"

Зумруд Сулейманова: «Юбилей Дербента должен стать базовым модулем в реализации проекта возрождения Шелкового пути»

Фото:
2736
11 минут
Юбилей Дербента должен стать базовым модулем, на основе которого будет осуществляться реализация проекта возрождения Шелкового пути, включающего в себя разработку туристских маршрутов, транспортных коммуникаций и программ по продвижению туризма как в региональных, так и отдельных государствах, считает директор музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова.

«Сегодня Великий шелковый путь, сыгравший такую важную роль в прошлом, вступает в XXI век, возрождаясь сверхсовременными трансконтинентальными коммуникациями. Проект восстановления Великого Шелкового пути относится к числу программ, выдвинутых ООН, Всемирной туристской организацией, ЮНЕСКО, Европейским Союзом, целью которого является налаживание торговых и туристических связей. И поэтому Дагестан заинтересован и имеет большие перспективы. Как известно, Правительством разработана Дорожная карта социально-культурного развития Дербента до 2018 года. Нам необходимо оптимально использовать потенциал многообразного этнокультурного пространства Дагестана и мобилизовать наши богатые туристские ресурсы в реализации вышеуказанного проекта», – подчеркнула Сулейманова.

По ее словам, проект позволит обеспечить устойчивое развитие туризма, создать целостную модель туристической индустрии, интегрированную в мировую инфраструктуру и способную обеспечить предоставление туристских услуг, принятых в международной практике.

«Мы должны на практике реализовать стратегию совместного маркетинга, а также презентации дагестанского комплексного перечня туристских ресурсов Шелкового пути, включая исторические и культурные достопримечательности, средства размещения людей и транспорта, информационные центры», – отметила собеседница.

Историческое значение Шелкового пути

Сулейманова отметила, что Великий Шелковый путь, проходивший, начиная с VI-VII веков, по территории Северного Кавказа, сыграл важнейшую роль в формировании дагестанской культуры.

«Дагестан – один из уникальных регионов России, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. По разнообразию естественно-географических условий, многонациональному и многоконфессиональному составу населения республика всегда была и остается одним из интереснейших в этнографическом отношении регионов России. С древности Дагестан являлся контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии и Восточной Европы. Многочисленные племена, проходящие через Дагестан, оставляли здесь и свой культурный след, который затем органически впитывался местными художественными традициями.

Широко разветвленная сеть транспортной артерии Великого Шелкового пути разносила по свету не только экзотические товары, но и передовые для того времени знания, технологии, мировые религии, художественные традиции. Нельзя переоценить для мировой истории географическое и этнокультурное значение Северного Кавказа и, в первую очередь, Дагестана, выступавшего на протяжении веков своеобразным «мостом», соединявшим два континента – Европу и Азию.

В дальнейшем это оказало сильное влияние на формирование дагестанской культуры, феномен которой определяется полиэтничностъю, религиозным синкретизмом (синтезом местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама), сложным природным ландшафтом, сочетающим зоны высокогорья, предгорий и равнин, что определило основные формы хозяйственной деятельности проживающих здесь народов (террасное земледелие, альпийское скотоводство, разнообразные художественные ремесла), выработало определенные этические кодексы и менталитет. Испытывая многие века влияние исламской цивилизации (Иран, Османская империя) и развиваясь в целом в русле мусульманской культуры, тем не менее, Дагестан до середины ХХ века сохранил и донес до нас многие черты глубокой архаики, древнейшего пласта культуры и верований предков», – говорит Сулейманова.

Древние центры Дагестана, расположенные на Прикаспийской международной магистрали, являлись важными транзитными пунктами, где производились торговые операции между местным населением и иноземными торговцами. В результате этих торговых связей на территорию Дагестана попадали изделия и производства, которые по местным коммуникациям поступали и в более отдаленные горные районы. Возрастающее значение прикаспийского пути способствовало вовлечению местного населения в международный товарообмен, появлению вдоль этой трассы населенных пунктов, сложению раннегородских торгово-ремесленных центров в наиболее важных и удобных местах.

Огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет, маршруты Шелкового пути менялись, сложились две основные трассы – северная и южная, соединившие Восток и Запад, Европу и Азию. С VI века из Китая, огибая Каспий по северному и южному направлениям, «шелковые караваны» проходили через Баку, уходя дальше через Дербент и дагестанскую часть прикаспийского побережья на запад, в Европу. Историческое значение Шелкового пути, прежде всего, в том, что он способствовал интеллектуальному, религиозному и культурному обмену в древнем и средневековом мире.

Среди многообразия сохранившихся на Прикаспийском пути Дагестана поселений особо выделяются города, расположенные у наиболее узких коридоров между морем и горами. Крупными торговыми центрами древнего Дагестана являлись города Дербент, Семендер, Эскиюрт, Варачан, Таркинское, Урцекское и Верхнечирюртовское городища, а также один из древних населенных пунктов Калакорейш.

Таким образом, отметила Сулейманова, с древности Дагестан являлся контактной зоной между цивилизациями, а город Дербент был и остается одним из древнейших очагов диалога культур со своей колоритной этнической мозаикой, живущим созидательной жизнью в органической связи со многими цивилизациями мира.

«Здесь веками сплетались разные ветви христианства и иудаизм, с ними мирно уживались все течения ислама. В процессе тесного общения народы Дагестана развивали свою яркую культуру и создавали значительные материальные и духовные ценности, богатые традиции человеческих контактов. Дербент был и остается мостом между урбанистически техногенной Европой и традиционной цивилизацией Азии.

Даже сегодня для большинства дагестанцев характерно традиционное кавказское сознание с его ориентированностью на ценности восточной культуры, приверженностью культуре и традициям своего народа. При этом внутренняя свобода, открытость, способность впитывать казалось бы инородные элементы, не нанося при этом ущерба тому субстрату, что определяет суть именно дагестанской культуры и есть один из феноменов Дагестана. В наши дни на самых разных уровнях расширяются экономические контакты, культурные связи, межличностные коммуникации дагестанцев с разными регионами России, ближнего и дальнего зарубежья.

Исторически особую роль в этнокультурном диалоге играет Россия, которая сегодня – один из самых важных элементов целостности кавказской цивилизации. В целом Северный Кавказ, и Дагестан в том числе, остается в европейском культурном поле. А потому культурная стратегия в регионе должна основываться на обеспечении и гармоничном взаимодействии трех культурных потоков (северокавказского, общероссийского и мирового), к которым добавляется также важный срез местных межкультурных взаимодействий. Огромную роль в этих позитивных процессах играет туризм», – говорит Зумруд Сулейманова.

Потенциал этнокультурного наследия и туристических ресурсов

Историко-культурное наследие Дагестана, по словам Сулеймановой, нуждается в модернизированном продвижении на туристский рынок. Поэтому дагестанские учреждения культуры и туристские организации должны совместно заниматься распространением информации об историческом потенциале местности, в том числе используя юбилей Дербента.

«В этой системе институтов, обеспечивающих сохранение и воспроизводство культурных ценностей, особое место принадлежит дагестанским музеям, играющим все большую роль в духовной жизни общества, просвещении, образовании, нравственно-этическом воспитании людей, в информационных и коммуникативных процессах, в утверждении национального самосознания. Можно с уверенностью сказать, что музей сегодня выступает своего рода «дорожной картой» в современном многоуровневом, многослойном культурном пространстве.

Особую роль в сохранении исторической памяти народа играет этнографический музей. Дело в том, что, вопреки ожиданиям, рубеж ХХ и ХХI веков ознаменован не нивелировкой национального самосознания, а наоборот – его большим ростом. Люди хотят познать самих себя, свои корни, свою культуру и совершенно естественно, что для этого необходимо знать своих соседей, получить как можно больше информации о схожих культурах. Он выступает как посредник между индивидом и культурной средой, донося до людей комплекс духовных ценностей, идей, эмоций, традиций, эстетических идеалов того или иного народа.

Очевидно, в таком подходе проявляется определенная социальная потребность. Традиционный музей (в том числе музей этнографический) с его вырванными из бытовой, исторической и культурной среды экспонатами все менее удовлетворяет современного посетителя. Музей начала ХХI века в современном мире воспринимается символом культуры, хранителем традиций и коммуникационным каналом, обеспечивающим трансляцию социальной памяти, социально-культурного опыта и социально значимого знания. Музей формирует культурную среду социума, одновременно обеспечивая культурный досуг.

Самобытная народная культура, интереснейшая этнография, богатый фольклор, разнообразные художественные ремесла, уникальные памятники архитектуры XIV-XV веков, которые исследователи соотносят с романской эпохой европейского средневековья, и сохранившиеся до середины ХХ века другие реликтовые явления в быту горских народов – все это издавна привлекало путешественников, этнографов, археологов, лингвистов-кавказоведов.

Но туризм в современном понимании этого слова появляется лишь в середине XIX века. Туризм является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Поэтому, на наш взгляд, туризм может и должен быть включен в так называемую политику культурных отношений», – считает Сулейманова.

Ссылаясь на официальные данные статистики, она отметила, что культурно-познавательные мотивации в настоящее время являются ведущими в структуре туристских поездок. Доля культурного туризма в общемировом туристском потоке составляет не менее 40%. Во всем мире объекты культурного наследия и города, богатые архитектурными, историческими и культурными памятниками, становятся местами паломничества все большего числа туристов. Музеефикация, то есть превращение какого-либо памятника в объект музейного показа, по мнению Сулеймановой, является наиболее оптимальным средством сохранения его для будущего. Могут быть варианты создания музейно-культурных комплексов, в состав которых будут входить как объекты размещения и отдыха, так и объекты культурного наследия.

«Особенностью современного музея в отличие от традиционного музейно-выставочного показа является возможность непосредственного участия посетителя в творческом процессе. Посетитель сможет заняться ткачеством или лепкой из глины, побеседовать с мастером, поиграть на национальных инструментах, попробовать блюда национальной кухни и научиться их готовить, поучаствовать в обрядовых праздниках и т.п. Для желающих ближе познакомиться с культурой и бытом того или иного народа будут организованы экскурсионные маршруты в города и районы Дагестана.

Именно подлинная культурно-ландшафтная среда с ее обращенностью к генетической памяти людей способна сегодня противостоять засилью массовой культуры, несущей обрыв традиций, девальвацию ценностей, дефицит подлинности. Культурное наследие сохраняет историческую память, без которой невозможно существование нации, служит развитию патриотизма и толерантности, особенно в молодежной среде, является важнейшим социальным фактором и ресурсом развития отдаленных территорий, представляя практически единственный источник знаний для новых поколений о традиционной народной культуре и зодчестве и важнейшим содержательным компонентом устойчивого туризма.

Туризм – культура мира, необходимо его развитие, как одно из важных направлений внешних культурных контактов. Наш регион обладает уникальными природно-климатическими и бальнеологическими ресурсами, а главное – уникальными культурно-историческими памятниками – архитектурными, этнографическими, художественными. Наша традиционная культура вызывает неподдельный интерес и восхищение, способствует созданию положительного имиджа Дагестана за его пределами. Рыночная экономика создала широкие возможности для развития малых форм туристического бизнеса. У республики есть все возможности для интеграции в туриндустрию», – отметила собеседница.

Отмечено, что сегодня музей, в том числе и музей «Дагестанский аул», в состоянии на высоком уровне представить Дагестан в реализации крупных проектов: «Мы можем обеспечить всю колоритную этнографическую культуру народов Дагестана на основе традиций, истории, но с пониманием современных условий и тенденций развития туризма. Мы способны сформировать убедительный мотив к туристской поездке в Дагестан. В последующем это повысит уровень туризма Дагестана, чтобы достойно представить республику в международных проектах. Уровень культурного развития Дагестана должен быть шире и масштабнее использован в этом плане и в целях создания и поддержания благоприятного имиджа нашего региона. Развитие туризма в Дагестане может и должно быть включено в так называемую политику культурных отношений региона. Весь положительный опыт, который мы накопим при организации и проведении этого крупного юбилея, мы должны эффективнее использовать для развития туризма и возрождения Шелкового пути».

Особо Сулейманова отметила роль народных промыслов Дагестана, которые могут предложить туристам широкий ассортимент сувениров, выполненных фабричным или кустарным способом местными мастерами и ремесленниками. Таким образом, культура Дагестана способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому, подчеркнула она, сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности Дербента и Дагестана в туристском направлении.

«Необходимо прагматично использовать накопленный международный опыт регулирования на государственном и местном уровнях взаимоотношений между туристской индустрией и объектами культурного и природного наследия, в результате чего объекты не только сохраняются, но и возрождаются, приобретают новые формы своего существования, использования и развития. Более того, необходимо привлечь в эту деятельность местные муниципальные администрации, стремящиеся сохранить, восстановить местные объекты культурного наследия или реставрировать старые кварталы городов и аулов, их архитектурные памятники в целях привлечения туристских контингентов», – говорит Сулейманова.

Все музейные проекты «Дагестанского аула», по словам директора учреждения, несмотря на обращенность в историю, прошлое наших народов, весьма актуальны сегодня, в период модернизации национально-культурных сообществ не только Кавказа, но и всей России. Ведь именно Дагестан, уникальный край с богатейшей историей и культурой, этническим многообразием, несмотря на все сложности сегодняшнего дня, являет миру пример межнациональной и религиозной толерантности».

Новости раздела