"

Ретроспективная выставка дагестанского художника Азиза Сулейманова представлена в «Первой галерее» в Каспийске

Фото:
4020
3 минуты
Художественная галерея современного искусства «Первая галерея» представила ретроспективную выставку талантливого дагестанского художника Азиза Сулейманова, сообщила РИА «Дагестан» директор галереи и куратор проекта Джамиля Дагирова.

«Так сложилось, что последняя выставка художника прошла в 1999 году, также организованная «Первой Галерей», и практически все последующие шестнадцать лет творчество Азиза Сулейманова не значилось в экспозициях музеев и галерей республики, за исключением нескольких «фондовых» работ. Но он не переставал при этом писать свои замечательные картины. Лишь однажды, пару лет назад, благодаря усилиям его друга –художника Тимура Мусаева-Кагана удалось сделать небольшой показ работ в московской галерее. Возможно это упущение всех нас, возможно художник пребывал в состоянии сомнения и уединения, но картины его не переставали радовать тех немногочисленных зрителей-знакомых, кому посчастливилось их видеть в доме у художника.

Благодаря нашим совместным усилиям – кураторов выставки и художника, помощи его друзей и коллекционеров искусства, мы собрали и подготовили ретроспективу Азиза Сулейманова. Она хоть и не большая - 55 работ, но очень важная, ведь выросло целое поколение людей, в том числе ценителей и художников, не знающих художника Азиза Сулейманова. Эта ретроспектива важна самому художнику - ведь ему есть что сказать. Этой выставкой мы знаменуем новое прочтение Азиза Сулейманова и надеемся на его активное участие во всех художественных процессах в дальнейшем», – отметила Дагирова.

В экспозицию включены живописные работы художника, написанные в разные годы – с 1995 по 2015 год. Среди них особое место занимает дипломная работа «Пьеро и Арлекин», по сути определившая творческий стиль и путь автора. Много работ относится к 1999 году, многие «рассыпаны» по годам, но присутствует и группа работ - более 10, написанных в 2015 году. «Первой галерей» подготовлен и издан полный каталог выставки. Текст в каталоге - очень тонкий и точный, великолепно раскрывающий творчество А. Сулейманова, написал Тимур Мусаев-Каган.

«Художник Азиз Сулейманов - мой старый друг, и за все более чем 20 лет нашего с ним знакомства я видел его очень разным. Но сейчас мне на ум приходит такая аналогия: Азиз - это удивительная коробочка с чудесами, трудно открывающаяся, попадающая порой не в те руки и не в те ситуации, где ее чудесное содержимое могли бы оценить должным образом, но не теряющая от того особенного потенциала удивительности, присущего тому, что было заботливо и тщательно взращено и собрано.

Азиз Сулейманов получил серьезную художественную подготовку: отучился в художественной школе, Дагестанском художественном училище, на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета. Большое влияние на него оказали такие известные педагоги-художники, как А. Б. Джетере и А. Б. Мусаев. Но, пожалуй, - и это очень важно - главную роль в становлении Азиза как художника, да и личности, сыграло самообразование. Оно было, безусловно, очень выборочным, что естественно и понятно, когда мы говорим о юноше тонкой душевной организации и широкого кругозора, но вовсе не однобоким.

С другой стороны, отражало определенные социальные условия жизни в небольшой национальной республике с самобытным, ярким, но все-таки довольно ограниченным в формах проявления (и допущения) изобразительным искусством. И потому не странно, что импрессионисты - Сислей, Моне, Писсарро, Тулуз-Лотрек, и в особенности Дега, а также Гоген, Пикассо, Матисс, Модильяни, а из отечественных - Левитан, Серов, Коровин, Кончаловский, Грабарь, Кустодиев, Штеренберг, Фальк - это именно те, от кого Азиз брал все, что мог и хотел, складывая в свою копилку или коробочку, как мы решили называть это хранилище смыслов и образов. Брал именно от них - по какой-то странной прихоти. И в то же время игнорировал линию, которая самим своим началом уже находилась в плоскости будущего - начавшуюся от Сезанна, из кубизма и футуризма, нашедшую себе почву в дада и сюрреализме. Игнорировал конструктивизм, аналитическое искусство, многое…», - пишет Мусаев-Каган.

Выставка работает с 15 апреля по 31 мая.

Новости раздела