"

Лейла Каймаразова: «ВОВ серьезно сказалась на деятельности общеобразовательной школы Дагестана»

Фото: na-strazhe.ru
2872
8 минут
Великая Отечественная война оказала огромное влияние не только на экономическую и политическую, но и духовную жизнь нашей страны. Серьезно сказалась она и на деятельности общеобразовательной школы Дагестана. О работе общеобразовательной школы Дагестана по воспоминаниям детей военных лет в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказала сотрудница Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Лейла Каймаразова.

Она отметила, что в начале войны велика была убыль учительских кадров. «Только за первые два года войны в ряды Красной Армии ушло более 3,5 тыс. дагестанских учителей, что составило около половины всего предвоенного состава педагогического коллектива республики. На фронт ушла и часть старшеклассников общеобразовательных школ, а другие вынуждены были прервать учебу в связи с необходимостью участвовать в сельскохозяйственном и промышленном производстве. Многие средние сельские школы превратились в неполные средние. Возрос отсев учащихся из школ. Некоторые ученики 10-тых классов, достигшие призывного возраста, ушли в армию, часть из них вступили в ее ряды добровольно. Положение усугубилось в 1942 году, когда фронт приблизился к границам Дагестана. В 1942-43 учебном году почти в 2,2 раза сократилась, по сравнению с началом 1941-42 учебного года, численность учащихся 8-10-х классов», - отметила собеседница агентства.

На работе общеобразовательной школы сказалось неизбежное в условиях тяжелейшей войны ухудшение материально-технической и учебной базы. Каймаразова привела в пример воспоминания М. Абдулаева, который говорит о том, что учебников было очень мало, тетрадей тоже почти не было. Он рассказал, что писали школьники на полях газет, старых книг, а чернила делали из сожженных зерен. Еще одна школьница военных лет А. Алиева рассказала о том, что в первом классе им для письма раздавали листочки бумаги коричневого цвета, потом – черного (фотобумагу) и белые карандаши. А позже мама стала готовить для нее «чернила» из черной лесной ягоды.

«Часть зданий городских и сельских школ пришлось временно передать в распоряжение формировавшихся в республике воинских соединений, эвакогоспиталей. В связи с этим, а также из-за нехватки учителей, многие школы перешли на двух- и трехсменные занятия.
Советское государство делало многое, чтобы общеобразовательная школа страны в суровых условиях войны функционировала без серьезных перебоев. Даже в самый трудный первый период войны государство прилагало огромные усилия, чтобы сохранить в школах контингенты учащихся, поддерживало материально тех, кто особенно нуждался в помощи.

Р. Ахмедова вспоминает: “В школе к детям, потерявшим на фронте отцов, было особое отношение. Государство обеспечивало их одеждой. В отношении к этим детям ощущались искренность, сочувствие, теплота”.  “Продукты в годы войны распределяли по карточкам. Нам, детям, давали по 700 грамм хлеба на карточку, а маме, как иждивенке – 200 грамм. Хлеб был с отрубями, очень твердый, но очень вкусный. В него еще добавляли измельченные картофельные очистки. Поскольку отец был офицером, мы получали офицерский паек. Нам давали талоны, и мы ходили в столовую, получали первое и второе”, – рассказал А. Асадулаев», - привела примеры Каймаразова.

По ее словам, еще один ученик школы Ш. Асельдеров рассказал о том, его семье, как семье фронтовика, как-то выделили пару ботинок – одну пару на троих детей. “У сестры была какая-то обувь, а мы с братом носили эти ботинки по очереди. С утра я их надевал и шел в школу (мы все в школе № 5 учились), брат ждал, пока вернусь, разуюсь, надевал эти ботинки и сам отправлялся на уроки”, - рассказал он.  

По словам собеседницы агентства, в свободное от занятий время, особенно в период каникул, подростки зачастую заменяли у станка, в поле, на ферме, в садах и виноградниках отцов и старших братьев, ушедших на фронт. В качестве примера она приводит воспоминания М. Абдулаева, который рассказал: «Слово “колхоз” для нас в то время не было понятным, но мы знали, что он есть. Взрослые, как и дети с 10 – 12 лет, были чабанами, доярками, пахали землю, собирали урожай. Мы помогали убирать картошку. После сбора урожая зерновых мы ходили собирать колосья, из которых делали снопы. Это тоже была наша посильная помощь».

По воспоминаниям А. Алиевой, «в годы войны дети не оставались в стороне от дел взрослых. Девочки учились вязать и вместе с мамами, сестрами, бабушками вязали варежки, носки и отправляли их на фронт для воинов Красной Армии».

Каймаразова отметила и то, что под руководством комсомольских организаций, учителей учащиеся собирали металлолом, лекарственные растения, шиповник, теплые вещи и белье для воинов Красной Армии. Объединившись в тимуровские команды, школьники помогали семьям фронтовиков, одиноким старикам. Коллективы художественной самодеятельности учащихся городских школ выступали с концертами для воинов Красной Армии, лечившихся в эвакогоспиталях, функционировавших на территории Дагестана, помогали раненым писать письма родным и близким.

Р. Ахмедова вспоминает: «Пионервожатые готовили нас к выступлениям перед ранеными. Я с одноклассницами посещала раненых в госпитале при 1-й городской (ныне травматологической) больнице. Раненые показывали нам фотографии своих родных. А мы для них пели, танцевали, писали по их просьбам письма домой. У одних была забинтована большая часть тела, другие не могли ходить, а у некоторых – ампутированы конечности. И, несмотря на переносимые ранеными боль и страдания, лица их светились добротой. Они беседовали с нами, интересовались нашей учебой, отметками. Ласково гладили нас по головам, наверное, вспоминали своих детишек, благодарили за выступления, давали советы».

«На улице Комсомольской (Ленина) был госпиталь. Под него отвели здание кинотеатра. Туда привозили раненых со всех ближайших к Махачкале мест – Моздок, Кизляр… Мы жили как раз недалеко от госпиталя. И в свободное время я вместе с другими детьми бегала туда помогать медсестрам. Мне очень нравилось в госпитале. Кто знает, может быть, именно тогда я определилась с моей будущей профессией. Нам в основном поручали мелкую работу. Мы стирали бинты, подавали необходимое раненым. За это мне давали кусок хлеба с манной кашей. Я была счастлива. Чувствовала себя нужной и полезной. Я очень хотела верить, что приношу большую пользу», – делится воспоминаниями C. Магомедова.

«По данным только 18 районов республики, в 1941-42 учебном году школьниками было собрано 562 тыс. 218 кг шиповника, внесено в Фонд обороны разных ценных вещей на сумму 254 тыс. 775 рублей. Для воинов Красной Армии школьниками было собрано также 17 тыс. 139 шт. теплых вещей и белья, 1 тыс. 612 кг шерсти, 1 тыс. 653 овчин. “Мы, дети войны, помним, как отвозили в райцентр свежее и сушеное мясо, сыр, колбасу, зерно, теплые вязанные шерстяные носки, свитера, шапки, варежки, медную утварь. Все это – для Победы. Отправляли мы не только продукты. Я хорошо помню, как я со своими старшими сестрами собирала боярышник, шиповник, барбарис, аптечную ромашку, зверобой, подорожник и другие травы, сушили и отправляли на фронт, в госпитали”», – приводит Карамазова вспоминания М. Карнаевой.

По словам сотрудницы ИИАЭ ДНЦ РАН, в годы Великой Отечественной войны существенно изменилось содержание внеклассной и внешкольной работы с учащимися. «Главным стали военно-патриотическое воспитание школьников, использование свободного от учебных занятий времени для посильной работы в сфере производства, участия в общественной жизни. Широкое распространение получили кружки по вязанию носков, перчаток, шарфов, шитью и вышивке кисетов, носовых платков для красноармейцев. О том, как это было, вспоминает Н. Минхаджева: “Целыми днями работали, а ночью собирались в артели, вязали носки для фронта. Мне тогда было 6 – 7 лет, и я, чтобы выполнить мамин план, вязала с ней. Нам хотелось принести хоть маленькую, но пользу для солдат”», - рассказала собеседница агентства.

Она подчеркнула, что в первый период войны в Дагестан прибыло большое количество учителей из оккупированных фашистами районов. «Только в 1941-42 учебном году в школы, детские дома, детские дошкольные учреждения и отделы народного образования республики было направлено около 200 эвакуированных педагогов, из них 100 человек с высшим и 72 с незаконченным высшим и средним образованием. Среди эвакуированных были педагоги из Киевской, Днепропетровской, Ростовской, Одесской, Харьковской областей, а также из прибалтийских республик. Эвакуированные учителя внесли большой вклад в обеспечении бесперебойной работы дагестанских школ, воспитание и обучение учащихся.

Один из школьников М. Зубаиров рассказал, что прекрасно помнит своих учителей – в основном они были приезжие из России, так как не было собственных кадров.  Еще одна школьница С. Магомедова рассказала: “Помню свою первую классную руководительницу Евдокию Васильевну. Она была беженкой с Украины. Очень много рассказывала о войне. Часто говорила нам: Эх, дети, дети… Как же вам повезло, что вы не знаете всех ужасов этой войны…. Только потом, услышав трагичную историю ее семьи, мы поняли, что она имела в виду. В первые месяцы войны ее отец и брат были повешены фашистскими захватчиками. Несмотря на пережитое, Евдокия Васильевна старалась, чтобы война не помешала нам учиться, и занятия проводила в обычном режиме”», - рассказала Каймаразова.  

По ее словам, хотя в последние годы войны тысячи дагестанских детей оставались вне школы, численность учащихся неуклонно росла. «Был восстановлен ряд средних школ, превратившихся в первый период войны в неполные средние. К концу войны в республике насчитывалось 1 тыс. 140 общеобразовательных школ, в которых обучалось 138,8 тыс. учащихся. Однако из-за огромных материальных, людских потерь, понесенных страной и республикой в годы войны, полностью восстановить довоенную школьную сеть, численность учащихся и учителей к началу 1945-46 учебного года не удалось», - заключила Лейла Каймаразова.

Новости раздела