"

Пути преодоления коррупции в вузах обсудили на заседании клуба журналистов в Махачкале

Фото:
1106
5 минут

МАХАЧКАЛА, 14 ноября – РИА «Дагестан». Заседание дискуссионного клуба «Альтернатива» состоялось накануне в ДГУ. Журналисты, преподаватели, студенты и представители общественности собрались для обсуждения темы «Коррупция в вузах – пути преодоления».

В работе дискуссионного клуба приняли участие ректор Дагестанского государственного университета Муртазали Рабаданов, ректор Дагестанского государственного аграрного университета Зайдин Джамбулатов, ректор Дагестанского государственного университета народного хозяйства Яхья Бучаев.

Открывая встречу, руководитель клуба «Альтернатива» Тамерлан Магомедов задал риторический вопрос: «Есть ли в дагестанских вузах коррупция?». Коррупция в вузах в меняющихся масштабах была, есть и, возможно, будет существовать и дальше.

Муртазали Рабаданов рассказал о том, как удалось за несколько лет в разы снизить коррупционные проявления в ДГУ. Первой причиной коррупции является нежелание студента учиться. Вторым пунктом идет сложность предмета из-за слабых базовых знаний или плохого преподавания. Необходимо обеспечить культ знаний, создать мотивацию для учебы. Вымогательство со стороны преподавателей – на 4-м-5-м местах.

Студенты третьего курса анонимно проходят анкетирование. Три последних вопроса анкеты требуют ответа «да» или «нет». «Приходилось ли вам заинтересовывать преподавателей?» - на этот вопрос средний ответ снизился в последние годы втрое. «Хотите ли вы, чтобы этот преподаватель дальше работал в вузе?». Если менее определенного процента говорят «да» – это сигнал конкурсной комиссии, и ему могут не дать часы на следующий год.

Каждый преподаватель рассчитывает рейтинг, составляющийся из многих показателей. Если он менее 30 баллов для доцента и 50 для профессора, то с таким преподавателем контракт не продлевается. В вузе запущена электронная система «Деканат», которая включает целый ряд параметров. Можно видеть, как академическая группа занималась у преподавателя. Если группа у нескольких преподавателей имеет близкие средние баллы, а по какой-то дисциплине успеваемость плохая, надо разбираться, что происходит.

Зайдин Джамбулатов рассказал о том, что в ДагГАУ проводятся свои анализы по коррупции. Средний балл поступающих на ветеринарный факультет ДагГАУ – 57, а средний балл на ветеринарный факультет в Санкт-Петербурге – 77. Возникает вопрос – какая разница между ветеринаром там и ветеринаром тут, одни и те же дипломы, компетенции. 75 % питерцев идут в частные фирмы с зарплатой до 5 тысяч долларов, а в Дагестане 99,9 % выпускников идут в народное хозяйство, и не факт, что они пойдут по специальности, но они будут проситься в комитет по ветеринарии, в лаборатории, в кабинеты или туда, где можно поработать с клиентом и что-то заработать.

Коррупция существует, особенно на уровне заочников. Борьба ведется, в первую очередь наращивая мотивирование на учебу. Более 200 учащихся были направлены на стажировку в Германию. Они были мотивированы так, что выучили немецкий язык, и учились и работали и даже зарабатывали, будучи в Германии.

В ДагГАУ отменены все разрешительные документы, которые даются снизу. Все разрешения даёт ректор. Каждый студент имеет возможность через гаджеты посылать сообщения ректору, и каждый год поступает определенное количество жалоб. И если на одного преподавателя поступает больше одной жалобы, то с этим преподавателем приходится прощаться. А если анкеты плохие, то этот преподаватель лишается права принимать зачеты или экзамены.

Яхья Бучаев говорил о низкой заработной плате профессорско-преподавательского состава как причине коррупции. Есть и социальная причина, связанная с низким порогом входа для поступления. Экономическая причина – для того, чтобы найти работу, человеку обязательно нужен диплом. Для борьбы с коррупцией, и чтобы студенты были мотивированы на реальные знания, надо выстраивать правильную систему, которая работает во всем мире. Диплом не должен иметь никакой ценности, если он не подтверждается на будущем месте работы профессиональным экзаменом.

Общественный деятель Альберт Эседов в качестве основы коррупции назвал качество образования. Ученик в школе не имеет достаточной базы для того, чтобы понимать теорию и практику в высшем образовании, и получается так, что коррупция перенесена со стадии поступления в вуз, когда не было ЕГЭ, на школьный уровень.

По мнению Ахмеда Курбанова, студента юрфака ДГУ, если государство не финансирует образование, то это проблема не ректора вуза, а государства. Еще момент: студенты-спортсмены фактически не учатся, но где-то числятся. И это де-факто коррупцией не считается. Заира Багандова, преподаватель ДГУ, обосновала нежелание студентов учиться туманными перспективами в трудоустройстве по окончании вуза.

Ильман Алипулатов, председатель клуба «Альтернатива», заведующий кафедрой электронных СМИ ДГУ, рассказал о том, что вуз – явление, где молодые люди проходят определенную обкатку, сталкиваясь в том числе и с коррупцией. Надо говорить не в целом, что коррупция – это плохо и ужасно, а о конкретных фактах. Есть, например, вузы, где числятся буквально мертвые души, где числятся люди, находящиеся в местах заключения.

Тамерлан Магомедов считает ключевой мотивацию студента. В Советском государстве человек знал, что он получит диплом, затем работу. Сегодня человек, получая корочку, не уверен, где он будет работать и будет ли вообще работать. Зачем нужно бюджетное образование, если выпускник, учащийся на бюджете, не получит работу? С другой стороны, получить работу клерка в каком-нибудь ведомстве, чтобы тупо перекладывать бумаги, высшее образование не обязательно.

По мнению блогера Ибрагима Рамазанова, коррупция есть и при поступлении в вузы. Это так называемые целевые направления. Количество целевиков в Медуниверситет с низким баллом поднялось с 2013 по 2017 год с 56 до 256 человек, но упало на 100 человек в 2018 году, когда появился контроль.

Выделим несколько из прозвучавших предложений по снижению уровня коррупции в вузах. Во-первых, и это главное: необходимо поднимать престиж образования, студенты должны понимать, что иметь знания и компетенции – это «круто». Очень важно, чтобы в вузе были грамотные преподаватели, знающие свой предмет, и нужен регулярный взаимный контроль – посещение занятий, открытые уроки. Полезно было бы на сессии менять преподавателя таким образом, чтобы студенты заранее не знали, кто у них будет принимать экзамены. Хороший вариант – введение компьютерного тестирования в дополнение к оценке от преподавателя. Кроме того, полезно введение электронного онлайн-журнала, где работа ведется каждый день в режиме реального времени. Нужны прямые заказы от будущих работодателей на конкретных специалистов, полученные в вузе компетенции которых будут проверяться на производстве.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела