек, у которого в Дагестане есть реальный авторитет, которого люди уважают. Что бы вы пожелали молодым дагестанцам?

- Сегодня я пожелал бы нашей молодежи не забывать свою родину, свой край, свою историю, культуру и язык, своих предков и героев. Глядя на Запад или еще куда, видя эти новшества оттуда или моду, не ставить их выше, чем свою культуру, традиции, свой народ. Быть способными понимать друг друга, не спешить с выводами, с действиями, поступками, эмоциями. Мы должны быть едины, должны поддерживать друг друга независимо от чего бы ни было. Мы должны быть один за всех, и все за одного. Если наш человек ошибся или повел себя неправильно – мы должны, каждый, чувствовать нашу ответственность за него. И, естественно, радоваться успехам наших земляков. Я думаю, именно такого взаимопонимания, взаимоуважения нашей молодежи сегодня не хватает. А у нас ведь прекрасная молодежь. У нас молодые ребята очень умные. Нам сегодня необходима спортивная образованная молодежь, которая будет прославлять наш народ, республику, страну на весь мир. Потому что у нас есть на кого равняться – на ученых, политиков, религиозных деятелей, спортсменов, военных. Нам не нужны авторитеты из-за рубежа – у нас свои есть!

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела