Приоритетная программа «Человеческий капитал» и НКО: что показали общественные слушания?
Деньга Халидов
1757
7 минут
Недавно общественники представили на суд республиканских министерств свои рекомендации по приоритетной программе «Человеческий капитал». Их набралось около 50 (?!) и они обсуждались на общественных слушаниях – стратегической сессии, в присутствии замов министров – кураторов тех или иных направлений программы.
Глава республики неоднократно указывал на необходимость сотрудничества правительственных структур с активными экспертами и НКО. При каждом министерстве есть общественные советы, десятки социально ориентированных НКО взаимодействуют с министерствами. Есть Общественная палата республики и ее аналоги в районах и городах.
И, тем не менее, сотрудничество во благо не реализуется в должной мере, как хотелось бы. Почему? Автор задался таким вопросом и провел экспертный опрос на слушаниях. Всего было опрошено 50 человек.
Что же показал опрос? Во взаимодействии министерств с общественными активистами «много формализма (бюрократизма)», «слабая обратная связь с гражданским обществом и экспертным сообществом». В совокупности эти два фактора заняли первое место среди разных вариантов ответов, а всего было 11 вариантов (около 40% ответов) на вопрос «Отметьте, пожалуйста, степень влияния проблем на успешную реализацию в РД проектов ПП «Человеческий капитал».
Когда общественников вызывают на официальные мероприятия, они в подавляющем меньшинстве и сидят «тише воды и ниже травы». Формат обсуждений не располагает к открытости. А ведь нужно обеспечить оптимальные условия для настоящего «мозгового штурма». Мероприятие ведь не для «галочки» проводится. Именно в этом режиме и работал автор с НКО во время подготовки слушаний.
Дает о себе знать и «конфликт интересов», на который указали во время экспертного опроса более 20% опрошенных. Общественники со своими проектами иногда мешают, в общем, путают карты. Но ведь нужно проанализировать, прежде чем забалтывать идею и отметать с порога: насколько полезна идея, каков социальный эффект от ее реализации? Ведь правительственные программы и планы в конечном счете пишутся для всего дагестанского общества. А конструктивные общественники – это деятельные патриоты, и они выполняют роль своеобразного буфера между Правительством и широкими слоями населения. Отсюда и надо исходить. Постепенно в министерствах привыкают к такому режиму работы с НКО. И это хорошо.
Поэтому общественные слушания и прошли в режиме равноправного диалога: сначала НКО и эксперты излагали свои идеи и проекты, а затем представители министерств отвечали: соглашались, спорили или предлагали вернуться к этому вопросу осенью этого года, чтобы включить в бюджет 2018 года. Кстати, к разговорам о том, что «трудно найти эти самые приоритетные проекты» – излюбленная тема «оппозиционных» экспертов. При желании очень легко: они на сайтах министерств.
Что же показали в итоге общественные обсуждения по программе «Человеческий капитал»? Во-первых, в Дагестане достаточно много деятельных патриотов из интеллигенции: скромных, заряженных на полезное дело. Если они что-то предлагают, то обязательно на основе государственно-частного (или общественного) партнерства. Ничего не просят у государства, предлагают только сотрудничество. Они сами вкладывают немалые ресурсы (свое время и деньги), но не ради прибыли, а ради идеи, общего блага.
Примеры? Сколько угодно. Вот только некоторые.
Научно–производственный центр «Просвещение» (Айдамир Айдамиров) вот уже который год готовит и выпускает 3- языковые (на родном, русском и английском языках) атласы-словари для начальных классов и дошкольного образования. Проект внедрен в Чечне и Азербайджане, есть благодарственные письма от соседей, в том числе и на имя Рамазана Абдулатипова. В свое время Глава Дагестана также ознакомился с этими атласами-словарями и поддержал проект. Но…дело застопорилось по разным причинам. На слушаниях решили: поддержать проект НПЦ «Просвещение» и обязательно включить в план мероприятий Минобрнауки региона.
Еще один пример связан с деятельностью Дагестанской ассоциации педагогов (выпуск журнала для детей «Амина») и работой частной школы «Земфира» (профессор ДГУ Магомед Рамазанов). Это очень удачный, на мой взгляд, пример сочетания светского и духовного образования. Есть надежда на то, что в Минобрнауке обратят внимание на этот уникальный в своем роде проект, где требуется лишь моральная поддержка и распространение положительного опыта.
Много полезных идей, в том числе и реализованных на практике, предложили ученые-педагоги из ДГПУ (профессор Джафар Маллаев, профессор, декан факультета начальных классов Зулпат Магомеддибирова и др.), из ДГУ и дагестанского отделения философского общества России (профессор ДГУ Мустафа Билалов).
Пристального внимания требует и качество реализации регионального компонента в системе образования республики. На ущемленный характер этого компонента и на необходимость повышенного внимания к нему (преподавание родных языков, культуры и традиций народов Дагестана и др.) указывает эксперт Гебек Гебеков (на основе данных социсследования), председатель Союза писателей РД Магомед Ахмедов.
Что касается направления «Культура и традиции», то здесь свою весомую лепту вносит группа активистов, объединенная вокруг ДРО Российского фонда культуры (Луиза Гаврилова, Марат Гаджиев, Саид Ниналалов и др.) и Издательский дом «МавраевЪ» (Рабадан Магомедов). Вот уже 6-й год они ежегодно организуют Межрегиональную книжную выставку «Тарки-Тау», на которую приезжают известные в России авторы. Это одно из немногих мероприятий, демонстрирующих «другое лицо» Дагестана – развитую книжную культуру с многовековыми традициями. Именно эта группа предложила уникальный проект: «Банк» национальной памяти – Дагестанское хранилище рукописей и раритетных изданий, по типу «Матенадарана» – хранилища древних армянских рукописей и книг в Ереване. Проект поддержан в Дагестанском научном центре и ДГУ, и в случае его реализации, стал бы новым брендом Дагестана как единственного региона на Юге России, где книжно- рукописная культура насчитывает около 1000 лет.
Они же выпускают (раз в месяц) общекавказскую литературно-художественную газету «Горцы». Предлагают и другие важные идеи: поддержать НКО «Кавказский дом переводов», проект «Золотой фонд литературы Дагестана» и др.
Вот уже 5-й год с некоторыми перерывами функционирует Общественный комитет по проекту «Лев Толстой и Кавказ (Дагестан)» (Джамалудин Омаров). «Плоды» его деятельности – это удачный пример государственно-общественного и муниципально-частного партнерств: памятники в Хунзахском районе и в городе Махачкале; конкурсы сочинений на тему «Кавказ в творчестве Л.Н.Толстого» в Москве и в регионах СКФО, встречи на Ясной поляне и выставка личных вещей Л. Толстого в Музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой. В планах еще ряд важных мероприятий с участием потомков Л. Толстого: известных в России и за рубежом персон – советника Президента РФ Владимира Толстого, зампредседателя Госдумы Петра Толстого и других.
Особого отношения заслуживают социально ориентированные НКО. Здесь собрались подвижники, радеющие за больных и немощных наших сограждан: такие организации, как «Жизнь без слез» (Айшат Гамзаева), «Дагестан без сирот» (Раисат Османова), «Дети – будущее Дагестана» и Ассоциация НКО «Единство и развитие» (Лейла Гамзатова).
Что в «сухом остатке» от общественных слушаний по приоритетной программе «Человеческий капитал»? Подавляющее большинство рекомендаций приняты, к оставшимся решено вернуться осенью этого года.
Было отмечено, что общественники поддерживают курс Главы Дагестана и отмечают с его приходом серьезные позитивные изменения в республике в сфере культуры, искусства и образования. А приоритетную программу они понимают как установку на всестороннее развитие человека и дагестанского общества.
Решили также чаще практиковать такой формат, когда министры встречаются с общественниками и независимыми экспертами. Министр здравоохранения Танка Ибрагимов предложил один раз в год встречаться с Общественной палатой республики; а главврачей в районах и городах он обяжет в год 2 раза отчитываться перед общественностью в своих муниципалитетах. Все рекомендации общественных слушаний будут представлены Главе Дагестана. На очереди общественные слушания и по другим приоритетным направлениям.