"

В Дербенте выдвинули гипотезу о крестово-купольном сооружении на крепости «Нарын-Кала»

Фото:
2947
3 минуты
ДЕРБЕНТ, 19 ноября – РИА «Дагестан». В Дербенте проходит Международная конференция «Загадка крестово-купольного сооружения на территории крепости Нарын-Кала. История Христианства в Дербенте».

Как сообщили информагентству в пресс-службе мэрии города, несколько лет назад известным археологом Александром Кудрявцевым в цитадели Нарын-Кала в Дербенте был обнаружен христианский памятник.  Автор исследований относит его к V-VII вв. и интерпретирует как крестово-купольный храм.

Однако данное строение не может быть отнесено к типу крестово-купольных сооружений, так как для данного типа характерен квадратный объем, центр которого разделен 4-мя столбами на 9 ячеек. Данный архитектурный тип христианского храма сформировался в Византии и в странах христианского Востока в V-VIII вв. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой на подпружных арках возвышается барабан с куполом. 

Важнейшей особенностью является крестообразное пространство интерьера. Архитектурный тип крестообразных зданий известен в античную (дохристианскую) эпоху.  Имея крестообразное пространство интерьера, эти здания не имели 4 столпов и поэтому внутренне делились на 5, а не на 9 частей. Поэтому крестообразный тип строения выглядит (и является) более архаичным, чем крестово-купольный.

Это дает все основания полагать, что обнаруженное Александром Кудрявцевым сооружение представляет собой крестообразный мартирий. Мартирий (мартитиум или меморий – культовое сооружение (храм, капелла, часовня, усыпальница), возводимое христианами над могилой мученика, святого или на месте, связанном с библейской историей, жизнью и проповедью Иисуса Христа, а также апостолов) в плане представляет собой «латинский» крест, ориентированный по сторонам света. 

Общая протяжённость здания – 15 м, ширина – 13 м, сохранившаяся высота – 11 м. Длинная ось направлена по линии запад-восток. В пересечении рукавов креста сохранились паруса в виде сферических треугольников с круглым отверстием диаметром около 5 м. Судя по всему, мартирий венчался барабаном, перекрывавшемся сферическим куполом.  Визуально установлено несколько перестроек здания. 

Первоначально строение было возведено из тщательно отёсанных блоков ракушечника на цемянковом растворе (кирпичная или керамическая крошка, добавляемая в известковый раствор для кладки стен, и сам этот раствор). Эта кладка фиксируется до уровня основания сводов и парусов. Стрельчатые своды и паруса также сложены из обработанных камней, но только уже на белом известковом растворе. По мнению ученых, после обрушения кровли ранние цилиндрические своды и паруса, сложенные на цемянке, были заменены на стрельчатые перекрытия рукавов креста и обновлённые паруса. 

Еще одно доказательство того, что обнаруженный Александром Кудрявцевым памятник в цитадели Нарын-Кала – именно мартирий, а не церковь, это отсутствие алтарной части с апсидой в восточной ветви креста. Формы мартириев произошли от римских погребальных сооружений и в основном имели центрическую планировку: круглые (например, ротонда Храма Гроба Господня в Иерусалиме); октагональные (над гротом Рождества Христова в Вифлиеме) или формы креста. Первая известная крестообразная раннехристианская постройка – это мартирий св.Вавилы (379 г.), возведённый на окраине Антиохии Сирийской.

По мнению исследователей, историческим прототипом рассматриваемого мартирия являлся крестообразный мавзолей апостолов Тимофея, Луки и Андрея (возведён до 400 г.?), который составлял единый комплекс с более крупным крестовокупольным мартирием св.Апостолов в Константинополе. Ближайшие архитектурные аналогии христианскому мавзолею из Нарын-Кала есть в ранневизантийском Херсонесе. 

На данном этапе исследования определить время возведения и основных перестроек памятника затруднительно: ученые не располагают всеми необходимыми сведениями. 

Поэтому датировка мартирия, существовавшего на протяжении около 1500 лет, на современном этапе его изучения носит только относительный и предположительный характер.  Исследователи опираются на ограниченные представления об архитектонике строения и весьма скудные свидетельства письменных источников. 
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела