"

Гамидулах Магомедов: «Обучение на русском языке в начальных классах мононациональных школ приводит к колоссальным трудностям»

Фото:
2449
4 минуты
Обучение на русском языке в начальных классах мононациональных школ приводит к колоссальным трудностям, уверен директор Дагестанского научно-исследовательского института педагогики имени А.Тахо-Годи Гамидулах Магомедов. По его словам, около 30% (389) сельских школ республики перешли на обучение в начальных классах на русском языке.

В числе районов, которые полностью перешли на русский язык обучения в начальной школе, были названы Агульский, Ахтынский, Каякентский, Кизлярский, Новолакский. Более 90% школ Казбековского, Карабудахкентского, Сулейман-Стальского районов также обучают младшеклассников на русском языке.

Собеседник отметил, что, согласно действующему законодательству, в Республике Дагестан язык обучения определяется уставом образовательной организации, учредителем, педагогическим советом, родительским комитетом и другими участниками образовательных отношений, исходя из уровня владения учащимися русским и родным языками.

«Раньше в Москве разрабатывались учебные планы для школ автономных республик, в которых родные языки изучались лишь по желанию родителей. А желание родителей сводилось к тому, что якобы их дети обойдутся без знания родного языка, что изучение родных языков не имеет никакой перспективы и т.п. Родители хорошо усвоили истину, что без знания русского языка представители малочисленных народов не имеют перспективы.

Абсолютное большинство родителей учащихся сельских школ, не до конца понимая глубину этой проблемы, не имея педагогических и психологических  знаний, требовало обучать своих детей с первых дней их пребывания в школе на русском языке, хотя они до поступления в школу не были охвачены детскими садами и, следовательно, не владели русским языком, не имели русской среды и т. д. Но учащийся, не подготовленный к обучению на русском языке с первого класса, говорящий до поступления в школу только на родном языке, испытывает при обучении в начальной школе на русском языке колоссальные трудности, особенно по математике, окружающему миру и другим предметам на русском языке», – рассказал Магомедов.

По его мнению, отсутствие учета национального состава учащихся, уровня владения русским и родным языками, неразработанность проблем, возникающих в связи с тем, что дети растут и развиваются в полиэтнической, поликультурной среде, не только создают дополнительные трудности в организации учебно-воспитательного процесса, но и приводят к определенным негативным последствиям. В частности, отмечает Магомедов, часть детей не овладевает своим родным языком, который служит средством познания той мудрости, которую копил народ веками, отрывается от национальных корней. Причем количество их из года в год растет в связи с происходящими в последние годы в экономике, социально-политической жизни республики изменениями, а также с урбанизацией и миграцией населения.

«Если в однонациональных селах все говорят на родном языке и знание родного языка обеспечивает ему языковая среда, то в городах и поселках городского типа функцию языка межнационального общения выполняет русский язык, социализация ребенка происходит в сфере русского языка, родной язык при этом постепенно просто исчезает. Поэтому сейчас происходит некий спад интереса к родному языку, дети перестают говорить на нем, общаться в семейном кругу, даже в языковой среде. Совместное воспитание семьи и школы должно обеспечить свободное владение родным языком и поддерживать уважительное отношение к нему, к родной культуре и быту, народным традициям и обычаям с малых лет», – уверен Магомедов.

Особо, по его мнению, следует рассмотреть и решить проблему обеспечения школ дагестанских диаспор за пределами республики необходимой учебно-методической базой, а также ногайских, чеченских, азербайджанских школ на территории Республики Дагестан соответствующей учебно-методической литературой.

Магомедов уверен в необходимости усилить потребность в знании родного языка и использовании его в первую очередь через национальную школу, радио, телевидение и другие мероприятия. К тому же, отметил ДНИИП, нет и соответствующего законодательного акта, обеспечивающего реализацию ответственности родителей, общества за создание адекватной языковой среды для детей в полиэтнической среде.

«В городских условиях сами носители языка не хотят говорить на своем родном языке, а принудительно заинтересовать невозможно. Ни для кого не секрет, что люди часто руководствуются не только моральными соображениями, но и карьерными. Они склонны изучать те языки, которые востребованы и помогают им решать жизненные задачи, например, русский, английский и другие. А родной язык уходит на второй план. Этим, видимо, объясняется и стремление сельских мононациональных школ переходить на учебные планы с русским языком обучения, хотя дети, поступающие в 1 класс, не владеют русским языком.

Участники образовательного процесса склонны передать часы родных языков на русский язык или английский язык в связи с предстоящей сдачей ЕГЭ по этим языкам. В этих условиях на первый план выступает моральная, духовно-нравственная сторона. Необходимо убедить всех участников образовательного процесса в том, что родной язык – это не просто рядовой учебный предмет в расписании, а средство духовно-нравственного формирования подрастающего поколения. Родной язык служит средством той мудрости, которую копил народ веками. Не овладев родным языком, учащиеся отрываются от национальных корней», – заключил Гамидулах Магомедов.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела