"

Региональные проблемы образования обсудили на базе Махачкалинского инновационного университета

Фото:
2378
5 минут
«Круглый стол» на тему «Региональные проблемы образования» прошел сегодня, 30 мая, в Махачкалинском инновационном университете. Его организаторами выступили НЧУ «ВПО “Махачкалинский инновационный университет”», ФГНУ «Институт национальных проблем в образовании» и редакция республиканского журнала «Дагестан».

Главной целью мероприятия организаторы называют привлечение внимания общественности и власти к насущным проблемам образования. В повестке дня значилось довольно много социально значимых вопросов, которые вызвали оживленные споры: «Образование на дистанции, образование через Интернет», «Проблема реального взаимодействия школьного, дополнительного, общего начального, профессионального, вузовского, послевузовского образования», «Система стимулов и система контроля в образовании», «Роль светского и религиозного образования в РД», «Общие критерии образования и законодательные нормативы» и другие.

Открыл работу «круглого стола» и вел заседание заместитель главного редактора журнала «Дагестан», кандидат политических наук Эдуард Эмиров. Первым он предоставил слово доктору физико-математических наук, академику РАО, директору ФГНУ «Институт национальных проблем в образовании» Омару Омарову, который тепло приветствовал участников «круглого стола» и задал импульс для плодотворного обсуждения заявленных вопросов. Он говорил о системе образования в республике и стране в целом, о толерантном, нравственном воспитании молодежи в Дагестане.

«Проблема образования – проблема не только нашего региона, эта проблема касается всех регионов России. Вариантов системы российского образования очень много. И, прежде всего, это та тестовая форма, которая сегодня используется, в основном, прерывая связь между учителем и учеником. Конечно, нельзя отрицать, что она вносит соответствующую эффективность при оценке качества подготовки или остаточных знаний. Но переходить полностью на эту систему, я считаю, не совсем правильно. Тем более мы имеем опыт зарубежных образовательных систем, которые практически отказались от тестовой формы проведения экзамена», – сказал докладчик.

Более того, отметил Омаров, что касается Дагестана, то в республике, как известно, сегодня существует проблема с духовно-нравственным воспитанием молодежи и воспитанием толерантного отношения вообще в дагестанской среде. «Дело в том, что новости экстремистского, террористического характера поставили перед обществом серьезную задачу – задачу воспитания подрастающего поколения. За последние 20 лет фактически поднялась и работает исламская система образования. В Дагестане построено около 4 тыс. мечетей и около 20 исламских университетов. Я не вижу ничего плохого в функционировании этих образовательных учреждений, но они должны быть наполнены и светской составляющей. Не изучать только теологию, а рассматривать и светские предметы в этой системе. Около 1,8 тыс. образовательных учреждений со светским характером образования изучают ислам, теологию. Казалось бы, работают две системы, а напряженность в республике и Северо-Кавказском регионе от этого не уменьшается. И как показывают исследования многих авторов, которые занимаются вопросами толерантности, экстремизма и терроризма, одними из ключевых вопросов формирования такого отношения у молодежи являются социально-экономические вопросы, вопрос недостаточности образования. Но эти системы должны сосуществовать и выполнять одну общую задачу – формирование мировоззрения у подрастающего поколения», – заявил Омаров.

Далее с докладом выступил ректор Инновационного университета, доктор экономических наук Магомед Абакаров. Он одобрил инициативу проведения «круглого стола» и выразил надежду, что его результатом станет площадка для цивилизованного взаимодействия всех участников процесса: общеобразовательной школы, представителей как государственных, так и негосударственных вузов республики.

Докладчик также обозначил трудности, с которыми сталкиваются сегодня негосударственные вузы в своей деятельности, акцентировал внимание на том, что необходимость проведения такого мероприятия вызвана многочисленными вопросами, связанными с реализацией на практике федерального закона об образовании и о том, как правильно выстроить систему взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Магомед Абакаров сказал, что Инновационный университет функционирует всего 4 года и только набирает силу, старается соответствовать необходимым требованиям. По его мнению, органы власти, представители средней школы, вузов, муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы исключить всякого рода фальсификации во время проведения ЕГЭ, так как мы в будущем получим таких же «фальшивых» абитуриентов. «Прав Глава Дагестана, когда говорит, что это вопрос государственной важности, вопрос наших с вами перспектив. Мы все должны заботиться о положительном имидже республики», – подчеркнул он.

В работе «круглого стола» приняли участие заместитель директора Института языка, литературы и искусств Амирбек Магомедов, заведующий отделом НИИ педагогики им. Тахо-Годи Курбан Акимов,  представители вузов и школ республики и другие.

В своих выступлениях они поделились опытом своей работы в образовательной сфере. На мероприятии были подведены итоги парламентских слушаний по обсуждению проекта закона «Об образовании в Республике Дагестан». Документ принят на сессии 29 мая во втором чтении. Отмечалось, что закон нужен, потому что он будет регламентировать деятельность очень большого количества образовательных учреждений. Отмечена необходимость учета высказанных предложений и замечаний. Это вопросы обучения на родном языке, финансирования школы, вопросы комплектности, усиления содержания воспитательной работы, эстетического и художественного образования. Говорилось о важности учета специфики, особенностей республики, о том, что существуют проблемы нехватки квалифицированных специалистов в школах Дагестана, есть проблема, связанная с трудоустройством выпускников высших учебных заведений.

Таким образом, можно считать, что результатом «круглого стола» стал конструктивный диалог представителей власти, образовательной сферы, представляющей как среднюю, так и высшую школы.

В заключение заседания его участники приняли резолюцию. В частности, органам власти рекомендовано при разработке прогноза кадровых потребностей региона на долгосрочную перспективу и при формировании государственного заказа на обучение учитывать ресурсный потенциал дагестанских вузов и проблемы развития кадрового потенциала в Республике Дагестан, о которых говорилось на заседании «круглого стола».

А именно: отсутствие на протяжении длительного периода прогноза потребности в кадрах в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах; дисбаланс профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда; недостаточный уровень развития системы непрерывного профессионального образования и развития карьеры; низкая заинтересованность работодателей во взаимодействии с учреждениями профессионального образования, фрагментарное развитие сотрудничества на основе принципов государственно-частного партнерства.

Ректор Инновационного университета М. Абакаров предложил проведение подобных «круглых столов» сделать регулярным, где, помимо информирования присутствующих об изменениях в законодательстве об образовании, происходило бы общение и поиск разумного компромисса между участниками этого своеобразного «рынка».

Новости раздела