"

Цифровая экономика Дагестана: Перспективы развития

Фото:
7367
20 минут
Мир движется в сторону цифровой экономики. Информационные технологии вносят кардинальные изменения в нашу жизнь. Структура экономики становится другой. Меняется сам человек, его стиль жизни, быт, предпочтения и цели. Соответственно, меняется общество, уклад жизни. Мы переживаем сегодня величайшую информационно-коммуникационную революцию в истории человечества.

Под влиянием цифровой трансформации кардинально меняются традиционные отрасли народного хозяйства, финансы, транспорт, здравоохранение, образование, торговля, государственное управление и т.д.

Создаются новые модели бизнеса, логистики, производства, коммуникаций между людьми. Формируется новая парадигма развития государства, экономики и всего общества.
Всеобщую цифровизацию, которая охватила сегодня весь мир, сравнивают с электрификацией, которая в свое время кардинально изменила жизнь человека.
По оценке международной исследовательской компании McKinsey в ближайшие 20 лет 50% всех рабочих операций в мире будут автоматизированы, что по масштабу сопоставимо с промышленной революцией XVIII – XIX веков, которая позволила отдельным странам вырваться в мировые экономические лидеры. Также и цифровая революция позволит сделать рывок тем странам, кто сможет вовремя и правильно воспользоваться цифровыми технологиями.

Сегодня лидерами в этой сфере являются США, Китай, страны Евросоюза, где доля цифровой экономики в ВВП ужу составляет порядка 10 %, в России эта доля пока 3,9%.
Сейчас отставание России от стран-лидеров цифровизации составляет около 5–8 лет. Если не делать усилий, этот разрыв будет быстро увеличиваться. Сократить его будет крайне сложно.

Этому вопросу особое внимание уделяет Президент России В.В. Путин. В своем Послании Федеральному Собранию в декабре 2016 года он отметил необходимость: «…запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики…. Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова – нашего будущего».

В мае 2017 года Указом Президента РФ утверждена новая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, которая определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.
Правительством РФ утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р).

Новая ткань экономики

Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, а такой экономический уклад, в котором информационные данные представляют собой самостоятельную экономическую сущность. Другими словами это экономика данных, их создание, передача в огромном объеме, хранение, защита, обработка, анализ и принятие на их основе решений.
По сути это новая основа для развития государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества.

Идет постепенный переход к тотальному и повсеместному использованию методик принятия решений, основанных на данных. Результативность любого квалифицированного специалиста сегодня многократно может быть улучшена благодаря технологиям работы со структурированной цифровой информацией. Как заявил министр связи и массовых коммуникаций России Н. Никифоров «новой нефтью экономики становятся данные».

Цифровая экономика стала новым драйвером социально-экономического развития. Так, к примеру, внедрение принципов цифровой экономики позволило Эстонии, Израилю, Ирландии, Швеции совершить прорыв, который измеряется в 12-20% от ВВП этих стран.

В цифровой экономике быстро расширяются новые возможности для предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости. Так, в Китае стремительный рост в секторе электронной торговли привел к созданию 10 млн рабочих мест в онлайновых магазинах и смежных службах, что составляет около 1,3 процента всех рабочих мест в стране. В Кении система цифровых платежей M-Pesa обеспечивает дополнительный доход более чем 80 000 ее агентов. В Уганде сервис eKeebo позволяет самостоятельно занятым поварам и поварам-любителям продавать домашние блюда, не получая лицензий на создание ресторана. В Марокко сельские ремесленники (некоторые из них – неграмотные) продают свои товары по всему миру через платформу Anou, что, кстати, очень актуально для Дагестана.

Развитие аддитивных технологий позволяет уже сейчас в любом гараже в любой точке мира напечатать на 3D-принтере вещь, которую придумал сам, и продать ее через глобальную интернет-платформу.

В последние годы самые успешные инновации были не технологическими, а в области бизнес-моделей. К примеру, компания Uber, создавшая мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси и частных водителей произвела революцию в сфере перевозок пассажиров не за счет цифровой платформы, а новой бизнес-модели. Капитализация созданной в 2009 году компании превышает 51 млрд долларов США и сопоставима с капитализацией Газпрома, она работает в 76 странах мира, около 600 городах. Кстати, аналог этой бизнес-модели уже работает и в Махачкале и Каспийске, в рамках проекта «Яндекс.Такси».

Сегодня употребляется даже выражение «уберизация экономики», где речь идет о глубоких уровнях трансформации экономики и общества, которые касаются того, как взаимодействуют спрос и предложение.

Другой пример – в США в туристическом бизнесе за последние 15 лет выручка онлайн-сервисов по бронированию гостиниц выросла в 10 раз, тогда как число турагентов сократилось наполовину.

Новой экономике не нужны посредники. Потребители и поставщики услуг (продукции) напрямую связываются друг с другом. Информация доступна всем. Ни одна отрасль и сфера жизни не останется в стороне от цифровой революции. Меняется сама ткань экономики. Она просто становится другой.

Будет немало и проигравших при цифровой экономике. Новый уклад разрушает многие традиционные секторы. По прогнозам аналитиков в течении 10 лет в России исчезнет 6,5 млн рабочих мест, а для 25 млн рабочих мест будут значительно изменены требования к квалификации и навыкам людей. Искусственный интеллект вытесняет человека из областей, считающихся интеллектуальными. Практически исчезнут бухгалтеры, корректоры, туроператоры, риэлторы, в разы сократятся юристы и т.д. Для человека остается или низкоквалифицированный сектор, или, наоборот, очень высококвалифицированная работа. И это расслоение происходит по всему миру. Наши дагестанские вузы готовят тысячами бухгалтеров, юристов, экономистов и т.д., которые завтра не нужны будут экономике. Государство должно искать баланс между старой и новой экономикой.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

По результатам заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (5 июля 2017 года), направление «Цифровая экономика» включено в перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года. На этом же заседании была рассмотрена программа развития цифровой экономики, которая позже утверждена Правительством РФ.

Целью Программы является создание экосистемы цифровой экономики России, в которой данные в цифровой форме являются ключевыми факторами производства во всех сферах социально-экономической деятельности.

Основными сквозными цифровыми технологиями определены: системы распределенного реестра (блокчейн), большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, промышленный интернет, технологии виртуальной и дополненной реальности, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, квантовые технологии, новые производственные технологии.

Поставлена задача сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни. Уже к 2019 году должны быть приняты законы, регулирующие использование технологий «Интернета вещей», распределенного хранения информации (блокчейн), механизмов сбора и использования массивов «больших данных» (Big Data), новых стандартов раскрытия информации в форме открытых данных в деятельности органов власти и т.д.

С участием государства и частного бизнеса будет создаваться опорная инфраструктура цифровой экономики, в том числе широкополосный интернет во все населенные пункты, где проживают более 250 человек, безопасные линии связи и центры обработки данных. В результате доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернету в общем числе домашних хозяйств составит к 2024 году 97 процентов.

Предполагается кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, решить задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности. Доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна составить около 40 процентов.

К 2024 году количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, достигнет 800 тыс. человек в год.

К 2018 году все больницы и поликлиники будут подключены к скоростному интернету, что позволит использовать современные технологии телемедицины и дистанционные консультации врачей, будет сформирована экосистема цифрового здравоохранения, создана инфраструктура функционирования цифровых медицинских сервисов и т. д.
К 2020 году 80 проц. образовательных учреждений должны иметь широкополосный доступ к интернету (не менее 100 Мбит/с), а к 2024 году – все 100 процентов. Такие же задачи стоят по подключению органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественно значимых объектов.

Главная идея программы «Цифровая экономика» - создать в России определенный набор условий для запуска и ускорения цифровизации привычного жизненного и экономического уклада. В целом реализация программы должна к 2024 году привести к созданию сектора, сопоставимого по своей роли с нефтегазовой отраслью.

Как построить цифровой Дагестан?

Задачи, поставленные в программе развития цифровой экономики в России хотя и очень амбициозны, но вполне реалистичны.

Дагестану необходимо активно включиться в ее реализацию и осуществить прорыв в развитии данного направления, совершить «цифровую революцию», став одним из ведущих регионов страны по внедрению цифровой экономики.

Все предпосылки и ресурсы для этого есть, необходимо только начать активно действовать, двигаться дальше, принимать кардинальные меры, в том числе организационного характера, чтобы обеспечить качественный скачок в развитии республики.

Пока что, несмотря на принимаемые меры, по уровню развития информационно-коммуникационных технологий мы всё ещё отстаем от других субъектов РФ.

Так, по статданным за 2015 год, удельный вес домохозяйств, имевших широкополосный доступ к интернету, в Дагестане составляет 53,2%, при среднем по РФ – 66,8%, в СКФО – 60,5%. Для сравнения, в Чеченской Республике этот показатель составляет 81%, в Ставропольском крае – 63,9%.

Удельный вес домохозяйств, имевших персональный компьютер, в Дагестане составляет 54 %, при среднем по РФ – 72,5%, в СКФО – 69,5%. В Чеченской Республике – 77,3%, Ставропольском крае – 65,9%.

Число персональных компьютеров с доступом в Интернет на 100 работников в Дагестане составляет всего 18, при среднем по РФ – 31, по СКФО – 25. У нас самый низкий показатель среди субъектов РФ.

Число активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения в Дагестане всего 2,3, при среднем по РФ 18,3 и по СКФО – 6,4.
Кое-что в республике для улучшения ситуации сделано. Реализован успешный проект на основе государственно-частного партнерства с компанией АО «Электросвязь» по прокладке волоконно-оптической линии связи во все города и районы республики. Широкополосный доступ к интернету получили жители самых высокогорных и труднодоступных районов республики, где до этого даже дозвониться до них было сложно. Только этот проект создал около 2,5 тыс. новых рабочих мест, связанных с ИТ-отраслью, ликвидировал цифровое неравенство в горах, сельской местности, в труднодоступных районах. Этот опыт надо использовать и дальше, обеспечив проведение скоростного интернета до каждого села.
При этом нужно обеспечить развитие конкуренции на этом рынке, оказывать всяческую поддержку местным региональным операторам связи, у которых расценки, как правило, в разы дешевле, а также местным ИТ-компаниям, осуществляющим разработку и внедрение программных продуктов, автоматизацию деятельности организаций сектора государственного и муниципального управления, здравоохранения, образования, коммерческих предприятий и т.д. Предоставлять им всевозможные преференции, налоговые льготы, субсидировать процентные ставки по полученным кредитам, заключать инвестиционные соглашения, обеспечить участие в тендерах, проводимых федеральными структурами на территории республики, оказывать другие меры государственной поддержки. Поддерживая местные компании, тесно взаимодействуя с ними, мы быстрее достигнем намеченных целей.

В плане обучения молодежи современным навыкам в сфере ИТ-отрасли много делается бизнес-инкубатором «ПЕРИ Инновации», Дагестанским государственным университетом народного хозяйства, Дагестанским государственным техническим университетом. Но этого в масштабах республики, с учетом ускоряющихся темпов развития цифровой экономики, крайне недостаточно.

Для концентрации усилий органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений образования, здравоохранения бизнеса, населения на реализацию задач по формированию основ цифровой экономики необходимо разработать и утвердить государственную программу Республики Дагестан «Цифровая экономика Республики Дагестан». Программа должна тесно коррелироваться с федеральной программой «Цифровая экономика», обеспечивая активное участие в реализации ее основных мероприятиях на территории республики.

Действующая в настоящее время государственная программа Республики Дагестан «Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан на 2017-2022 годы» из-за постоянного сокращения финансирования фактически не работает в полном объеме, ее мероприятия не достаточны для создания цифровой экономики в республике, она сформирована до принятия российской программы «Цифровая экономика» и, соответственно, в ней не учтены новые задачи.

К разработке новой республиканской программы необходимо подойти серьезно, системно, используя опыт передовых субъектов РФ, ведущих компаний страны, консультируясь с региональными операторами связи, ИТ-компаниями, вузами, ведущими специалистами-экспертами страны и республики. Необходимо обозначить конкретные направления, задачи и цели реализации программы, каких результатов мы хотим достигнуть.

Если говорить обобщено, нужно достичь две цели: обеспечить наличие высокоскоростного и недорого интернета во всех уголках Дагестана и максимальное количество людей, обладающих нужными знаниями и опытом, специалистов высокой квалификации не только в ИТ-отрасли, но и в различных секторах экономики, где идет внедрение новых технологий.
Приведу некоторые ориентировочные показатели и ожидаемые результаты, которые необходимо достигнуть в Дагестане при реализации программы:

по удельному весу домохозяйств, имеющих персональный компьютер и широкополосный доступ к интернету, Дагестан должен превысить к 2024 году средние показатели по РФ;
к 2024 году в каждом населенном пункте республики с населением свыше 250 человек должен быть широкополосный доступ к интернету, в Махачкале и Каспийске – сеть связи 5G, а на 1 кв. км – не менее 60 точек беспроводного доступа к сети Интернет;

к 2024 году абонентская плата за фиксированный доступ к интернету должна снизиться до 0,1 % к среднедушевым денежным доходам населения;

количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне, к 2024 году должна составить не менее 5 тыс. человек в год.

При реализации этих направлений важным является использование принципов проектного управления, успешно реализуемого в Дагестане. К действующим семи приоритетным проектам развития Дагестана целесообразно добавить восьмой приоритетный проект «Цифровой Дагестан». Создать Совет при Главе Республики Дагестан по цифровой экономике.

Исполнителем мероприятий может стать отдельное министерство информатизации и связи РД. В настоящее время этими вопросами в республике занимается Министерство транспорта, энергетики и связи РД, которая из-за громоздкости и курирования ими других, не менее важных отраслей экономики, не способна оперативно реагировать на новые вызовы времени, обеспечить развитие цифровой экономики Дагестана. В том же Татарстане, одном из лидеров в России в сфере информационных технологий, министр информатизации и связи одновременно является заместителем премьер-министра, что подчеркивает важность данного направления для республики.

В целом развитие цифровой экономики в Дагестане должно стать мощным драйвером экономического развития республики, ускорить экономический рост, улучшить качество структуры экономики и, в итоге, повысить благосостояние людей.

Модернизация образования, новые компетенции, цифровая грамотность

Для развития цифровой экономики очень важен человеческий капитал, люди, обладающие нужными знаниями и опытом. Это не только разработчики программного обеспечения, это переоценка всего подхода к специалистам высокой квалификации во многих сферах.

Сегодня численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Существует серьезный разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения.

Поэтому важнейшее значение необходимо придать модернизации образования, вопросам подготовки необходимых компетентных специалистов. Эти задачи ставятся на федеральном уровне, и Дагестан должен активно подключиться к их решению.

Сейчас в России примерно 500 тысяч программистов, но для создания должного технологического задела необходимо, чтобы в сфере информационных технологий был задействован 1 миллион специалистов.

Если из них хотя бы 2 проц. будут задействованы в Дагестане, то это более 20 тыс. специалистов ИТ. Это будет означать, что в республике не просто появится новый сектор экономики, а сегмент, оказывающий серьезное влияние на все отрасли экономики, социальной сферы, государственного и муниципального управления, общественной жизни.

Сейчас у нас в ИТ-отрасли трудится всего 1,5 тыс человек или 0,15 проц. от занятых в экономике Дагестана. Это, безусловно, крайне мало. В среднем по РФ доля ИТ-специалистов в общей занятости составляет 1,4 проц., что также считается невысокой. К примеру, в США этот показатель составляет 3,7 проц., в Германии – 3,1 проц., в Польше – 2,8 проц., Турции – 1,7, а в Норвегии – 4,8 процентов.

При этом в Дагестане из 999,6 тыс. занятых в экономике 272,6 тыс. чел. (или 27 проц.) трудятся в сельском хозяйстве, 101,7 тыс. в торговле (10 проц.). Это те отрасли, которые ждет значительное сокращение рабочих мест.

Преимущество Дагестана – это высокая доля молодежи, которая занимает активную жизненную позицию, высокомотивированная, предприимчивая, нацеленная на лидерство и успех. Их нужно ориентировать в первую очередь на обучение новым специальностям, освоение конкретных навыков и компетенций, востребованных в цифровой экономике. Создавать у них навыки, привычки (самообразование, переобучение), нормы поведения, с которыми они будут более успешными, эффективными и результативными в быстро меняющемся мире. Одними единоборствами сегодня многого не достигнешь.

Для этого необходимо: увеличить число мест (особенно бюджетных) в вузах и техникумах по ИТ-специальностям, другим ключевым направлениям цифровой экономики; готовить специалистов в других сферах с учетом развития цифровой экономики (например, готовить юристов в сфере цифровой экономики, которые будут очень востребованы в ближайшее время); на базе вузов создать центры компетенции, которые должны обеспечить интеллектуальную и кадровую поддержку реализуемым проектам; совместно с бизнесом выстроить современную систему среднего профессионального образования; проводить информационную кампанию по развитию учебы и карьеры в условиях цифровизации экономики.
Здесь необходимо продумать как привлечь ИТ-специалистов из регионов-лидеров России в Дагестан для обучения молодежи, повышения квалификации наших специалистов. Большевики в 30-х годах совершили культурную революцию в Дагестане, направив сюда тысячи русских учительниц. В итоге им удалось Дагестан патриархальный сделать индустриальным. Сегодня, образно говоря, нужна «тысяча русских программистов», чтобы создать цифровой Дагестан. Российские программисты считаются одними из лучших в мире и мы должны стать частью этого бренда.

Кроме молодежи необходимо обеспечить возможности обучения и взрослого населения. Сегодня в России только один из пяти взрослых учится, а в Дагестане и того меньше. Для современной экономики нужно, чтобы учился каждый второй. Обучение после ВУЗа должно быть непрерывным. Поэтому необходимо увеличить предложение такого обучения на рынке, подключить для этого различные образовательные центры. Человек должен переучиваться в среднем каждые три года. Таковы требования новой экономики. Стиль жизни дагестанцев должен поменяться. Помимо хождений по свадьбам, ресторанам, спортзалам и т.д., необходимо посещать различные образовательные курсы, постоянно переобучаться. Это должно стать нормой жизни и поощряться общественным мнением. У нас пока, к сожалению, учеба не в моде.
  
От того, как люди изучают новое, воспринимают ли пожизненное обучение как полезную неизбежность, готовы ли приобретать новые навыки во многом зависит успех создания цифровой экономики.

Блокчейн (blockchain)

В развитии цифровой экономики ключевое значение играет технология блокчейн (система распределенного хранения информации), означающая децентрализацию систем и данных (не подключенных к общему серверу), что гарантирует высокий уровень надежности информации. Другими словами, это технология надежного хранения данных, при которой их невозможно украсть, изменить или удалить. Это цифровые договоры, исполнение которых контролируют алгоритмы, а не люди.

Сейчас все операции с деньгами, документами или другими данными неизбежно проходят через посредников. Банки, государственные органы или же нотариусы постоянно подтверждают подлинность проделанных операций.
Блокчейн не имеет центрального органа, поэтому транзакции проверяются всеми участниками системы.

Эта технология в ближайшее время радикально изменит многие сферы экономики, особенно страхование, финансы, логистику, начнет активно проникать во многие сферы нашей жизни, в государственное управление, здравоохранение и т.д.
  
По своей значимости она сопоставима с созданием интернета и повсеместной смартфонизацией, буквально пронизывающими современный мир и изменившими все вокруг.
На панельной сессии Петербургского международного экономического форума «Блокчейн — рождение новой экономики» (июнь 2017 г.) было отмечено, что 8% из числа опрошенных организаций в разных странах мира уже перешли на стадию внедрения блокчейна, 25% в настоящее время изучают возможности реализации в предстоящие 12 месяцев. Среди них финансовые компании 33%, правительственный сектор 29%, здравоохранение 27%. Министр связи и массовых коммуникаций России Н. Никифоров отметил, что блокчейн — это одна из основных сквозных технологий, которая станет драйвером для всех отраслей народного хозяйства России.

Уже в этом году Росреестр совместно с Внешэкономбанком (ВЭБ) начнет пилотный проект по внедрению технологии блокчейн в работу с договорами долевого участия и оформления ипотеки, что поможет уменьшить время оформления сделок, а также повысить безопасность транзакций. Сделка будет совершаться за один день. Если сегодня в проведении каждой сделки задействованы как минимум по четыре сотрудника Росреестра, то при новой технологии – меньше одного человека, потому что будут только люди, которые обслуживают работу системы. «Фактически чиновников в данном случае требоваться не будет»,— отметил министр экономического развития России М. Орешкин.

По прогнозам экспертов, в массовый обиход блокчейн войдет после 2020 года. За счет экономии на логистике, документообороте и других бизнес-процессах большинство продуктов и услуг станут дешевле для конечных потребителей. Умрут различные посредники — нотариат, процессинг платежей и карт, экспедиторы, многие бизнесы, построенные на хранении, обработке и защите информации. Заметно поредеют ряды банков, юридических контор, страховых компаний и госучреждений. Ну а тем, кто останется на рынке, явно придется уволить много людей (функционал которых отберет блокчейн).

Сегодня специалисты в сфере блокчейн являются самыми востребованными на рынке труда во всем мире. Ощущается их дефицит и спрос на них в ближайшие годы будет только расти. Дагестанским вузам, образовательным центрам необходимо уже сегодня перестраиваться и находить возможность обучению (переобучению) этой специальности на своих площадках.

Цифровые деньги (криптовалюта)

На основе технологии блокчейн созданы децентрализованные цифровые валюты (биткойн, лайткоин, эфириум, монеро и другие), функционирующие исключительно на просторах интернета. Эмиссия валют происходит посредством работы миллионов компьютеров по всему миру, используя программу для вычисления математических алгоритмов. Никто не контролирует ее.

Сегодня криптовалюта используется уже как обычное платежное средство, для приобретения товаров или оплаты услуг, она торгуется на биржах, как и другие валюты. Так, курс биткоина вырос только за последние два года почти в 15 раз (с 200 долларов США за 1 биткоин в начале 2015 года до 3000 долларов в августе 2017 года).
Уже вошел в анналы истории курьезный случай: в 2010 году, когда биткоин только делал первые шаги, один американский программист заказал себе две пиццы за 10 000 биткоинов (на то время около 40 долларов). Сегодня эта сумма составляет 30 млн. долларов! Недешево обошлась ему эта пицца.

Важными условиями для добычи (майнинга) биткоинов являются дешевое электричество, быстрый интернет, соответствующее оборудование, холодный климат (естественное охлаждение значительно снижает себестоимость биткоина при производстве). Поэтому дагестанские горы с наличием гидроэнергетики и прохладным климатом идеальное место для их производства.
Соседняя Грузия давно этим воспользовалась. Первый грузинский дата-центр для майнинга биткоинов был открыт в Гори в июле 2014 года. Второй дата-центр, один из крупнейших в мире, работает в Тбилиси с декабря 2015 года на территории 18,5 га в особой экономической зоне. Грузия также стала первым государством, решившим внедрить блокчейн для регистрации земельных прав, что позволило повысить защищённость информации о правах на землю, упростить аудит, сделать возможным дистанционное оформление документов, сократить время и стоимость регистрации земельных прав.

В России также появится своя отечественная криптовалюта, разработкой которой займется Центробанк. Крипторубль — это полноценная национальная валюта, которая позволит увеличить безналичный оборот в стране. Государство гарантирует гражданам и компаниям безопасность по всем рискам, связанным с ее оборотом, точно так же, как в случае с обычным, бумажным, рублем.

* * *

Завершить статью хочу выдержкой из одной публикации, размещенной на сайте Центра технологий электронного правительства Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики:

«Изменения, которые наваливаются на нашу экономику, невозможно остановить. Они так или иначе вторгаются в наше пространство и наводят здесь свой порядок, несмотря на то, как и кем было установлено предыдущее расписание бытия. Словно свежий ароматный теплый ветер врывается в наши окна солнечным весенним днем и наполняет комнату энергией оптимизма и обновления. Это не оттепель. Уже началась цифровая весна. Скоро будет жарко.»
Источники
РИА "Дагестан"

Новости раздела