"

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2014-2016 годы

Фото:
1091
3 минуты

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. За проголосовали 243 депутата, против - 142, воздержалось - 3. Второе чтение запланировано на 20 ноября, третье - на 22 ноября, сообщили ИТАР-ТАСС в думском комитете по бюджету и налогам, предположив, что 27 ноября уже в форме закона документ будет рассмотрен Советом федерации, после чего поступит на подпись президенту.

Также Госдума в первом чтении приняла проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, проект бюджета Фонда социального страхования и проект бюджета Пенсионного фонда на 2014-2016 годы.

Думские фракции КПРФ, "Справедливой России" и ЛДПР предложенный правительством трехлетний бюджет, как и планировали, не поддержали, охарактеризовав документ как "самый паршивый за последние десять лет" /оценка лидера КПРФ Геннадия Зюганова. - Прим ред./. Оппоненты Минфина выступили против сокращения социальных статей при росте госдолга и недофинансировании, по их мнению, сельского хозяйства и промышленности. Но поддержка "Единой России" обеспечила прохождение бюджета в первом чтении.

Изменения в расчетах

Внесенная в Госдуму версия бюджета на 2014-2016 годы - это первый финансовый план, построенный на программно-целевом принципе. Он предполагает, что финансирование будет осуществляться не по ведомствам, а направляться на решение конкретных задач в рамках госпрограмм. Проект основан на прогнозе инфляции в 2014 году на уровне 5%, в 2015 и 2016 годах - 4,5%. Прогноз стоимости нефти на техлетний период - 100-101 доллар за баррель, курс доллара в 2014 году - 33,4 руб./$, в 2015-м - 34,3 руб./$, в 2016-м - 34,9 руб./$.

Бюджет дефицитен все три года. В 2014 году доходы составят 13,57 трлн рублей, а расходы - 13,96 трлн. Запланированный дефицит - 0,5% ВВП. В 2015 году ожидается увеличение дефицита до 1% ВВП, а в 2016-м - снижение до 0,6%.

Для финансирования дефицита допускаются существенные заимствования. Внутренние займы в 2014 году могут составить до 808,7 млрд рублей, в 2015-м - до 1,147 трлн, в 2016-м - до 1,24 трлн. Ежегодные заимствования на внешнем рынке установлены на уровне около 7 млрд долларов. Планируется, что госдолг увеличится с 12% ВВП в 2013 году до 14,3% ВВП в 2016 году.

Несмотря на это бюджет предполагает общее сокращение расходов на 1,7% из-за снижения темпов роста экономики, а также перераспределение средств на ряд "майских" указов президента /об экономической и социальной политике, здравоохранении, образовании и науке, об обеспечении доступным жильем и повышении качества услуг ЖКХ. - Прим. ред./. Приоритетными направлениями расходов остаются социальная сфера, оборона и правоохранительная деятельность. При этом доля социальных расходов к 2016 году будет немного сокращаться, а доля оборонных расходов - расти.

Чтобы выполнить обязательства по расходам, в 2015 году правительство полностью откажется от перечисления в Резервный фонд дополнительных нефтегазовых доходов. В 2014 году часть этих доходов будет потрачена, а к практике полного перечисления допдоходов в Резервный фонд предполагается вернуться в 2016 году. В целом за три года объем Резервного фонда увеличится на 903,2 млрд рублей, или на 32,2%, и к концу 2016 года составит 3,7 трлн рублей, или 4,3% ВВП. Объем Фонда национального благосостояния за этот период увеличится на 131,9 млрд рублей, или на 4,6%, и к концу 2016 года составит 2 990,4 млрд рублей, или 3,4% ВВП.

Спорные вопросы

Оппозиция в ходе обсуждения документа высказывала недоумение по поводу наращивания госдолга при отказе от использования резервных фондов. Но министр финансов Антон Силуанов, представляя в Госдуме бюджет, подчеркнул, что документ верстался в условиях снижения экономического роста. А зависимость бюджета от нефтегазовых доходов остается высокой. "В сегодняшней экономической ситуации бюджет должен быть не просто сбалансирован, а еще и обладать необходимыми резервами на случай ухудшения экономической конъюнктуры", - поддержал его первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

Еще одним проблемным вопросом, который активно обсуждался в Госдуме, стало качество госпрограмм, на финансирование которых приходится более половины расходов бюджета. В 2014 году - 58,5% от общего объема расходов бюджета, в 2015-м - 56,2%, в 2016-м - 54,9%. Всего бюджет включает 39 программ. У Счетной палаты возникли претензии к 34 из них в части несоответствия объемов бюджетного финансирования с утвержденными уровнями. Минфин согласился с необходимостью доработки госпрограмм, но пообещал уточнить их только к следующему бюджетному циклу.

Источники
ИТАР-ТАСС

Новости раздела