"

Василий Черкашин: «Боюсь, что при значительном сейсмическом событии, баллов в семь, город Махачкала будет иметь печальный вид

Фото:
5990
9 минут

МАХАЧКАЛА, 6 декабря – РИА «Дагестан». Согласно опубликованному в СМИ аналитическому отчету Единого реестра застройщиков России, в Дагестане, несмотря на высокую сейсмичность нашего региона, начали строить 13-16 этажные дома. Опасно ли это, или все-таки можно возводить такие высотные здания в нашей республике на фоне, например, землетрясений 70-х годов прошлого века? С таким вопросом корреспондент РИА Дагестан обратился заведующему лабораторией региональной геологии минерального сырья Института геологии ДФИЦ РАН, доктору геолого-минералогических наук, действительному члену Академии горных наук РФ Василию Черкашину

-Василий Иванович, раньше в Махачкале разрешали строить только 5-9 этажные дома. Теперь же стало популярным монолитное многоэтажное домостроение. Возможны ли последствия? Какая Ваша оценка сложившейся ситуации?

-Вы абсолютно правы! До 70-го года Махачкала была малоэтажная. Максимально было три-четыре этажа и то, условно говоря, в районе площади. После землетрясения 14 мая 1970-го года было принято решение строить дома не выше 5 этажей. Это было связано с тем, что строительные технологии и конструктивные особенности в тот период еще не были высокоэффективными и не позволяли строить более высокие дома. Правда, при этом многие показывают пальцем на гостиницу Ленинград. Но это совершенно разные вещи. Гостиница построена на горе Анжи Арка на твердых коренных породах, которые простираются от Редукторного поселка через площадь до первой Махачкалы. Дело в том, что твердые грунты при сейсмических событиях ведут себя иначе, чем рыхлые. На них условно 5 баллов воспринимаются на 4 балла или слабее. На рыхлых же грунтах – наоборот. Это свойство воздействия сейсмической поперечной волны на грунты разных категорий. При проведении сейсмомикрорайонирования под строящееся здание, учитывалось и это. Самое страшное – вторая, «поперечная» волна землетрясения. Первая, «продольная» – скоростная, скорее информативная и не вызывает особых разрушений, что и используется в ряде стран, как факт, позволяющий на некотором удалении от эпицентра сообщить населению о готовящемся событии. Поперечная волна, совместно с поверхностной самая опасная часть сейсмического события, которая и вызывает основные разрушения. Необходимо учитывать все это при проектировании зданий и сооружений. Однако, в настоящее время разработаны такие технологии и стройматериалы, что появилась возможность в сейсмоопасных зонах строить высотные дома. Но эти новые технологии и конструкции - очень дорогое удовольствие!

- Насчет Анжи-арки все понятно! Но между ней и Тарки-Тау находится пространство, заполненное жилыми кварталами, частным сектором, общими дворами. А в последнее время там началось многоэтажное строительство. Например, в районе пересечения улиц Гамзатова и Гамидова, на Котрова-Кадырова, вокруг озера Ак-Гель. Также, активно застраивается Каспийск. Все эти дома стоят на рыхлых грунтах или все-таки, на скальных?

- Здесь рыхлые грунты. Я вам скажу так: от Каспия до Тарки Тау тринадцать разных уровней грунтов. И они все между собой пересекаются. И однозначно сказать, где какой грунт - очень сложно. Именно для этого и существует так называемое сейсмомикрорайонирование городов, которое при советской власти проводилось каждые 10 лет в сейсмоопасных зонах, в том числе, и в Дагестане. То есть, в течение определенного периода грунты изменяются – действует нагрузка, сейсмика трясет. Все это приводит к ухудшению свойств грунтов. Также не забывайте о подземной гидросфере, которая активно участвует в этом деле. Например, сейчас уровень грунтовых вод понизился. Потому, что Каспий в очередной раз опустился, уровень упал, грунтовые воды стали ниже. А ведь Каспий снова может подняться! Поэтому все вместе взятое влияет на осадочный чехол и его свойства не улучшаются, а только ухудшаются. Вот почему при Советской власти почти каждые 10 лет проводили сейсморайонирование городов

-А сейчас?

-Уже более 30 лет ничего подобного не проводилось!

-Почему?

— Это вопрос не ко мне, а к властям. Мы докладывали руководству республики о том, что необходимо провести такую работу, как «районирование». Положено проводить детальное сейсморайонирование регионов (ДСР). Его предтечей является общее сейсморайонирование всей страны (ОСР) и только потом проводится сейсмомикрорайонирование (СМР) городов и поселков. К сожалению, в 2019 году была принята новая карта ОСР-2016, на которой ряд территорий нашей Республики занизили на один балл, а в некоторых ее частях, где не было зафиксировано повышения сейсмичности, наоборот, повысили.

- А, в чем интерес?

- Очень простой! Понижение сейсмической балльности на один балл экономит застройщику приличную стоимость здания.

— Вот оно что…! То есть, можно меньше потратиться на бетон, арматуру, общую стоимость и так далее?

- Конечно! Вы же понимаете, появляется возможность сослаться на эту карту 2016 года и построить дом с меньшими расходами, пусть даже с возможным риском обрушения при очередном землетрясении. Однако, хочу отметить, что при проектировании зданий и сооружений, должно проводиться сейсмомикрорайонирование данной территории, но основой для проведения этих работ является злополучная карта ОСР-2016 г. Вот и получается заколдованный круг.

Обычно, при проведении общего сейсморайонирования территории СССР всегда привлекали ученых и других специалистов из нашей республики, имеющих отношение к сейсмике. Например, в 2012 году вышла, под редакцией академика Леонова Ю.Г., первая в истории Дагестана Тектоническая карта масштабом 1-500000, в подготовке которой я, а также ряд ученых из Москвы и Дагестана, принимали активное участие. Там же вся информация – берите, используйте полученные результаты для корректировки данных по Республике Дагестан. Но нет – в Махачкале снизили балльность, а Каспийск строят с расчетом на 9 баллов, в Кизляре, где сейсмика минимальная – повысили балльность. Словом, перевернули все с ног на голову. На это несоответствие также обратили внимание и ученые Института физики Земли РАН, которые написали обращение в Минстрой РФ о неоднозначности карты ОСР0-2016. Мы поддержали ученых ИФЗ. Собрали технический совет из 12 человек и подписали письмо – обращение в Минстрой России с просьбой о пересмотре карты ОСР-2016 или ее отмене, поскольку использование данной карты может привести к непредсказуемым последствиям, а также прикрывает деятельность части недобросовестных застройщиков.

Дискуссия длилась более трех месяцев. В итоге, злополучную карту ОСР-2016 г. отменили в начале 2021 года (Постановление Минстроя РФ). При этом вернули карту ОСР-2015, основанную на данных 1987 года. И теперь она снова действует. Но, к нашему удивлению, некоторые застройщики и ряд чиновников все равно продолжают ссылаться на уже отмененную карту 2016 года…!

- И что теперь?

Должен отметить, что руководство, в лице Главы Дагестана Сергея Меликова, обеспокоено сложившейся ситуацией. В свое время он запросил необходимую информацию по этому вопросу. Мы подготовили материал не только по сейсмике, но и по опасным геологическим процессам, который затем был представлен министром Строительства и ЖКХ РД в рамках Дней Дагестана в Совете Федерации. Объяснили сенаторам, что более 30 лет у нас не проводились исследования в этом направлении. В итоге, с учетом ведущейся интенсивной застройки, было решено обновить детальное районирование территории Дагестана и провести микросейсм районирование городов нашей республики. В настоящее время на уровне Правительства РД принято Постановление о выделении финансовых средств для проведения указанных работ. По поводу ДСР и СМР – вопрос рассматривается. Поскольку это федеральные деньги, необходимо решение Правительства РФ.

-Возвращаясь к Махачкале: пятиэтажки, так называемые «хрущевки», сколько они сегодня могут выдержать баллов?

-Однозначно ответить невозможно по одной простой причине. Нужно взять карту микросейсм районирования, которая было сделана в 1987 году и посмотреть те участки, которые относятся к 6-ти, 7-ми, 8-ми, 9-балльным зонам. Никогда не бывает территорий с четкими границами сейсмичности. Иногда попадает зона с переходом с 7-ми до 8-ми баллов. Именно поэтому очень важно проводить такое микросейсм районирование территорий, чтобы понять характер грунтов под застройку. Об этом ведь мы по поручению Главы Дагестана и докладывали в Совете Федерации. Наш институт подготовил необходимые материалы и передал в Минстрой РД и далее в Минстрой РФ. Пока подвижек нет, но надеемся, что этот важный вопрос будет решен. При этом очень важно, перед сейсмомикрорайонированием Махачкалы, провести такую же работу по всей республике. Тогда, зная балльность всей территории, проще проектировать отдельные его участки, в частности, наши города. Сразу скажу – это очень дорого и долго! Мы предложили привлечь к этой работе специалистов из соседних регионов и Москвы и общими усилиями ускорить этот процесс. И Сергей Алимович нас поддержал.

Что будет дальше, я не знаю. Если руководство республики примет соответствующее решение о проведении районирования, а они его, я думаю, примут – это будет очень сложная задача! Потому что за 30 лет грунты сильно изменились и что будет с домами, которые попадают в другую балльность мне сложно предугадать. Но делать это надо!

Вы поймите: если мы возьмем карту сейсморайонирования Махачкалы 1968 года и карту 1987 года - они уже отличаются друг от друга! Земная кора живет своей жизнью. В ней участвует множество факторов, и это приводит к изменению свойств грунтов.

Дома, построенные полвека назад на 7-балльном грунте, сейчас могут оказаться в 8-балльной зоне. Значит, встает вопрос об укреплении этих зданий, чтобы они не пострадали при очередном толчке. Ну, а если нет возможности укрепить здание, то видимо его придется сносить – сохранение жизни даже одного человека того стоит.

-Получается, придется пол–Махачкалы либо сносить, либо перестраивать?

-Одна из проблем – качество строительства, а насколько конструктивно дома соответствуют балльности – это отдельный разговор. Не уверен, что старые постройки все будут соответствовать современным реалиям, но в советское время строили хорошо и велся постоянный контроль. Как сейчас ведется застройка, сложно сказать - приходилось слышать, как хорошие отзывы, так и не очень. Видя новые постройки, где по стенам идут трещины или они наклонены, боюсь, что при значительном сейсмическом событии, баллов в семь, город Махачкала будет иметь печальный вид. Потому и необходимо провести это сейсморайонирование, чтобы определить в каком состоянии находятся строения нашей столицы.

Понимаете, если все это оставить на самотек и не напоминать об этом руководству и соответствующим ведомствам о сложившейся ситуации, то, как мы будем смотреть людям в глаза, если вдруг что-то произойдет и будут человеческие жертвы? Необходимо учитывать сложную обстановку и по мере возможностей проводить соответствующие мероприятия для обеспечения безопасности наших граждан.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела