Создавать систему следует на государственно-частной основе с привлечением социально-ответственного бизнеса, уверен Хамзаев.
Схема предполагается следующая: частное медучреждение и исполнительный орган госвласти либо территориальное отделение Минздрава подписывают договор о совместной деятельности. По нему частное медучреждение получает в безвозмездное пользование помещение, где начинает оказывать услуги по вытрезвлению. В качестве компенсации половину площади помещения частник имеет право использовать под коммерческие услуги. Кроме того, он имеет право на небольшие дотации от государства.
"Вопрос стоит очень остро и требует достаточно оперативного решения на федеральном уровне. Пинг-понг между МВД и Минздравом привел к тому, что сейчас эта система де-факто утрачена. Сейчас у нас идут переговоры с Минздравом, а 30 января вопрос обсуждается на площадке социальной платформы "Единой России" в Госдуме", — рассказал Хамзаев.
"Пинг-понг" начался потому, отмечает газета, что традиционно за работу вытрезвителей отвечали не медики, а силовики. Первый вытрезвитель — "Приют для опьяневших" появился еще в 1902 году в Туле по инициативе врача Федора Архангельского. В 1931 году появился первый советский вытрезвитель, который также относился к системе здравоохранения. Но уже в 1940 году решением наркома НКВД Лаврентия Берии вытрезвители были переданы в подчинении НКВД. После 1991 года они продолжили существовать в системе внутренних дел. Однако в феврале 2010 года в рамках реформирования МВД система была переподчинена Минздраву, хотя ведомство под началом Татьяны Голиковой этому всячески сопротивлялось.
Система де-факто существовать перестала, но от этого проблема никуда не делась, сказал "Известиям" президент Независимой наркологической гильдии Руслан Исаев. Зачастую, особенно в зимнее время, своевременная помощь "не рассчитавшим свои силы" позволяет спасти жизни многим любителям спиртного.
В ближайшее время общественная организация рассчитывает начать обсуждение вопроса и с МВД, а к осени возможен выход на детальный документ с конкретными предложениями по изменению нормативной базы.
Помощник министра здравоохранения Татьяна Клименко заявила "Известиям", что в ведомстве "знают и с интересом наблюдают за инициативой", поскольку механизм предоставления помощи лицам, которые "находятся в состоянии опьянения и потеряли способность к передвижению" на сегодняшний день не отработан.
"Идея имеет право на существование, и, с моей точки зрения, она достаточно перспективная. Конкретные механизмы ее реализации у них пока не проработаны — они находятся на начальной стадии обсуждения. Но мы готовы принимать участие в разработке", — сказала Клименко.