"

На строительство Аваро-Кахетинской дороги потратят около 30 млрд рублей

Фото:
10770
4 минуты
На строительство Аваро-Кахетинской дороги потратят около 30 млрд рублей, заявил сегодня руководитель «Дагестанавтодора» Загид Хучбаров на “круглом столе” «Аваро-Кахетинская дорога как прорывной проект горного Дагестана», который прошел сегодня в Махачкале, в Доме дружбы.

В работе «круглого стола» приняли участие представители ГКУ «Дагестанавтодор», профильных министерств, главы Тляратинского, Шамильского, Хунзахского районов, эксперты.

Открывая мероприятие, Загид Хучбаров отметил, что большое внимание этому проекту уделяет Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. «В последнее время в СМИ очень много говорят и пишут об Аваро-Кахетинской дороге, но очень многое оставалось неясным для самих жителей Дагестана. Мы все прекрасно знаем, какую роль играют дороги в развитии той или иной территории. После строительства Гимринского тоннеля интенсивность движения увеличилась в три раза. Мы пригласили специалистов из Якутска, которые разработали нам технико-экономическое обоснование. Кроме того, мы запустили проект от главного Кавказского хребта с 60 до 83 км, который уже сдан в экспертизу. Для того чтобы реализовать эту программу, мы в начале пути строим асфальтобетонный завод. Уже 10 июля новый завод выдаст первый асфальт. Проблем много, и чтобы строить такую дорогу, нужна хорошая техника», – подчеркнул Хучбаров.

По его словам, весь участок дороги составляет 470 км – между бассейном Черного и Каспийского морей. Выход к бассейну Черного моря на 500 км сокращает дорогу в хадж.

«Мы привыкли к этим дорожным условиям, и даже тот плохой асфальт, который мы видим, для нас считается очень хорошей дорогой, но в моем понимании, федеральная дорога должна выглядеть совершенно иначе. Поэтому если мы начинаем строительство, то она должна быть как в Европе, то есть соответствовать всем европейским стандартам», – заявил Загид Хучбаров.

По мнению старшего  научного  сотрудника  Института истории, археологии и этнографии  ДНЦ РАН, кандидата исторических наук Рабадана Магомедова,  из всех транскавказских автотрасс, которые проходят или могут пройти через Дагестан, именно эта представляется наиболее выгодной в экономическом плане.

«До поворота в Гидатлинское ущелье в Шамильском районе проходит асфальтированная дорога, далее, до селения Бежта, уже существует хорошая дорога. После ее асфальтирования и открытия официального пункта пропуска эта автодорога может составить конкуренцию военно-грузинской дороге, которая находится в незавидном состоянии и не справляется с существующим грузопотоком. Переориентирование части грузопотока Россия–Грузия на данную автодорогу позволит Дагестану вывести на уровень самообеспечения бюджета Бежтинский участок, а также заметно активизировать экономическое развитие Тляратинского, Шамильского и еще нескольких  горных районов, через которые пройдет данная автотрасса. Кроме развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест для населения, обслуживающего дорогу, бюджет республики получит значительные вливания от таможенных сборов», – считает археолог.

В ходе обсуждения проекта он также рассказал об истории строительства Аваро-Кахетинской дороги: «Аваро-Кахетинская дорога еще в середине 19 века считалась стратегически важной, в первую очередь в военном отношении, чтобы в случае нападения турок можно было быстро перебросить войска из Грузии. Немаловажной была и экономическая значимость дороги. В то время она была самой короткой между Грузией и Дагестаном и самой выгодной. Анализ археологических данных показал, что главный Кавказский хребет 4-5 тыс. лет назад не был непреодолимой  преградой.

Аваро-Кахетинская дорога имеет глубокие исторические корни. Если брать третье тысячелетие нашей эры, на территории Грузии и Дагестана, как части обширной территории, была распространена арабская культура, и находки этой культуры мы находим через хребет в горном Дагестане. Возобновление строительства столь важной стратегической дороги  через перевал главного Кавказского хребта имеет жизненно важное значение для Дагестана и  Грузии».

Научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук и института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Патимат Тахнаева обозначила в своем выступлении влияние проекта на развитии туризма. Аваро-Кахетинская дорога, по ее мнению, позволит посетить важнейшие архитектурные памятники горного Дагестана, привлекательные природные объекты как для жителей республики, других регионов, так и соседних государств – Грузии, Армении, Азербайджана и других.

«Начинали строить дорогу трижды – в 1860, 1885 и в 1891 годах. Но потом началось строительство железной дороги по берегу Каспийского моря, и о Аваро-Кахетинской дороге забыли. Когда же началась первая мировая война, о дороге пришлось вспомнить снова. Решено было в случае опасности на турецком фронте именно по этому пути эвакуировать Тифлис. Аваро-Кахетинская дорога является одной из важнейших магистралей в Горном Дагестане и будет иметь большое социально-экономическое  значение для республики», – сказала Тахнаева.

Глава МО «Тляратинский район» Магомед Алиханов подчеркнул тот факт, что для района строительство дороги имеет огромное значение в плане экономического, социального развития, создания новых рабочих мест. «Налаживание торговых отношений между Дагестаном и Грузией позволит улучшить материальное положение и, соответственно, частично снять напряжение», - отметил Алиханов.

Новости раздела