"

О развитии театрального искусства и новом сезоне рассказало руководство Русского театра

Фото:
1404
11 минут

МАХАЧКАЛА, 26 ноября – РИА «Дагестан». Указом Президента РФ этот год был объявлен Годом Театра. В рамках него проходили различные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д. Одним из насыщенных оказался этот год и для Дагестана. Республиканский русский драматический театр им. М.Горького стал активным участником и организатором таких мероприятий, как Международный фестиваль национальных театров, Театральные марафоны, Дни индийской культуры, Фестиваль спектаклей для детей, выездные показы и т.д. Также театр присоединился к 200 городам, принявшим у себя символ года театра.

Корреспондент информагентства «постучался» в главный театр республики и разузнал, чем живут его «обитатели».

Директор театра Тимур Магомедов начинал свой путь информационного отдела РГВК «Дагестан», затем на радиостанции «Сафинат», а также возглавлял канал RU TV, работая параллельно внештатным сотрудником Министерства культуры РД. Является организатором таких проектов, как «Песня года», «Встреча олимпийского огня», а также организовывал крупные республиканские мероприятия. В 2014 году был назначен директором Русского драматического театра им. М. Горького.  Является представителем от СКФО в «Директорской ложе театров».

- Расскажите, что изменилось в театре с вашим приходом?

- Одним из самых больших прогрессов является внедрение электронных билетов. Любой человек, находясь в самых разных уголках мира, может позволить приобрести билет родным и близким. Сейчас мы работаем над тем, чтобы купить билет можно было в один клик без регистрации. Потому что не хочется, чтобы человек заморачивался с регистрациями и т.д., он должен нажать на«место» и нажать «купить билет». Для зрителя мы оформили фойе, повесили портьеры, представили актерскую галерею, где каждый может ознакомиться с различными образами актеров, отремонтировали санузлы, предусмотрели кабины для маломобильных граждан, сейчас у нас там бесконтактная мойка рук, скоро будут и сушилки.

А для актеров – поменяли окна, сделали ремонт, открыли столовую по себестоимости. На протяжении 20 лет тут не было столовой. Я считаю, что это большой успех.

Многое изменилось и в плане оснащения самого театра – при поддержке министерства культуры республики появилось световое оборудование, звуковое оборудование.  В этом году мы на 5 млн. приобрели технику и на следующий год, заложили столько же на приобретение оборудования – это сделает Большой зал театра наиболее технологичным. 

По сравнению с предыдущими годами увеличилась посещаемость. Мы постоянно проводим конкурсы, запускаем эстафеты, реализовываем проекты. Очень много проектов было создано для «Ночи искусств» в театре. Например, в 2015 году, мы показали постановку прямо в фойе театра – это впервые за 90-летнюю историю. Можно сказать, сломали четвертую стену между зрителем и сценой. Таких проектов, думаю, будет еще не мало. В моих планах открыть детскую досуговую мастерскую - сделать театр местом модным для молодежи, чтобы они могли прийти, взять пьесу почитать, кофе попить, а родители могли бы оставить детей на час – полтора - заниматься с нашими актерами рисованием, слушать сказки, рассказы и т.д. пока они занимаются, допустим, покупками или другими делами. Тем самым будем прививать любовь к театру с детства. Потому что сегодня у молодежи другие ценности – они с удовольствием ходят на концерты или в кино, им этокажется зрелищнее, и они не понимают, что театр – это один из видов искусства, который лечит душу.

- Когда откроется театральный сезон, и чем удивите зрителей?

- Сезон откроется 29 ноября спектаклем «Номер 13». Мы его приурочили к предстоящему Международному театральному форуму. В этом году мы занялись постановкой четырех новых спектаклей. Еще в начале года показали «5 вечеров», а в этом сезоне состоятся премьеры детской сказки «Снежная королева», а также «Ричард III». Это популярная пьеса из десяти и хроник Шекспира, издававшаяся при жизни автора шесть раз. Для главной роли в нем мы пригласили известнейшего актера театра и кино Николая Токарева, а также одну выездную сказку.

- Расскажите про форум. Что интересного намечается?

- Международный театральный форум пройдет с 29 по 4 декабря. Он по - большей части станет образовательным. Мы в него включили мастер-классы по актерскому мастерству, по режиссуре, по сценической речи, хореография, драматургия, то есть по всем направлениям, имеющимся в театральном мире. Пригласили спикеров из Бахрейна, из ОАЭ, Сирии и Египта, а также города Москвы. Это люди, которые являются организаторами крупнейших фестивалей. Для руководителей организуем деловые площадки, на которых также будут подписаны ряд соглашений. Это будет насыщенная программа, которая позволит нам набраться опыта и предоставят возможность участвовать в международных проектах.

Сайт для регистрации на форум. Заявки принимаются до 29 числа.

- Влияет ли на содержание постановок тот факт, что у нас мусульманская республика?

- Я считаю, что искусство, культура и ислам – это всегда сочетаемые направления и их нельзя разделять. Ведь все в жизни начинается с культуры – культуры речи, культуры общения, культуры в той же мечети, когда у тебя не воруют обувь, пока ты молишься. А театр – это одно из направлений культуры. Мы его никогда не сможем отсечь. Другое дело – содержание. Мы никогда не дойдем до понятия «столичных театров», где готовы раздеться, когда уже нечем удивлять.

И еще одним плюсом можно отметить то, что мы всегда стараемся сохранить классическую школу. Наш главный режиссер Скандарбек Тулпаров с очень правильными знаниями на жизнь и правильной позицией. Думаю, нам повезло, что именно он является нашим художественным руководителем.  Он отучился в хорошее время, застал хороший период педагогов, и сегодня наши взгляды совпадают во многом. И мы, находясь в таком тандеме, ищем те формы и поднесения, чтобы они были максимально классическими.

Добавлю, как раз это и позволило нам недавно на фестивале «Русская сцена» в Ростове получить две лучшие женские роли, две лучшие мужские роли и диплом за сценографию. И хочу подчеркнуть, что все члены жюри в один голос благодарили нас за то, что мы сохранили эту классическую подачу.

Марина Карпачева - режиссер и актриса русского драматического театра окончила режиссерский факультет Высшего театрального училища им. Б. Щукина под руководством Евгения Симонова. В 2005 году приехала в Дагестан работать и осталась тут жить. В репертуаре у режиссера более десяти постановок.

- С какими проблемами сталкивается театр в наши дни?

- В первую очередь с текучестью кадров. Все театры проходят через какие-то такие катаклизмы. И одной из главных причин является финансовая составляющая. Хотя дирекция делает все – доплачивает, поощряет молодых актеров. Сейчас у нас не хватает в основном актеров среднего возраста - это 35 – 40 лет. Как правило, в этом возрасте люди уже имеют семью. Чтобы пригласить актеров, театру необходимо иметь возможность предоставить им жилье – как минимум. Но есть выход из положения – в том, чтобы отбирать в республике молодых людей и отсылать их на учебу в Москву или другие престижные театральные вузы страны. В помощь театрам существует актерский факультет в нашем ДГУ.

В этом году в театр пришли молодые актеры, которых четыре года назад республика направила на обучение в Щукинское училище. Мы смотрим на них с надеждой, что они вольются в наш коллектив, и составят костяк труппы. Ребята талантливые, с некоторыми из них я уже работаю. В частности, Марьям Магомедова у меня занята в «Снежной королеве», а Арслан Загирбеков уже играет в моем спектакле «Выбирай». Они много работают, несут заряд добра, гибкие, подвижные.

Театр пригласил еще одну молодую актрису – Ларису Синкевич. Она – выпускница Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Замечательная, музыкальная, пластичная актриса. Она уже дебютировала в постановке главного режиссера С. Д. Тулпарова «Смеется ли Чехов…» - получила награду – диплом «За лучшую женскую роль».

- Бывает ли так, что в театр приходит человек без актерского образования, и его принимают в труппу?

- Бывает. Так к нам пришли ребята не совсем без образования, а окончившие Колледж культуры – Диана Джахбарова и Станислав Ходяков. Было сразу понятно, что они наделены талантом. Диана дебютировала в роли принцессы в «Бременских музыкантах», а Стас – в сказке «Чудеса на летних каникулах». Потом они стали ведущими молодыми актерами. За их плечами такие спектакли как «Домик на окраине», «Хэппи Энд», «Бестужев-Марлинский», «Васса Железнова», «Мамочки», «Отель двух миров», «Выбирай». Диана Джахбарова сейчас является студенткой четвертого курса актерского факультета ДГУ. К сожалению, Стас Ходяков по семейным обстоятельствам вынужден был уехать в другой город.

- Среди спектаклей, которые вы поставили за последние несколько лет, есть ли любимые?

Вообще, все спектакли, что ты выпускаешь – они любимые. Они состоят из частей твоей души, не любить ты их не можешь. Бывают выполненные или не выполненные задачи, поставленные перед собой. Все зависит от актеров, потому что ты делаешь спектакль не одна. Театр – это искусство коллективное. Распределение ролей занимает одно из главных мест в работе над спектаклем.  Принцип, по сути, один – ты читаешь пьесу, у тебя возникает замысел будущего спектакля. Одной из последних моих работ был спектакль «Васса Железнова» по одноименной пьесе Максима Горького. Я с этим автором работала первый раз, но замысел спектакля возник благодаря тому, что в театре есть такая актриса как Любовь Николаевна Данилова (народная артистка Дагестана), способная сыграть роль главной героини. Также именно потому, что в театре есть она и такие артисты как Диана Джахбарова, Владимир Мещерин, состоялся спектакль «Выбирай». Конечно, «Отель двух миров» не смог бы состояться, если бы в театре не было Артура Джахбарова и народной артистки Дагестана Ирины Давидьянц.

- Изменились ли функции театра в современном мире?

- Нет, функция не изменилась, хотя в советское время театр находился на идеологическом фронте государства, и способствовал внедрению, пропаганде идей марксистко-ленинской философии в умы людей. Сейчас в силу отсутствия идеологии на высшем уровне театр эту функцию не исполняет, но все равно продолжает исполнять воспитательную, образовательную функцию. Театр по-прежнему, как и двести лет назад во времена Гоголя, является «кафедрой, с которой много можно сказать добра».

- В одном из интервью вы говорили, что когда вы актриса – вы отдыхаете. Мне стало известно, что вас как актрису заняли в спектакле «Ричард III». Расскажите об этом опыте.

- Да, я там играю в двух небольших эпизодах, и действительно у меня нет той нагрузки, которая существует у режиссера. Потому что режиссер отвечает за все. Я в данном случае, как актриса, отвечаю только за саму себя. Эту профессию люблю и с удовольствием выхожу играть на сцену.

- А не хочется ли вмешаться в работу другого режиссера?

- Нет, не хочется. Я слишком хорошо знаю режиссерский труд, чтобы вмешиваться в него. Я ценю работу своего коллеги, и даже учусь у него, и как актриса, доверяю. 

- Как обстоят дела с современной драматургией в нашем театре?

- На самом деле сейчас по всей стране существует кризис драматургии. Многие театры ищут современные имена. В силу переломного момента молодые драматурги встали на поиск каких-то очень скольких тем, кинулись зарабатывать деньги – отсюда возникла современная драматургия с нецензурной бранью, с изображением не всегда правдивым дна человеческой жизни. Горьковская ночлежка перенеслась в современный мир драматургии. Я придерживаюсь того, что театр все-таки относится к высокому искусству, и должен зрителю предлагать не только критический взгляд на взаимоотношения людей, но и призывать к идеалам. В этом отношении выбор пьесы «Выбирай» современного драматурга Аллы Коровкиной оказался знаковым, и был отмечен жюри Международного фестиваля Русских театров, который проходит в Махачкале раз в два года. В этом смысле также дорого обращение театра к пьесе «Мамочки» Владимира Зуева. Конечно же, мы все ждем современные пьесы и от наших молодых дагестанских драматургов. В частности, Лакский театр поставил пьесу Марата Шахманова. Постановка Скандарбека Тулпарова.

Для драматургов современных тем про Дагестан достаточно много. Мне довелось принимать участие в фестивале студенческих театров с их мини-спектаклями, посвященном 20-летию разгрома международных вооруженных бандформирований в 1999 году. Эти мини-спектакли были основаны на драматургии, описывающей действительные события. Это было шесть мини-спектаклей, из которых могло бы вырасти шесть полномасштабных современных пьес о Дагестане, о дагестанцах, о событиях, которые здесь происходили.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела