"

Раюдин Юсуфов: «Мы завершаем 2017 год с положительной динамикой темпов по основным экономическим показателям»

Фото:
1700
15 минут

В Дагестане принят республиканский бюджет на будущий год и плановый период 2019-2020 годов.  Как утверждают эксперты, главный финансовый документ республики социально ориентированный. Это значит, что в нем основные расходы запланированы на выполнение социальных обязательств перед населением. Об особенностях бюджета Дагестана на 2018 год и основных итогах уходящего года в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал врио заместителя председателя Правительства – министра экономики и территориального развития региона Раюдин Юсуфов.

- Дагестанским парламентом принят бюджет Дагестана на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. В этом году документ заранее был обнародован, еще до принятия в первом чтении, и широко обсуждался на различных площадках, в том числе и через средства массовой информации. Позже документ с учетом высказанных предложений и замечаний претерпел существенные изменения. Раюдин Айдакадиевич, расскажите подробнее об этих изменениях.

 - Действительно, в этом году впервые проект бюджета по поручению врио Главы Дагестана Владимира Васильева был заранее опубликован с тем, чтобы общественность смогла высказать свои замечания и пожелания. Кроме того, Народным Собранием Дагестана были организованы публичные слушания по бюджету, а также обсуждения на различных площадках. После принятия в первом чтении в проект бюджета внесен ряд поправок, связанных, в том числе, с увеличением на 5 млрд 390 млн рублей доходной части бюджета. Из них 4 млрд 100 млн рублей составляют трансферты из федерального бюджета, в том числе: дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение заработной платы работников бюджетной сферы – 1 млрд 161 млн рублей, субсидии – 2 млрд 930 млн рублей. Собственные доходы республиканского бюджета увеличены на сумму около 1 млрд 291 млн рублей.

Эти средства мы направляем в основном на увеличение заработной платы учителям, врачам и другим работникам социальной сферы, государственным гражданским служащим, а также работникам, не подпадающим под действие «майских указов» Президента страны.

В бюджете следующего года мы планируем увеличить налоговые и неналоговые доходы по отношению к оценке 2017 года: если в первом чтении рост прогнозировался в объеме 136 млн рублей, то теперь их размер увеличен до 1,4 млрд рублей.

В целом параметры бюджета будущего года составили по доходам 100,5 млрд рублей, расходам – 99,7 млрд рублей, профицит составляет 772 млн рублей.

При подготовке главного финансового документа Дагестана учитывался предварительный прогноз социально-экономического развития региона на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. На что был сделан акцент при разработке основных макроэкономических показателей Прогноза, есть какое-то принципиальное отличие от документа предыдущих лет?

Начну с конца вопроса. В текущем году Прогноз разрабатывался нами в трех вариантах: консервативном, базовом и целевом, в то время, как во все предыдущие годы – в двух: консервативном и оптимистическом.

В консервативном варианте в 2018–2020 годах закладывается более существенное ослабление рубля, и в результате темпы заложены на уровне прошлых годов. При возможной реализации третьего, целевого, варианта прогноза ожидается повышение инвестиционной активности: снижение общего уровня экономической неопределенности в условиях значительного объема накопленных собственных ресурсов. Базовый же вариант носит восстановительный характер, поэтому именно этот вариант был рекомендован для использования при формировании бюджета республики на будущий год. 

Кроме того, при разработке Прогноза в текущем году был включен новый показатель, который необходим для расчетов соотношений заработной платы определенных социальных категорий работников, – среднемесячная заработная плата с учетом наемных работников.

Главный акцент при разработке основных макроэкономических показателей Прогноза на среднесрочный период делается на прошедшие годы и на прошедший период текущего года социально-экономического развития республики. Именно эти данные влияют на формирование основных параметров прогноза. Необходимо обратить внимание на то, что значительный рост в текущем году наблюдается в промышленности, а так как именно увеличение доли промышленности в общем объеме валового регионального продукта является значимым (промышленность обеспечивает высокие налоговые поступления в бюджет), то и на все последующие годы предусмотрено значительное увеличение темпов.

Ну и второй момент, конечно же, это индексы-дефляторы. Их разрабатывает Минэкономразвития России и вместе с инструктивными материалами предлагает нам для использования при формировании прогноза. Однако, министерством разрабатываются «собственные» дефляторы, согласно нашей специфике, которые в основном и используются при формировании прогноза на среднесрочный период.

- И каков прогноз по основным макроэкономическим показателям на ближайшие три года?

- В Прогнозе особое внимание уделяется реализации мероприятий по дальнейшему развитию Дагестана, особенно мероприятиям по промышленности и сельского хозяйства, его участию в государственных и федеральных целевых программах, реализации инвестиционных проектов, созданию конкурентной и деловой среды развития экономики, благоприятных условий для субъектов малого и среднего предпринимательства, расширению налогооблагаемой базы.

В результате реализации всех предусмотренных мероприятий, рост основных социально-экономических показателей Дагестана в 2020 году, по отношению к 2016 году, в условиях базового варианта прогнозируется: ВРП – на 11,4%; промышленного производства – в 1,5 раза; продукции сельского хозяйства – на 16,3%; инвестиций в основной капитал – на 9,5%; выполненных работ по виду деятельности «строительство» – на 10,8%; налоговых и неналоговых доходов – на 13,4%, среднемесячной заработной платы – на 24,7%; реальных располагаемых доходов населения – на 16,8%.

При прогнозировании бюджета Дагестана на 2017 год использовался консервативный вариант, который предполагает низкую динамику развития экономики, а на будущий год, как Вы уже сказали, – базовый. Значит ли это, что ситуация в экономике в целом по стране и нашей республике стала улучшаться?

По известным причинам, последние несколько лет для нашей страны были непростыми, приходилось приспосабливать экономику под сложившиеся условия. Сегодня можно признать, что мы выбрались из кризиса, экономика укрепляется и есть все предпосылки для дальнейшего роста.

Бюджет Дагестана в уходящем году исполнялся в условиях жесткой экономии, средства ограничены, и расходы по наиболее социально значимым статьям финансировались в первоочередном порядке.  Значительные средства направлены на выплаты платежей по выполнению долговых обязательств, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Буквально на днях распоряжением Президента России Дагестану дополнительно выделено на этот год 3,2 млрд рублей субсидий. Это беспрецедентное решение позволит обеспечить сбалансированность бюджета, исполнение принятых бюджетных обязательств и перейти в будущий год без текущих долгов. Без этой помощи в конце года у республики не хватало бы средств на обеспечение социальных выплат за декабрь, что связано с нереализацией газовых сетей в текущем году. Проблему удалось решить благодаря тому, что врио Главы республики обратился к Президенту с соответствующей просьбой.

Если же говорить в целом об экономике Дагестана, то мы отмечаем рост по большинству макроэкономических показателей: рост темпов промышленного производства по итогам 11 месяцев составил 20,6%, продукции сельского хозяйства и строительства – по 4,7%, оборота розничной торговли – 3%, объема платных услуг населению – 2,7%, реальных располагаемых денежных доходов – 3,3%. Рост темпа также наблюдается за январь-октябрь 2017 года по среднемесячной заработной плате работников на 5,1% и по инвестициям в основной капитал за январь-сентябрь 2017 года на 4,6%.

- В последние годы Дагестан наращивает участие в государственных программах. В уходящем году деятельность органов исполнительной власти в регионе осуществляется в рамках, если не ошибаюсь, 26 госпрограмм, в прошлом году на 2 программы меньше. Более того, с 2014 года республиканский бюджет формируется в программном формате. В каких наиболее крупных программах представлена республика? Планирует ли регион и в будущем наращивать участие в ФЦП?

- В текущем году работа республиканских министерств и ведомств в федеральных органах власти велась в рамках 26 государственных программ Российской Федерации. Общий объем финансирования мероприятий республики в рамках госпрограмм РФ по итогам 2017 года ожидается в сумме 38,5 млрд рублей (с учетом мероприятий по объектам федеральной собственности и госзаказов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Республики Дагестан), что составляет 128,3% к фактически выделенному объему в 2016 году, в том числе за счет средств федерального бюджета – 27,9 млрд рублей (129,3%), республиканского бюджета – 10,6 млрд рублей (126,2 %).

В рамках выполнения мероприятий республики в госпрограммах РФ в 2017 году Правительством Дагестана заключено 43 соглашения (в составе 12 госпрограмм РФ) с главными распорядителями средств федерального бюджета о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на общую сумму свыше 10 млрд 896 млн рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – свыше 9 млрд 928 млн рублей, республиканского бюджета – свыше 968 млн рублей. В настоящее время указанные средства профинансированы в полном объеме.

Здесь стоит отметить, что для развития Дагестана большое значение имеет подпрограмма «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.

В этом году в рамках реализации мероприятий Подпрограммы ведется строительство восьми объектов социальной и инженерной инфраструктуры: две больницы в Карабудахкентском и Ботлихском районах, очистные сооружения канализации в городе Дербенте и мероприятий по подготовке водохранилища и нижнего бьефа Гоцатлинской ГЭС, четыре школы в Хасавюртовском и Магарамкентском районах.

Из указанных объектов в 2017 году планируется сдать в эксплуатацию шесть объектов (две больницы, четыре школы, а также завершить реализацию мероприятий по подготовке водохранилища и нижнего бьефа Гоцатлинской ГЭС).

Кроме того, в 2017 году в рамках подпрограммы реализуется три инвестиционных проекта Республики Дагестан: строительство тепличного комплекса ООО «АгроМир» в г. Махачкала, пос. Ленинкент; строительство тепличного комплекса ООО «Югагрохолдинг» в г.Махачкала, п. Шамхал-Термен; строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с. Кафыр-Кумух Республики Дагестан» (ООО «Матис»).

Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы на 2017 год в соответствии с подписанными Соглашениями составляет 2 млрд 711 млн рублей,  из них 2 млрд 677 млн рублей – средства федерального бюджета, 34 млн рублей – средства республиканского бюджета.

Также в текущем году широко представлены мероприятия Республики Дагестан  в рамках государственных программ РФ: «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы  (объем финансирования из федерального бюджета 1 млрд 254 млн рублей; «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (объем финансирования из федерального бюджета – 3 млрд 249 млн рублей; «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (объем финансирования из федерального бюджета – 2 млрд 965 млн рублей) и другие.  Основной задачей, поставленной Владимиром Васильевым перед Правительством Дагестана, является наращивание участия республики в госпрограммах РФ и ФЦП. И эта работа будет продолжаться в последующие годы.

С 2016 года в республике также реализуется программа финансового оздоровления и социально-экономического развития Дагестана, которая должна завершиться в 2018 году. Расскажите, что это за Программа, что она нам дает?

В соответствии с данной программой в Дагестане реализуются мероприятия по увеличению налоговых и неналоговых доходов и оптимизации расходов республиканского и местных бюджетов, в ней предусмотрены конкретные меры по увеличению поступлений налогов, формированию актуализированной налоговой базы, легализации предпринимательской деятельности. При этом особое внимание уделяется вопросам снижения задолженности и недоимкам по налогам и сборам, проводится адресная работа с предприятиями с низкой налоговой нагрузкой.

Нужно отметить, что в рамках реализации программы проведена оценка эффективности предоставленных налоговых льгот по региональным налогам. В результате выявлены неэффективные и невостребованные налоговые льготы, которые отменены Законом РД «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в области налогообложения».

Большое внимание в программе уделено вопросам оптимизации расходов бюджета, в том числе, на закупку товаров, работ и услуг, затрат на содержание государственного имущества, оптимизации сети государственных учреждений, численности работников органов исполнительной власти Республики Дагестан. 

Отмечу, что в рамках оптимизации расходов численность работников бюджетной сферы принята с уменьшением на стадии формирования бюджета на 2017 год, что позволило сократить расходы на более чем 411 млн рублей. Сокращены также расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд и субсидии бюджетным и автономным учреждениям для обеспечения безусловного исполнения социальных обязательств на общую сумму около 294 млн рублей. Объем расходов, направляемых на формирование фонда оплаты труда работников органов исполнительной власти Дагестана на 2017 год, уменьшен на 5%.

В результате проведенных мероприятий по актуализации сведений о численности всего застрахованного населения, в том числе неработающего населения, при формировании бюджета республики на 2017 год уменьшены расходы на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 750 млн 700 тыс. рублей.

В программе финансового оздоровления предусмотрено значительное количество мероприятий, реализация которых предусмотрена в 2018 году. Информация о ходе реализации программы готовится ежеквартально и представляется в Правительство Республики Дагестан.

- Постановлением Правительства Дагестана утверждена и другая госпрограмма – «Переселение лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановление Ауховского района» на период 2018-2025 годов. Расскажите, какие мероприятия планируется провести в рамках этой программы? Можем ли мы говорить о том, что она позволит полностью завершить процесс переселения?

- Эта программа была утверждена в сентябре текущего года и предполагает переселение на новое место жительства 644 семей численностью 2 656 человек. Программа также предполагает завершение строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры в девяти вновь образованных населенных пунктах. Для переселяемого населения планируется построить детские сады, ФАПы, родильное отделение на 15 коек, объекты культуры и здания административного назначения, а также объекты инженерной и коммунальной инфраструктуры.  

Финансирование данных мероприятий из федерального бюджета предусмотрено в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» 
на период до 2025 года».

На 2018-2020 годы в проекте федерального бюджета на реализацию мероприятий по переселению лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановление Ауховского района предусмотрены субсидии из федерального бюджета в 2018 году – 429,7 млн рублей, в 2019 году – 298,6 млн рублей и в 2020 году – 353 млн рублей.

Весь комплекс работ по переселению лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановлению Ауховского района предполагается завершить до 2025 года. Но этот процесс полностью зависит от объемов финансирования мероприятий из федерального бюджета.

- Как Вы уже отметили, в бюджете следующего года увеличены средства на реализацию Республиканской инвестиционной программы, где рост составил 1,1 млрд рублей, то есть 3,26 против 2,19 млрд рублей. Эти средства, наверное, будут направлены на развитие территорий: на что конкретно?

Не секрет, что в последние годы республиканский бюджет формируется в режиме жесткой бюджетной экономии, что, в первую очередь, сказывается на объеме расходов и количестве объектов капитального строительства, финансирование которых ведется в рамках Республиканской инвестиционной программы. Учитывая ограниченные возможности республиканского бюджета, средства Программы будут в основном направлены на выполнение обязательства республики по участию в федеральных программах, а также на строительство объектов незавершенного строительства, преимущественно в сфере образования и здравоохранения, в районных центрах и крупных населенных пунктах, имеющих значение для развития соответствующих муниципальных районов и городских округов. При этом обеспечивается концентрация средств на объектах с высокой степенью готовности с учетом их ввода в эксплуатацию в максимально короткие сроки: два – три года.

Первоначально утвержденный объем республиканской доли Программы в 2017 году составлял 2,3 млрд рублей, это больше чем было профинансировано в 2016 году, однако по отношению к предыдущим годам данный показатель снизился. Если сравнивать первоначально утвержденный план на 2017 год с объемом финансирования Программы в 2013 году, то мы получим снижение более чем в два раза.

Несмотря на значительное сокращение объемов финансирования, в 2017 году за счет средств Программы за 11 месяцев введены в эксплуатацию девять объектов общего образования на 4 тыс. 586 ученических мест, детский сад на 60 мест, ФОК на более чем 2 тыс. 497 кв. м, один объект здравоохранения на 150 коек, две артскважины, построены объекты инженерной инфраструктуры в Махачкале и набережная в Дербенте, завершены мероприятия по подготовке ложа водохранилища Гоцатлинской ГЭС.

До конца года планируется ввести в эксплуатацию три объекта общего образования на 2 тыс. 212 ученических мест, три дошкольных образовательных организаций на 350 мест, две больницы общей мощностью 245 коек и 100 посещений в смену, насосную станцию водоснабжения, очистные сооружения канализации на 17 тыс. кубометров в сутки, объекты инженерной инфраструктуры инвестиционной площадки «Уйташ». Согласитесь, что при существующем уровне финансирования Программы, это довольно неплохие показатели.

На 2018 год приоритетом формирования и реализации Программы также является концентрация бюджетных средств на объектах с высокой степенью готовности и обеспечение максимально возможного ввода в эксплуатацию. Благодаря увеличению республиканских средств инвестиционной программы нам удалось возобновить финансирование ряда приостановленных объектов.

В целом, в 2018 году планируется финансировать 63 объекта Программы. При этом по 36 объектам будет обеспечен частичный или полный ввод в эксплуатацию, это в основном школы, объекты здравоохранения и спорта, водоводы и газопроводы.

- И последнее. Завершается очередной год, и, наверное, уже можно подводить какие-то промежуточные итоги уходящего года...

- В целом можно отметить, что год мы завершаем с положительной динамикой темпов по основным экономическим показателям. В настоящее время подведены итоги за 11 месяцев, об этом я уже говорил чуть ранее.

Добавлю только то, что и социальная сфера в республике в этом году характеризуется увеличением реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,3% к уровню 11 месяцев прошлого года (в январе-ноябре 2016 года – 102,4%).

Среднемесячная заработная плата работников за январь-октябрь составила чуть больше 21 тыс. 273 рубля, что на 5,1% больше аналогичного периода 2016 года. Ситуация на рынке труда республики оставалась стабильной, на конец ноября 2017 года зарегистрировано в качестве безработных 24,8 тыс. человек, это на 7,8% ниже прошлого года.

В целом индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности за 11 месяцев составил 106,4% (за январь-ноябрь 2016 года – на 6,1%).

Могу сказать, что до конца текущего года также сохранится положительная динамика по основным экономическим показателям развития республики.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела