"

Программу развития системы образования Дагестана обсудили на совещании в Махачкале

Фото:
3727
11 минут
Программу развития образования Республики Дагестан обсудили в пятницу, 26 сентября, на базе Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров. Участие в обсуждении приняли министр образования и науки Республики Дагестан Шахабас Шахов, президент издательства «Дрофа», член-корреспондент Российской академии образования, руководитель проекта по разработке Федеральных государственных стандартов общего образования Александр Кондаков, заместители министра, представители органов управления образования и другие заинтересованные лица.

Открывая работу совещания, Шахабас Шахов отметил, что попытки разработать проект развития системы образования республики были и раньше. Таких программ было несколько, были и локальные программы, однако сегодня стоит задача объединить их, сделать единую программу развития образования Республики Дагестан и определить ее подпрограммы.

О самом проекте развития образования Дагестана участникам совещания рассказал его научный руководитель, директор Института мобильных образовательных систем Александр Кондаков. Он отметил, что планировал начать свое выступление с презентации проекта, но после вчерашней поездки по образовательным учреждениям республики, в том числе и по малокомплектным школам, решил сделать еще две короткие презентации.

«Мир быстро меняется, причем не только технологически,  меняются и наши дети. Когда мы с Шахабасом Курамагомедовичем обсуждали проект, решили, что если мы хотим достичь тех целей, которые ставит руководство республики, должны совершить некий скачок, чтобы в 2020 году выйти на индикаторы, обозначающиеся сегодня в качестве векторов развития системы образования России, и войти в двадцатку регионов с точки зрения образования. Для этого нужно понимать очень многие вещи, в том числе то, что происходит с детьми», - отметил Кондаков.

Он привел результаты самых последних исследований психологов России и за рубежом. «Важно понимать, что образование  – это не школа, не социальный институт, это экосистема, все то, что нас окружает. И если выстраивать модель современного образования, то стержень здесь – система ценностей, те нормы и правила поведения, которые определяют жизнь современного человека и отвечают на вопрос “зачем я учусь”, “почему я должен себя так вести”, мотивируют ребенка на развитие и запускают тот образовательный процесс, который мы должны спроектировать. Под этим лежит педагогика, которая должна теоретически обосновать образовательный процесс. Главным вопросом является содержание образования, и в этом отношении мы отдельно будем вести проект по современному содержанию образования, основываясь уже на требованиях ФГОС. Но, тем не менее, оно практико-ориентировано и дается в контексте конкретной социально-культурной ситуации, то есть образовательный процесс мы должны будем привязать к контексту каждой школы, каждого муниципалитета и республики в целом. В этом отношении технологии, которые находятся под содержанием образовательного процесса в нашей модели современного образования, поддерживают образовательный процесс, они его обеспечивают, предоставляют нам новые возможности, но не являются “нашим всем”. И эта система должна непрерывно обновляться, потому что мир постоянно меняется.

Проблема заключается в том, что мы готовим учащихся к будущему, которого четко представить не можем, оно слишком быстро меняется, и это влияет на содержание и технологии. Педагоги и психологи о современных детях говорят: они значительно отличаются от своих сверстников прошлого столетия; у них повышена тревожность, есть агрессия, повышена возбудимость, потребность к восприятию информации, повышены эмоциональность и впечатлительность, настойчивость, они чего-то требуют, не слышат, когда к ним обращаются и т.д. В этой ситуации нам нужно задать вопрос: “А что на самом деле происходит?”. В этом отношении один из крупнейших педагогов современности, голландец Нико Ван Уденховер говорит, что если мы видим в детях что-то необычное, нужно остановиться и задуматься – а не станет ли это правилом. И это очень важный момент.

Современные дети – совершенно другие и с другими возможностями. К чему пришли психологи: современные методы и методики исследования не дают объективной картины способностей и возможностей современных детей. И на сегодняшний день мы работаем в условиях “многояйности” ребенка – это много «Я». Если раньше мы говорили об идеологической, национальной, семейной идентичности и т.д., то сегодня этих идентичностей много и здесь появляются, в том числе, и гендерная, и религиозная, и профессиональная, и то, в чем мы пока не ориентируемся – сетевая идентичность», - отметил он.

По словам докладчика, за последние десять лет произошел перелом – трехлетние дети успешно выполняют задания, которые в конце XX века выполняли только 5-летние дети. «Это другие дети, и это происходит во всем мире. В XX веке у детей был развит подражательный рефлекс – они копировали взрослого,  а сегодня у них преобладает рефлекс свободы и они сами выстраивают стратегию своего поведения. Современный ребенок не задает вопрос “Почему?”, он задает вопрос “Зачем?” и хочет понять, зачем ему это надо. И здесь возникает не преемственно-следственная связь, а смысловая. Он должен понять, зачем он это делает. Главное отличие заключается в том, что в создании современного ребенка доминирует смысловая сфера как регулятор и системно-смысловой тип сознания, а не системно-структурный и это совершенно другой образовательный процесс и другая работа с детьми. Это то, что я вчера увидел в малокомплектной сельской школе в Дагестане, когда учитель говорит одно, а в кармане у детей уже другая жизнь. И это конфликт между традиционной системой образования и современным ребенком, это самая серьезная проблема педагогики XIX века во всем мире, которую сейчас нам предстоит решить.

У современных детей другое отношение к миру. В XX веке взрослый сказал, показал, и ребенок сделал, а сегодня ребенок готов услышать взрослого, но только после того, как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания. Эта система отношений доминирует над потребностью традиционного приобретения знаний. Сегодня дети редко хотят копировать, им присуща не столько реактивная, сколько активная деятельность, и возникает совершенно другая среда – уже в три года ребенок способен ориентироваться на результат и продукт своей деятельности. Это было раньше в 6-7 лет.

Таким образом, в сознании современных детей доминирует смысловая сфера; становление и развитие смысловой сферы определяется культурно-историческими условиями; основой формирования смысловой сферы является эмоционально-личностное общение со сверстниками и взрослыми; дети обладают системно-смысловым типом сознания. Это психологическая основа проекта, которая будет закладывать соответствующие педагогические и практические основы, о которых мы сегодня будем говорить.

У этих детей другие высшие психические процессы, и мы должны это понимать. У них другое мышление, другая память, другое восприятие, другая речь и другое внимание. В первую очередь запоминается не информация, а место, где эта информация находится, и способ, как до нее добраться. Это совершенно другой тип – другое запоминание, другая память и другие механизмы удержания информации. И мы должны еще это исследовать», - подчеркнул Кондаков.

Кроме того, он отметил, что ребенок «не держит внимание» 40 минут. «40 минут – это был нормальный психологический индикатор 17-20 веков. Сегодня только единицы способны держать внимание больше 4-5 минут. Поэтому традиционная классно-урочная система сегодня идет против психологии ребенка, развития его личности. У детей сегодня клиповое мышление, которое построено на визуальных образах и предполагает переработку очень коротких объемов информации. Когда мы говорим о клиповом мышлении, мы должны понимать, что главный признак важнейшего момента интеллектуальной и культурной истории – переход от линейной модели мышления к современной – сетевой. Мозг наших детей сегодня работает в совершенно другом режиме, чем у взрослых. Активное использование Интернета вызывает у молодежи повышение скорости психических процессов. И вывод психологов российских и зарубежных – новое поколение стало умнее. И, слава богу, мы должны за них радоваться», - сказал Кондаков.

Он отметил, что разрабатывая проект, необходимо понимать, что сегодня мы имеем дело с другими детьми и, конструируя социокультурную образовательную среду в рамках проекта, ее нужно изначально конструировать, основываясь на новейших психологических и педагогических исследованиях.

Говоря о целях и задачах проекта развития образования Дагестана, Кондаков отметил, что важнейшим здесь является формирование человеческого капитала. «Мощь экономики определяется не запасами сырья в недрах и количеством заводов – это экономика человеческого капитала, инноваций и технологий. Поэтому в проекте мы ключевой задачей ставим именно вопрос развития человеческого потенциала республики, и мы должны быть сориентированы на задачи социально-экономического развития региона. На сегодняшний день качества личности – одна из важнейших компетенций XIX века. Система ценностей, которая будет лежать в основе программы развития системы образования Дагестана, должна отражать национальные (быть основой консолидации и единства республики), общероссийские и общечеловеческие ценности», - обратил внимание присутствующие разработчик проекта.

Было отмечено, что в рамках программы должно быть предусмотрено взаимодействие системы дополнительного образования с основным образовательным процессом.

Кондаков подчеркнул, что проект развития системы образования носит название «От догоняющей к опережающей модели развития». Он сказал о том, что, несмотря на то, что в систему образования республики были сделаны мощные материальные вливания, здесь наблюдается: неэффективность инвестиций и наличие диспропорций по уровням образования; неэффективная инфраструктура и организационно-правовые механизмы образования. «В частности, проблема малокомплектных школ, одну из которых посетили вчера, где 78 учащихся и 18 учителей – один к четырем. В другой школе 36 детей и 18 учителей – один к двум. Золотые и бриллиантовые школы с нормативом финансирования 150-200 тысяч рублей на 1 одного ребенка при минимальном образовательном результате. Среди недостатков также неэффективная инфраструктура и организационно-экономический механизм, и главный вопрос – неравенство качества образовательной услуги. Мне было бы интересно в качестве пилотных взять и горные районы, где я хочу опробовать модели опережающего развития», - обратился он к министру образования и науки РД.

По мнению докладчика, недостаточное внимание уделяется подготовке и повышению квалификации учителей, и эта тема министерством поднята почти год назад, и многое в этом направлении делается. «Проблема педобразования – проблема не только Дагестана, но и страны в целом, поэтому вопросы педагогического образования должны быть в фокусе. Если мы в следующем году не запустим подготовку современных педагогов, то через 5 лет не получим современного учителя, а все диктора школ говорят, что молодые специалисты – самая большая проблема. Их приходится учить, а старые педагоги научить тому, что нужно сегодня, не могут», - отметил он.

Обозначил докладчик проблемы привлекательности Дагестана для молодежи, недоиспользования ее потенциала, мотивации и жизненных ориентиров молодежи, факторы радикализации молодых людей в республике. Таким образом, первичный вывод, который сделан, – качество человеческого капитала – это один из тормозов развития Республики Дагестан.

«На сегодняшний день образование – ключевой фактор устойчивого развития экономики XXI века. Ключевые компетенции XXI века – это личностные качества и ценности, креативность и инновационность, критическое мышление и способность решения сложных комплексных задач, в том числе в ситуациях неопределенности, коммуникация и сотрудничество, мотивация к труду, лидерство и ответственность. Около 40% людей должны обладать этими креативностью и инновационностью, иначе экономика не сможет развиваться. Ключевые компетенции экономически оцифрованы, но не в России. В Америке массовая сформированность компетенций и навыков XXI века дает треть роста валового внутреннего продукта страны – это сотни миллиардов долларов. Для их формирования в Америке создана специальная программа, на которую тратится миллиард долларов в год.

Сегодня человеческий капитал определяет место государства в мире и конкурентоспособность человека. Нам необходимо понимать, что те знания и умения, которые мы даем ребенку в школе, устаревают уже в момент его поступления в школу, а те навыки и компетенции, которые мы у него формируем, к сожалению, определяют его ущербность на рынке труда. Нам нужно обратить на это внимание», - отметил Кондаков.

Коснулся он и того, что нужно пересмотреть и критерии оценки эффективности системы образования. «К сожалению, охват детей, затраты на что-то, обеспеченность компьютерами и даже подключение к Интернету – традиционные индикаторы, по которым оценивается эффективность системы образования. Есть индикаторы социальные, индикаторы доступности и качества образования, и это изменит социальный климат в республике и отношение общественности», - сказал разработчик проекта.

Целями проекта Кондаков обозначил развитие комфортной, гибко реагирующей на изменяющиеся запросы семей, общества и экономики социокультурной образовательной среды Дагестана, обеспечивающей рост благосостояния граждан, благоприятный инвестиционный климат, привлекательность региона для молодежи, среднего и креативного класса, развитие и приумножение историко-культурного наследия республики.

Было отмечено, что это обеспечит безопасность и политическую стабильность в республике, равные условия, возможности и права граждан на получение образования, развитие рынка образовательных услуг, социальную защиту и психолого-педагогическую поддержку личности и семьи.

У проекта есть задачи политические (формирование позитивного отношения общества к политике руководства Дагестана в сфере образования и социальной сферы, обеспечение безопасности и социальной стабильности в республике и другие), социально-экономические (формирование нового статуса учителя, рост численности среднего класса, удовлетворенность потребности социально-экономической сферы республики в современных кадрах, создание непрерывной системы контроля, мониторинга, анализа и оценки эффективности деятельности системы образования), образовательные.

Проект направлен на совершенствование системы воспитания и социализации молодежи Дагестана, дошкольного, начального, основного среднего общего образования, дополнительного образования детей и взрослых и т.д. Среди планируемых результатов проекта обозначены комфортная, безопасная и благоприятная для жизни социокультурная среда республики, рост эффективности инвестиций в образование, устойчивость развития республики и другие.

После выступления Александра Кондакова участники совещания смогли внести дополнения или предложения в предложенный им проект.

Новости раздела