"

О грядущих изменениях в системе образования Дагестана

Фото:
4833
8 минут

МАХАЧКАЛА, 28 декабря – РИА «Дагестан». Врио министра образования и науки РД Ширали Алиев накануне провел первую пресс-конференцию с представителями дагестанских СМИ.

В беседе с журналистами Ширали Алиев рассказал об основных проблемах Дагестана в сфере образования, подвел итоги уходящего года и сообщил о задачах на 2018 год. Мы предлагаем Вам 

Трехсменный режим обучения

В Дагестане на сегодня функционируют 1 тыс. 461 учреждение общего образования. Из них 222 расположены в городской местности, с количеством учеников в 178 тыс. 435 человек. Остальные школы находятся в сельской местности. Там обучается 214 тыс. 781 ребенок школьного возраста.

По словам врио министра, проблема с трехсменным режимом обучения до сих пор не решена. Определенной разгрузки удалось добиться благодаря строительству в 2017 году 16 учреждений на 5 тыс. 270 ученических мест. Но при этом, остаются 27 школ, которые продолжают работать в трехсменке.

До конца этого года планируется ввести в эксплуатацию еще 7 новых школ. Три из них в Махачкале – они строились по федеральной программе «Школа 2025». Это школы в районе завода «Эльтав» (804 места), допкорпус к школе № 10 (на 604 места), и школа в районе Таможенного управления (804 места). Еще по одной будет введено в эксплуатацию в селах Карланюрт и Кадаротар Хасавюртовского района, а также в селах Алмало Кумторкалинского района и Яраг-Казмаляр Магарамкентского.

«Строительство этих объектов практически завершено. Каждый из них оснащен всем необходимым оборудованием. Есть отличные условия для обучения детей и соблюдены все современные требования.  В начале следующего года уже стартует обучение в этих учреждениях. В них уже предусмотрена доступная среда для детей с ОВЗ. Это прекрасная возможность для развития инклюзивного образования», – сообщил Алиев.

Также по его словам, эти семь школ позволят ликвидировать трехсменный режим обучения в восьми общеобразовательных учреждениях. Помимо этого, в 2018 году запланировано строительство еще пяти школ.

«Мы понимаем, что у нас идет процесс естественного оттока жителей сельской местности в город. Одновременно очень хорошая динамика в демографическом плане, где идет прирост населения. Соответственно с учетом той инфраструктуры, которая имеется, определились проблемы, которые сегодня актуальны для системы образования», – подчеркнул Алиев.

При этом он добавил, что есть понимание со стороны врио Главы Дагестана необходимости решения этой задачи.

Единый государственный экзамен

Результаты дагестанских школьников на ЕГЭ за последние годы улучшились. По словам руководителя Минобрнауки РД, улучшения результатов удалось добиться по всем предметам в среднем на 6 баллов, кроме профильной математики, где средний балл снизился на 1%.

«Мы создали максимально объективное проведение единого государственного экзамена. Это результат той работы, которая осуществляется с 2014 года совместно с образовательными организациями. Меры по повышению уровня квалификации педагогов и дали такой результат. Сейчас проводится адресная работа с образовательными организациями, показавшими низкие результаты итоговой аттестации», – сказал Алиев.

Он напомнил, что в рамках развития региональной системы оценки качества образования в этом году принято решение распечатывать контрольно-измерительные материалы в самих пунктах проведения экзаменов.

«Все пункты будут оборудованы новыми технологиями, которые позволят в каждой аудитории печатать задания, а результаты там же просканировать и отправить сразу в Москву. Общий формат проведения ЕГЭ не изменится, все будет проходить в онлайн-режиме. Аудитории оснащены двумя видеокамерами. Таким образом, пресекаются любые попытки нарушения», – пояснил собеседник.

Также, по его словам, возникла проблема набора общественных наблюдателей на ЕГЭ. «Эта проблема появилась с 2014 года, когда люди убедились в объективности проведения Единого экзамена и невозможности кому-либо “помочь” на экзамене. Ранее стать общественным наблюдателем люди хотели с целью “поддержать” своих знакомых.

Министерство занялось формированием института общественных наблюдателей из числа наиболее активных студентов вузов. Эта форма себя оправдала и дает результаты. Мы благодарны студентам и руководителям вузов за организацию совместной работы», – добавил врио министра.

Дошкольное образование

Всего в республике 807 организаций, реализующих дошкольную образовательную программу. При этом, Алиев отметил, что существует проблема выполнения майских указов Президента страны по стопроцентному охвату детей дошкольным образованием.

«На это есть ряд непростых причин, которые без поддержки федерального центра достигнуть республике будет сложно. В течение четырех лет мы сумели повысить доступность дошкольного образования на 32% за счет строительства 110 объектов. В республике проживает 415 тыс. детей дошкольного возраста, порядка 254 тыс. это дети от трех до семи лет, но детские сады на сегодня посещают только 107 тыс. детей. В электронной очереди стоят около 20 тыс. человек. На 2018 год наша задача предоставить всем “очередникам” возможность получения дошкольного образования», – сказал Алиев.

Также он добавил, что в 630 населенных пунктах вообще нет детских садов. «В четырех из них проживают порядка 1 тыс. детей дошкольного возраста. Перед Правительством РД и, в частности, министерством образования и науки, стоит задача решения этой проблемы», – заявил глава ведомства.

Обеспечение дагестанских школьников учебниками

Эта проблема долгое время беспокоит республику и полностью на сегодняшний день не решена. По словам врио министра, было заключено соглашение с издательством «Просвещение». На 1 января 2017 года обеспеченность учебниками составила порядка 40%, но на данный момент этот показатель вырос до 82%.

«На 1 сентября следующего года вопрос об обеспечении школ учебниками стоять не будет. Это однозначно», – заявил Алиев.

Также он сообщил, что при распределении книг министерство столкнулось с проблемой плохой организационной работы отдельных руководителей образований муниципалитетов, которые несвоевременно информировали родителей о поступлении учебников или же вовремя не обеспечили доставку книг.

Состояние дагестанских школ

По словам Алиева, порядка 9% школ республики находятся в аварийном состоянии. Проблема эта решается путем включения учреждений в капитальный ремонт и республиканские инвестиционные программы. Это касается и школы в селе Хебатли Цунтинского района, которая вызвала общественный резонанс.

«Есть также пять сгоревших школ, по ним пока не принято решение. Есть обращение Главы республики в адрес федерального министерства на выделение в 2018 году дополнительных средств для решения этой проблемы. Сейчас эти дети учатся в приспособленных учреждениях или же осуществляется их подвоз в школы соседних сел», – рассказал он.

Малокомплектные школы

На сегодняшний день в Дагестане таковых 269 малокомплектных школ, в которых обучаются 70 и менее детей. В их числе есть школы, в которых обучаются один или несколько учеников.

«Казалось бы, это хорошо, так как идет адресная работа педагога напрямую с одним ребенком. Но возникают побочные проблемы: педагог не занимается самосовершенствованием, ребенок не проходит определенную социализацию. Соответственно та методическая работа, которая принята в этой школе, принимает застойную форму. Поэтому перед Дагестанским институтом развития образования мы поставили задачу в первую очередь включить в программу повышения квалификации учителей, работающих в малокомплектных школах.

Конечно, может возникнуть вопрос, почему нельзя закрыть школы, в которых два-три ребенка и перевести их в интернатные учреждения или соседние школы. Хочу отметить, что детей начальной школы никто не правомочен без согласия законных представителей перемещать в интернаты. Также не всегда получается безопасно осуществить подвоз детей к другим школам, так как они находятся в высокогорье с большим расстоянием друг от друга. Особенно небезопасно это в зимнее время.

Кроме того, с прошлого года внесены изменения в нормативно-правовые акты, согласно которым, ликвидация образовательных организаций в сельском поселении без решения схода жителей данного села невозможна», – отметил он.

Создание условий для занятий спортом в сельских местностях

Благодаря федеральной программе, министерство создает при сельских школах возможности для занятия физической культурой и спортом. За три года построены 459 спортивные площадки. В этом году введены в эксплуатацию еще 159.

«Они являются важным подспорьем для этих образовательных организаций. Несмотря на далекое от идеала материально-техническое состояние, площадки позволяют реализовывать тот учебный план, который предусмотрен предметом по физической культуре. Кроме того, они дают возможность для жителей села проводить свободное время с пользой», – рассказал Ширали Алиев.

Доступность образования для инвалидов

Для обеспечения неограниченного доступа детей с ОВЗ к получению общего образования ведомство участвует в федеральной программе «Доступная среда». Условия для детей с ограниченными возможностями в этом году созданы в 14 образовательных организациях. На следующий год запланировано создать условия еще в 42 школах.

Допобразование

В республике 352 учреждения дополнительного образования, которые работают по пяти направлениям: научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, спортивное и художественное.

«Существуют индикаторы, которых мы должны достигать по охвату детей и молодежи по дополнительному образованию. По России индикатор был определен в 64%, но на сегодня могу сказать, что Дагестан достиг индикатора в 67,1%», – сказал глава Минобрнауки РД.

Наиболее масштабными введениями в работу дополнительного образования республики за 2017 год Ширали Алиев назвал открытие технопарка «Кванториум», которых по России всего 17, создание образовательного центра для одаренных детей «Сириус-Альтаир». Также он отметил, что активно развивается движение «Юнармия» и «Российское движение школьников», которое охватывает порядка 500 пилотных школ в регионе.

Сокращения в министерстве

Ширали Алиев сообщил, что подписан приказ о сокращении количества заместителей министра образования и науки России. На данный момент их семь, включая первого заместителя. 

«Все заместители получили соответствующие уведомления. Свои обязанности они будут выполнять до марта следующего года. В конечном итоге останутся только трое заместителей, включая первого заместителя и статс-секретаря. Вопрос о том, кто именно останется, пока открыт. Также я направил письма во все ведомства и организации для того чтобы они предоставили информацию по вакантным должностям», – резюмировал руководитель ведомства.

Новости раздела