"

Возможности и преимущества мобильного образования презентовали в ходе семинара в Махачкале

Фото:
2680
7 минут
Возможности и преимущества мобильного образования презентуют сегодня, 24 ноября, в ходе установочного семинара «Образование 3.0. Мобильная школа будущего» в Махачкале, на базе Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров. Участие в нем принимают первый заместитель министра образования и науки республики Ширали Алиев, заместитель министра Хаджимурад Алиев, президент института мобильных образовательных систем, член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков, представители компании DPI.

Открывая семинар, Ширали Алиев напомнил, что в республике создана экспертная группа, в состав которой вошел и Александр Кондаков, по созданию программы развития образования Дагестана до 2020 года. «На прошлом семинаре был заслушан доклад по концепции программы развития образования республики, а представителям органов управления образования было рекомендовано внести свои предложения по формированию программы. Некоторые из наших коллег на местах откликнулись на предложение, их замечания и предложения учтены и вошли в программу развития образования республики. По тем муниципалитетам, которые внесли свои предложения, в программе запланированы конкретные мероприятия, связанные с их замечаниями. Если у кого из присутствующих в зале есть уже сформированные предложения, то сегодня мы еще можем их принять», – обратился первый замминистра к участникам семинара.

Затем Александр Кондаков рассказал о проекте развития образования Дагестана до 2020 года. Было отмечено, что проект постепенно разрастается. «Очень важно, чтобы то, что делаем мы, то, что мы предлагаем, те запросы, которые вы нам даете, хорошо соотносились между собой, и чтобы это была наша общая позиция, а не некий набор тезисов, который транслируют либо снизу, либо сверху. Мы понимаем всю сложность и целостность проекта, о котором идет речь. Поэтому разговор я начну с того, что сегодня происходит в образовании. Если мы хотим успешности наших детей, детей Дагестана, мы должны принять для себя одну очень простую вещь – за 5-летний срок мы должны не просто развить систему образования республики, а совершить качественный скачок, который позволит в течение очень короткого исторического отрезка времени выйти на лучшие российские и мировые показатели образования. Подобного рода скачки и Россия, и Советский Союз, и Дагестан уже совершали. Это возможно, но возможно только при объединении усилий всех участников образовательных отношений», – отметил он.

Было отмечено, что в 2030 году мир изменится, появятся новые профессии, что-то уйдет в прошлое, а что-то появится заново. «Главным субъектом нашего воздействия и главным нашим изумлением сегодня являются современные дети. Педагоги и психологи говорят о том, что дети отличаются от сверстников прошлого века. Современные дети – совершенно другие и с другими возможностями. К чему пришли психологи: современные методы и методики исследования не дают объективной картины способностей и возможностей современных детей. И на сегодняшний день мы работаем в условиях “многояйности” ребенка – это много «я». Если раньше мы говорили об идеологической, национальной, семейной идентичности и т.д., то сегодня этих идентичностей много и здесь появляются, в том числе, и гендерная, и религиозная, и профессиональная, и то, в чем мы пока не ориентируемся – сетевая идентичность», – сказал он.

На первом месте в программе развития образования Дагестана – проект воспитания и социализации подрастающего поколения, отметил Кондаков. «В условиях информационной революции воспитание и социализация – главные задачи системы образования, где обучение является лишь частным случаем. За последние десять лет произошел перелом – трехлетние дети успешно выполняют задания, которые в конце XX века выполняли только 5-летние дети. Это другие дети, и это происходит во всем мире. В XX веке у детей был развит подражательный рефлекс – они копировали взрослого, а сегодня у них преобладает рефлекс свободы, и они сами выстраивают стратегию своего поведения.

Современный ребенок не задает вопрос “Почему?”, он задает вопрос “Зачем?” и хочет понять, зачем ему это надо. И здесь возникает не преемственно-следственная связь, а смысловая. Он должен понять, зачем он это делает. Главное отличие заключается в том, что в сознании современного ребенка доминирует смысловая сфера, как регулятор, и системно-смысловой тип сознания, а не системно-структурный, и это совершенно другой образовательный процесс и другая работа с детьми. Это то, что я вчера увидел в малокомплектной сельской школе в Дагестане, когда учитель говорит одно, а в кармане у детей уже другая жизнь. И это конфликт между традиционной системой образования и современным ребенком, это самая серьезная проблема педагогики XIX века во всем мире, которую сейчас нам предстоит решить.

У современных детей другое отношение к миру. В XX веке взрослый сказал, показал, и ребенок сделал, а сегодня ребенок готов услышать взрослого, но только после того, как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания. Эта система отношений доминирует над потребностью традиционного приобретения знаний. Сегодня дети редко хотят копировать, им присуща не столько реактивная, сколько активная деятельность, и возникает совершенно другая среда – уже в три года ребенок способен ориентироваться на результат и продукт своей деятельности. Раньше это было в 6-7 лет», – отметил докладчик.

«Мы с вами в течение 5 лет должны создать ту школу, которая, прежде всего, будет комфортна для современных детей, для нового поколения, которому предстоит формировать будущее Дагестана, России», – обратился Кондаков к работникам образования республики.

Он также отметил, что мозг наших детей работает в другом режиме – режиме многозадачности, который взрослым несвойственен.

Кондаков сказал и о том, что необходим переход от традиционной системы классов, курсов, расписаний и оценок к системе гибкой, ориентированной на запросы учащихся к форме обучения. «Именно этот формат мы предлагаем сейчас реализовать в республике. Все эти методики и технологии мы в ближайшее время будем представлять, и я думаю, что в стенах ДИПКПК будет проходить большое количество и реальных, и виртуальных семинаров и конференций, которые позволят педагогам республики освоить все новинки методик и технологий, существующих сегодня в образовании», – резюмировал выступающий.

Кондаков предложил вниманию участников семинара слайд, на котором показана активность мозга ребенка. Исследовано 40 тыс. детей разного возраста, и они все показали один и тот же результат – минимальная активность мозга у ребенка – во время сна и во время урока или лекции, максимальная – во время самостоятельной или проектной деятельности, экзамена, лабораторной работы, или выполнения домашнего задания, то есть когда ребенок работает самостоятельно. «Это принципиальное отличие модернизации всего учебного процесса. Мы на сегодняшний день подошли к значку на дороге “конец традиционной педагогике” и приходим к новой педагогике. А вот ее и ее принципы мы должны будем с вами совместно развивать», – подчеркнул докладчик.

Затем он коротко рассказал о проекте, который сегодня обсуждается. Целями проекта докладчик назвал развитие комфортной, гибко реагирующей на изменяющиеся запросы семей, общества и экономики социокультурной образовательной среды Дагестана, обеспечивающей рост благосостояния граждан, благоприятный инвестиционный климат, привлекательность республики для молодежи, среднего и креативного класса, развитие и приумножение историко-культурного наследия республики.

В ходе семинара также прозвучали доклады о возможностях, преимуществах и перспективах мобильного образования, создании регионального и муниципального центров мобильного образования в Дагестане, апробации технологии мобильного образования, а также были продемонстрированы возможности и преимущества мобильного образования.

Компания DPI оснащает детские сады, школы и вузы современным оборудованием, отметил в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» ведущий эксперт компании DPI Андрей Шаронов. На выставке представлен полнофункциональный мобильный учебно-лабораторный комплекс (ПМЛК), куда включены три главных предмета – физика, химия, биология. Здесь есть компьютеризированное рабочее место педагога, интерактивная система голосования, документ-камера, интерактивная доска, учебно-лабораторное оборудование и другое.

Представлена здесь и нано-лаборатория, разработанная компанией НТ-МДТ. С помощью этой лаборатории дети могут узнать, что такое нано-трубки, ДНК, есть подробное методическое обеспечение. «То есть ребенок может при помощи учителя сам делать проектно-исследовательские работы, может наглядно увидеть, что такое трение, как выглядят клетки крови, чем больные клетки крови отличаются от здоровых, почему крылья у стрекозы имеют окрас в солнечный день. Все это ребенок может увидеть сам, а не как раньше – прочитал в книге и представил себе это все в своем воображении. Прибор имеет большой потенциал, и при этом он не имеет аналогов в мире. Такого уровня системы есть только для ученых, а мы ее адаптировали для школьников», – сообщил представитель компании-разработчика прибора Станислав Панченко.

Лаборатория робототехники, представленная на выставке, основана на конструкторе «Лего». Эта компания известна в образовании давно, благодаря изделиям «Лего» ребенок учится конструировать с основ. Есть здесь и песочный столик, и мультистудия, на которой дети могут делать свои мультфильмы на основе своих рисунков.

Новости раздела