"

Амбициозные задачи ставит перед собой Минпром Дагестана

Фото:
1821
11 минут
В Министерстве промышленности Дагестана 8 июня состоялось совещание, участники которого обсудили совершенствование профессионального образования в целях обеспечения потребностей промышленности республики,  сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе Минпрома РД. 

По словам собеседника агентства, собравшиеся также обсудили внедрение прикладных исследований и перспективных научных разработок в промышленность, вопросы подготовки к проведению III Республиканского Форума промышленников и предпринимателей.

Отметим, что модератором совещания выступил министр промышленности РД Юсуп Умавов. Начиная обсуждение, глава ведомства отметил, что за последние годы промышленность республики развивается достаточно динамично. К примеру, за последние 4 года (2013-2016 гг.) произошло увеличение объемов промышленного производства более чем в 2,2 раза. 

«Индекс промышленного производства за 2016 год составил 136,3%. Достигнутые в республике показатели значительно превышают средние показатели по СКФО и России (РФ – 101,1%, а в СКФО – 107,5 %). По основным социально-экономическим показателям (в том числе по индексу промышленного производства, по объемам государственного оборонного заказа, по объемам отгруженной продукции, средней заработной плате) наблюдается положительная динамика», – заметил Ю. Умавов. 

Он отметил, что рост промышленного производства за первые четыре месяца этого года составил 123%. При этом в качестве последующей перспективы ставятся еще более амбициозные задачи. К примеру, на 2017 год намечено только за счет производства импортозамещающей продукции прибавить объемы производства в размере 1 млрд рублей.

В то же время министр акцентировал внимание на том, что поставленные сегодня цели и задачи требуют решения проблемы подготовки квалифицированных специалистов для отрасли. 

«По результатам мониторинга, проведенного нашим министерством, несмотря на существующий избыток трудовых ресурсов в целом по республике, потребность основных промышленных предприятий в кадрах рабочих специальностей на 2016-2017 года составляет более 1000 человек, примерная потребность в кадрах инженерных специальностей на этот же период – более 400 человек», –  привел данные мониторинга Умавов.

Глава республиканского Минпрома также уточнил, что в числе наиболее востребованных инженерных специальностей находятся «Технология машиностроения» и «Приборостроение и автоматика».Также имеется нехватка инженеров-конструкторов, специалистов по программированию. По рабочим специальностям наибольший спрос на токарей, слесарей, фрезеровщиков, операторов и наладчиков станков с ЧПУ, электромонтеров, электрогазосварщиков.

Однако здесь же можно отметить и достигнутые успехи в решении вышеобозначенной проблемы. Например, на базе ОАО «Концерн КЭМЗ» функционирует учебно-технический центр, работа которого направлена на подготовку специалистов для работы на современном высокотехнологичном оборудовании ведущих зарубежных машиностроительных компаний. 

«Данный учебный центр подтвердил свою эффективность, обеспечив подготовку специалистов высокой квалификации для созданного Концерном КЭМЗ Авиамеханического завода в г. Каспийске, который за несколько месяцев был запущен в работу», –  сказал Умавов.

По мнению министра, этому способствовало в первую очередь и то, что предприятие за короткий срок смогло отобрать и подготовить специалистов для работы на высококлассном оборудовании тайваньского производства. Однако это не единственный пример по республике. На базе Каспийского инженерного колледжа им. С. Орджоникидзе создан ресурсный центр профессионального образования по машиностроительным специальностям, на котором в частности отдельные предприятия размещают заказы на высокотехнологичные и технически сложные детали.  В то же время, и это также было подчёркнуто министром промышленности РД, подавляющее большинство промышленных предприятий занимается подготовкой специалистов своими силами на своей производственной базе и за счет собственных средств.

На сегодняшний день явно проступает несоответствие подготавливаемых специальностей и содержания образования с реальными нуждами промышленности. В этой связи Юсупом Умавовым было предложено при разработке учебных планов и образовательных программ сформировать при ведущих вузах и колледжах Координационные советы с участием специалистов министерства промышленности и основных промышленных предприятий, других заинтересованных ведомств и организаций, чтобы полнее учесть  конкретные потребности реального сектора экономики. Образовательным учреждениям необходимо также изучать потребности в кадрах на ближайшую и более отдаленную перспективу. Это связано с тем, что в республике в последние годы достаточно успешно реализуется ряд проектов, которые иногда предполагают создание фактически новых отраслей промышленности, и соответственно, возникает потребность в новых специальностях и компетенциях.

Система образования не ориентирована на производство?

Свои позиции относительно обозначенной Юсупом Умавовым проблематики выразили и присутствовавшие на совещании представители промышленных предприятий. Так, генеральный директор ОАО «Концерн «КЭМЗ» Ибрагим Ахматов в своем выступлении упомянул актуальную в этом разрезе проблему конверсии промышленности, когда предприятия, до этого специализировавшиеся на выпуске одной продукции (как правило, в военных целях), переориентируется на новое производство, при этом с сохранением технологий, налаженных схем работы, правил выпуска продукции и трудового коллектива. Как справедливо отметил Ахматов, конверсия ориентирована, в первую очередь, на высокие технологии, на использование новых материалов и инновации, однако здесь же встает вопрос соответствия уже работающих специалистов новой переориентировке предприятий:

«Конверсия заточена на производство продукции принципиально нового уровня, нового качества, в противном случае эта продукция не будет никому нужна. В соответствии с этим считаю, что вопрос подготовки специалистов соответствующего уровня (и отвечающих современным ожиданиям рынка) - проблема для Дагестана актуальная, и не решение ее приведет к тому, что завтра продукцию республиканских промышленных предприятий будет некому производить», – подчеркнул Ахматов.

Технический директор АО «Завод им. Гаджиева» Герейакай Герейакаев в целом поддержал позицию своего коллеги, однако отметил, чтос решением вопроса переориентировки выпуска специалистов российскими (в частности, дагестанскими) вузами и приведение ее в соответствие с требованиями и ожиданиями рынка страна опоздала как минимум лет на 20.

«Мы столкнулись с ситуацией, когда у нас появился переизбыток, например, отдельных гуманитарных специальностей, и в то же время в стране нехватка, например, машиностроителей. Не говоря уже о конструкторах, технологах, которых уже и вовсе следует отнести к единичным специалистам», –  подчеркнул в своем выступлении Герейакаев. 

Технический директор АО «Завод им. Гаджиева» добавил, что зачастую молодые специалисты, выпустившиеся из вузов и пытающиеся устроиться на работу, увы, не имеют должного багажа знаний и квалификации. 

«А ведь это порой молодые специалисты, окончившие вуз с красным дипломом!» – заметил Герейакаев. 

Выводы технического директора, таким образом, оказываются пессимистичными: если срочно не выправлять ситуацию и не готовить специалистов, реально необходимых заводам и фабрикам, через лет пять на них и вовсе некому будет работать.

В свою очередь, заместитель генерального директора АО «Завод «Дагдизель» по техническим вопросам Михаил Халимбеков считает, что взращивание будущих технических специалистов начинается еще со школы, однако эту «цепочку» российское образование, к сожалению, потеряло: «В школах отсутствуют когда-то популярные технические кружки и секции. Мы имеем реальный надлом в фундаменте, от которого дальше и строился “пояс” будущих специалистов. И это не просто проблема в Дагестане – это общероссийская тенденция».

Не менее удручающая ситуация и с выпускниками вузов, считает он.

«Приходят к нам специалисты, открываем их дипломы и видим в них кучу предметов, на которые специалист, будучи студентом, потратил уйму сил и времени, но они ему в производстве не пригодятся абсолютно, более того, они не имеют никакого отношения к техническому образованию. И тут же мы видим в дипломе не больше 10% предметов, которые реально ориентированы на специальность и освоение будущей профессии. Не больше 10%! Вот и спрашивается: кому нужны, например, инженера, которых учат чему угодно, но только не тому, что сейчас нужно производственному сектору экономики и промышленности?», – адресовал собравшимся свой риторический вопрос Михаил Халимбеков.

Вузы ориентируются на федеральные образовательные стандарты, а не на нужды промышленных предприятий

Кстати, присутствовали на совещании и представители сферы образования. В совещании, в частности, приняли участие начальник управления развития профессионального образования Министерства образования и науки РД Руслан Мамаев, проректор по научной работе и инновациям Дагестанского государственного университета Назир Ашурбеков, проректор Дагестанского технического университета Елена Павлюченко, а также ректор ГАОУ ВО Дагестанского  государственного  университета народного хозяйства Яхья Бучаев.

Выступая перед собравшимися, начальник отдела развития профессионального образования и науки Минобрнауки РД  Руслан Мамаев попытался ответить на претензии представителей дагестанских промышленных предприятий по части отсутствия в школах технических кружков, а также по поводу ситуации с исключением из школьной программы ряда необходимых предметов, например, черчения.

«Известно, что у промышленных предприятий страны есть свои планы и нормативы. В системе образования тоже есть свой план, т.н. “федеральный образовательный стандарт”, в котором на государственном уровне прописываются предметы и количество часов охвата. Это первый аспект. Второй нюанс заключается в том, что, например, сами образовательные учреждения и в целом органы образования прекрасно понимают то, что сегодня необходимо рынку, какие требуются специалисты. Именно поэтому в районах и городах республики, практически в каждой второй школе создаются, как минимум, профильные физико-математические классы. Либо изменяется профиль всей школы, например, дается ориентация именно на предметы из сферы технических специальностей, в частности, создаются специализированные физико-математические школы. Например, сейчас такая школа создается на базе Дагестанского государственного технического университета, ориентироваться же мы будем на уже созданные подобные общеобразовательные учреждения в Москве и Санкт-Петербурге», – рассказал представитель дагестанского Минобра.

Второй аспект, на который обратил внимание Руслан Мамаев (в контексте практико-ориентированных учебных заведений), – это попытка перехода на дуальную систему обучения. Пилотный проект этой инициативы дагестанское министерство образования планирует запустить вместе с Республиканским колледжем машиностроения и сервиса. Суть заключается в том, что студенты, обучающиеся в этом колледже (находится он в Каспийске), 60% учебного времени будут проводить на промышленных предприятиях, т.е. будет совершена попытка налаживания модели обучения на производстве.

Представители ведущих дагестанских вузов – ДГУ и ДГТУ – в своих выступлениях выразили согласие с теми претензиями, которые сегодня предъявляются республиканским вузам со стороны руководителей промышленных предприятий. Ведь каждый из них говорит о наболевшем, о том, что волнует конкретно его организацию. В то же время и в выступлении проректора ДГУ Назира Ашурбекова, и в выступлении его коллеги из технического университета Елены Павлюченко были обозначены два принципиально важных момента. Во-первых, образовательные стандарты и программы вузам спускаются, что называется, «сверху», из федерального Министерства образования. Даже малейшее отклонение от федеральных образовательных программ (не говоря уже о какой-либо самодеятельности вузов с введением новых, пусть даже практико-ориентированных спецкурсов – это вообще не допустимо!) может привести к отзыву лицензии, а значит, к запрету вузу вести образовательную деятельность.

Второй аспект более оптимистичный. Связан он с изменениями, которые на данный период времени происходят в системе российского образования с подачи Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Речь идет о переориентировке образовательных стандартов на те потребности и ожидания, которые сегодня имеются на местах: заводах, фабриках, производственных цехах и др. Планируется, что тесная работа двух федеральных ведомств – Минобра и Минтруда – приведет к реальным подвижкам в обозначенных вопросах, которые, бесспорно, актуальны и для Дагестана. Первые шаги в эту «переориентировку» системы образования на реальный рынок труда уже сделан, однако весь этот процесс – дело не одного или двух лет.

Специалисты должны быть не только востребованы, но и мотивированы

Комментируя выступления коллег и представителей органов образования, министр Юсуп Умавов отметил, что Республику Дагестан можно выделить как один из субъектов, имеющих достаточно высокий научно-технический потенциал, сформировавшиеся научные школы, устоявшиеся традиции в этой сфере. В этом смысле республику можно считать имеющей определенные конкурентные преимущества, в том числе при создании прикладных инновационных разработок.

В то же время проведение инновационных научных исследований и опытно-конструкторских работ требует привлечения финансовых вложений в эту сферу. Причем, учитывая более повышенные риски, необходимо участие в этом процессе государства.

«В условиях нашей республики, которая является высокодотационным регионом с ограниченными бюджетными возможностями, реальное привлечение средств на эти цели возможно только через федеральные программы развития или программы развития ведущих российских госкорпораций, концернов, крупных компаний», – подчеркнул Умавов.

В целях организации такой работы министерством промышленности Республики Дагестан внедрена практика Государственных заданий на участие в различных федеральных программах, по линии Минпромторга России, Минобрнауки России и других ведомств, по тематикам, представляющим интерес с точки зрения возможного их внедрения на ведущих промышленных предприятиях республики. Наличие указанных государственных заданий от республики содействует предприятиям и научно-образовательным организациям при участии в конкурсных процедурах, свидетельствует о востребованности таких технологий, перспективности их практического внедрения.  В этих целях республиканским министерством промышленности создано АНО «Научно-инновационный центр», который  уже добился существенных результатов в привлечении федеральных средств  на проведение прикладных и научных исследований. В текущем году подано более 20 заявок на участие в соответствующих федеральных программах, по двум из них уже выиграны конкурсы.

По итогам совещания министр промышленности РД Юсуп Умавов поблагодарил руководителей  крупных промышленных предприятий за совместную плодотворную работу: 

«Одной из важнейших задач является закрепление кадров на промышленных предприятиях. В этой части помимо высокой заработной платы стимулирующими мерами должны стать и социальные льготы, наличие реальной возможности профессионального и карьерного роста, другие факторы. Каждое предприятие в этом вопросе ищет свои возможности, и обмен опытом здесь предоставил бы большую ценность для стабильного развития конкретного завода. Перед промышленностью республики сегодня поставлены амбициозные цели – обеспечить прорывной рост, осуществить технологическую модернизацию предприятий, создать конкурентоспособные производства, в том числе импортозамещающие. В этой связи одной из самых важных задач является создание эффективной системы профессионального образования. И в этой работе должны принять активное участие все государственные ведомства, образовательные учреждения и научная общественность», – заключил Юсуп Умавов.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела