"

Басир Алиев: «При формировании бюджета Дагестана необходимо учесть общественные интересы»

Фото:
1830
4 минуты
На прошлой неделе в Махачкале прошли публичные слушания проекта республиканского бюджета Дагестана на 2018 год. В мероприятии приняли участие депутаты парламента, члены Правительства, главы муниципальных образований, а также представители общественных и научных сообществ Дагестана. Примечательно, что в этом году все статьи расходной и доходной части регионального бюджета анализируются и обсуждаются более детально и открыто.

О том, какие меры нужно предпринять для повышения эффективности бюджетно-налоговой политики региона, а также о направлениях, на которые в первую очередь нужно предусмотреть средства, в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал заведующий кафедрой налогов, денежного обращения и кредита ДГУ Басир Алиев.

По его мнению, главный финансовый документ республики должен формироваться с учетом соблюдения принципов построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса, предусмотренных БК России. При этом особое внимание должно быть уделено соблюдению принципа гласности и прозрачности бюджета, достоверности, адресности и целевого характера, а также эффективности использования средств.

«Необходимо обеспечить формирование бюджета на основе госпрограмм с учетом обоснования бюджетных ассигнований на этапе их формирования. По моему мнению, формирование финансового документа должно быть увязано с реализацией наиболее важных проектов в государственном секторе. Необходимо расширять практику реализации мероприятий госпрограмм на принципах проектного управления, что предполагает обязательность обоснования выбора форм и механизмов реализации конкретных программных мероприятий.

Бюджет Дагестана на будущий год будет социально ориентированным: в нем нет расходов на оборону и правоохранную деятельность, так как они финансируются из федерального бюджета. Считаю, что в целях усиления социальной ориентации бюджета, целесообразно продолжить политику сокращения аппарата управления при адекватном увеличении социально востребованных обществом затрат», – отметил Алиев.

Среди недочетов, допущенных в прошлых годах, Басир Алиев назвал недостаточность гласности и прозрачности бюджета, а также низкую эффективность затрат. «При формировании бюджета республики необходимо учитывать общественные интересы. Для повышения эффективности бюджетных затрат стоит проводить их тщательный мониторинг, а также ежегодную оценку их целесообразности», – считает он.

Эксперт подчеркнул, что при проведении бюджетно-налоговой политики в Дагестане необходимо принимать меры, направленные на повышение ее эффективности. Так, в части реализации доходной части бюджета нужно обеспечить поступление всех предусмотренных законодательством доходов посредством повышения результативности работы налоговых органов, снижения теневого сектора экономики и развития реального сектора. Кроме того, считает Алиев, следует продолжить работу по учету всех объектов налогообложения и постановки их на учет.

«Необходимо активизировать работу администраций городов, районов и поселений по наращиванию налогового потенциала территорий. Ученые, эксперты должны привлекаться для комментирования хода формирования и исполнения бюджетных обязательств. В части выполнения расходных обязательств следовало бы оптимизировать расходы бюджета, связанные с госуправлением посредством сокращения ряда дублирующих ведомств. Высвободившиеся средства было бы целесообразно направить на развитие реального сектора экономики, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Кроме того, необходимо повысить прозрачность расходования бюджетных средств и устранить коррупционные схемы выделения средств бюджета.

Следует обратить особое внимание и на исходную информацию, на базе которой формируется бюджет. Необходимо на основе глубокого анализа закономерностей объективных факторов объяснять их и прогнози­ровать наступление тех или иных событий, в том числе и небла­гоприятных, а не ссылаться на простую регистрацию фактов и бессистемный сбор сведений в целом. Сегодня определенные сомнения вызывают данные о численности населения Дагестана, о количестве овцепоголовья, поголовья крупного рогатого скота, об объемах производства сельскохозяйственной и промышленной продукции», – отметил он.

Говоря о том, на что в первую очередь нужно предусматривать средства при формировании бюджета, Алиев подчеркнул, что приоритетные направления в части выполнения расходных обязательств должны быть связаны с реализацией «майских указов» Президента. Это касается, в том числе, и обеспечения индикативных значений заработной платы работников бюджетной сферы, подпадающих под действие указов, а также соблюдение принципа формирования бюджетов на основе госпрограмм с учетом обоснования бюджетных ассигнований на этапе их формирования.

«Во многих бюджетных учреждениях оплата труда руководителя превышает зарплату сотрудника в десятки раз, поэтому необходимы меры, связанные с нивелированием уровней заработной платы между различными категориями работников. В сфере экономики в большей степени бюджетной поддержки заслуживает реальный сектор, а также организации, реализующие приоритетные инвестиционные проекты.  В условиях высокого уровня безработицы в регионе, а также в целях сокращения миграции рабочей силы, бюджетной поддержки заслуживают и те организации, которые обеспечивают дополнительные рабочие места, особенно в сфере высоких технологий», – подчеркнул завкафедрой ДГУ.

Алиев добавил, что законопроектом «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрен предельный объем государственного долга республики на 2018 год в размере 11,9 млрд рублей. «Для сравнения: по этому показателю за 2016 год регион находился на 46 месте в России. Отмечу, что в соответствии с пунктом 2 статьи 107 Бюджетного кодекса предельный объем госдолга субъекта страны не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

«Прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета на 2018 год составляет свыше 95 млрд рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 71,2 млрд руб. Годовой объем доходов республики без учета безвозмездных поступлений составит 23,9 млрд рублей. Получается, что долговая нагрузка региона находится в допустимом диапазоне, хотя наблюдается отрицательная тенденция по годам», – заключил Алиев.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела