"

Открытие зиярата известного богослова Дамадана состоялось в селе Мегеб Гунибского района

Фото:
3073
4 минуты
Маджлис по поводу торжественного открытия  зиярата известного богослова Дамадана из Мегеба состоялся 14 августа в селе  Мегеб Гунибского района, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе администрации муниципалитета.

Зиярат Дамадана построен на месте, где он занимался астрономией, религией, на пожертвования жителей села.

Для участия в этом событии в Мегеб приехали представитель Дагестанского духовного Управления мусульман Гасан Магомедов, выдающийся ученый, историк, востоковед, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор Амри Шихсаидов, заместитель председателя ДНЦ РАН, заведующий отделом археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Рамазан Абдулмажидов и другие.

В открытии зиярата также приняли участие глава администрации Гунибского района Пахрудин Магомедов, имамы и жители близлежащих сел и районов, гости из Махачкалы и других городов и районов республики.

Выступившие глава района Пахрудин Магомедов, гости отметили, что Дамадан из Мегеба по преданиям слыл человеком, владеющим в совершенстве арабо-мусульманской культурой, имеющим глубокие знания не только ислама, но и был большим знатоком естественных наук, основоположником дагестанской медицинской школы, человеком, посвятившим всю свою жизнь служению религии. Имамы в своих проповедях говорили о значимости и этике поведения мусульманина, о важности братских отношений между мусульманами, о важности получения истинно исламских знаний и о многом другом, подчеркнули, что, не имея религиозных знаний, человек легко может попасть под влияние псевдорелигиозных течений.

В своем выступлении глава администрации села Исрапил Магомедов выразил большую благодарность всем, кто принял активное участие в строительстве зиярата, которое обогатит село и район новыми алимами - знатоками ислама, поспособствует противодействию распространения всем негативным явлениям среди населения.

Между выступлениями звучали нашиды. Завершилось мероприятие  мавлидом в сельском клубе.

Первым учителем Дамадана из Мегеба считается известный в Дагестане богослов, философ – Казакилав (Мухаммад Амин) из селения Арчи Гунибского района. После учебы у Казакилава Дамадан,  имея хорошее образование в области физики, считавшейся в то время частью философии, самостоятельно написал книгу по этой науке в те годы. После этого Дамадан отправился на Ближний Восток в поисках знаний,  провел много лет в Сирии, Ираке, Азербайджане, Хиджазе,  учился и в Йемене у учителя Мусалава из Кудутли – Салиха.

Дамадан владел астрономией, математикой, геометрией, химией, медициной и другими науками. Ученые и исследователи относят его к энциклопедистам, владеющим в совершенстве арабо-мусульманской культурой. В своих работах по алгебре и математике он использовал тригонометрические таблицы, в уравнениях рассматривал задачи третьей, четвертой и пятой степени, пропорции и другие вычисления. В химии он впервые в Дагестане применил различные методы очистки металлов, дал рецепты покраски кожи и тканей. Судя по всем его работам, Дамадана относят к основоположникам дагестанской медицинской школы. Ему принадлежит перевод с персидского на арабский «Подарок правоверным». Эта очень редкая в те времена книга досталась Чолак Сурхай-хану, когда он захватил Шемахи в качестве трофея. Хан, как истинный ценитель медицины, попросил известного в Дагестане ученого по медицине Дамадана перевести этот труд. Дамадан был знаком с медициной через труды таких восточных ученых, как Ибн Сина (Авиценна), Абуль Касим Захрави, Ибнуль Байтара, Закарья Ррази и других.

По астрономии Дамадан считается признанным ученым. В своих работах он руководствовался трудами ученого Улугбека и Насруддина ат-Туси. Он перевел с персидского на арабский толкование ал-Бурджани на книгу Улугбека «Мукаддамат».

В своих работах по астрономии и математике Дамадан вместо цифр использовал буквы.

Говоря о богословских знаниях Дамадана, нужно отметить то, что он владел наукой «Сирру Ррабани» – наукой постижения тайн. Существует много преданий о его способностях в этой области. Передается также, что и Мусалав из Кудутли владел этой наукой. Он говорил, что для того, кто знает прекрасные и тайные имена Аллаха, не существует тайн и преград.

Дамадан много времени проводил вне Дагестана в поисках знаний, может быть, проводя какие-либо эксперименты. Вот и смерть настигла его в одном из таких странствий по городу Гянджа в Азербайджане. Он погиб во время нападения на город турков в 1721 году (по другой версии - в 1726 году).

Ни один научный труд Дамадана не дошел до нас в полном виде.  О его глубочайших знаниях свидетельствуют работы других ученых, ссылающихся в своих трудах на Дамадана.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела