"

Ахмед Гаджиев: «Махачкалинский морской торговый порт смотрит в будущее с оптимизмом и держит курс на развитие»

Фото:
12409
6 минут

Единственный незамерзающий и самый глубоководный порт России на Каспии – Махачкалинский морской торговый порт 17 ноября отмечает свое 144-летие. Сегодня это высокотехнологичное современное предприятие, связующее транспортную систему Юга России с государствами Каспийского региона. О достижениях, проблемах и перспективах старейшего предприятия республики РИА «Дагестан» рассказывал генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта Ахмед Гаджиев.

- Ахмед Тажудинович, каково современное состояние Махачкалинского морского порта?

– Став одним из ключевых игроков в транспортном бизнесе на юге страны, Махачкалинский порт очень интересен для клиентов. Грузопотоки из России через этот единственный незамерзающий порт страны проходят в Иран, государства Закавказья и Средней Азии.

Что не менее важно, современный и эффективный порт позволяет вовлечь транспортный потенциал республики в международную систему транзита и перевозок, он способствует развитию всей экономики Дагестана. Стабильный рост объемов нефтедобычи в Каспийском море, возможность формирования больших грузопотоков в рамках транснационального коридора «Север-Юг» диктуют необходимость строительства дополнительных перегрузочных сооружений. Поэтому порт постоянно строится и расширяется: только за последние годы его территория увеличена более чем в два раза и теперь сухогрузный и нефтеналивной районы занимают более 40 гектаров.

Общая протяженность причальной стенки составляет около 900 м. Только в нефтеналивном районе порта действуют 5 специализированных причалов, способных обрабатывать одновременно до пяти танкеров. Еще более 260 железнодорожных цистерн можно одновременно обработать с помощью расположенных рядом железнодорожных наливных эстакад.

Механизированы и причалы генеральных грузов в сухогрузной гавани, они оснащены перегрузочной техникой, имеют подъездные и выставочные железнодорожные пути. В порту введен в эксплуатацию также причал для приема парома для перевозки автомобилей и контейнеров общей грузоподъемностью до 1,6 млн тонн в год.

Большое внимание в последние годы уделяли вопросам обеспечения безопасности судоходства в зоне ответственности Махачкалинского морского торгового порта. Созданы и эксплуатируются в акватории порта Система управления движением судов (СУДС) и Глобальная морская система спутниковой связи и безопасности (ГМСССБ). Кроме того, в сухогрузных и нефтеналивных районах установлен комплекс технических средств безопасности, который обеспечивает круглосуточный контроль над всей территорией порта.

- Продолжается ли модернизация вашего предприятия?

- В настоящее время идет строительство нового современного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Махачкалы. Реконструкция осуществляется в целях увеличения пропускной способности терминалов. Общая площадь пограничного пункта составит около 6700 м². Будут построены санитарно-карантинный пункт, автомобильная и железнодорожная, весовые. Все объекты будут находиться компактно, недалеко от основных объектов морского пункта пропуска – комфортабельный четырехэтажный административно-бытовой комплекс для сотрудников контрольно-надзорных органов и служб.

- Удалось ли вам стабилизировать экономическую ситуацию в организации?

- Нашей команде за три года удалось вывести предприятие из тяжелейшего кризиса. Еще недавно предприятие имело задолженность по зарплате, по налогам и по выплатам во внебюджетные фонды. Общая задолженность порта вместе с процентами доходила до 2 млрд рублей. Проводя гибкую тарифную политику, эффективно используя собственный флот и внедряя новые современные перегрузочные технологии, Махачкалинский морской торговый порт стабилизировал экономическую ситуацию. Мы восстановили связи с партнерами, растут объемы грузоперевозок. На причалах с начала текущего года переработано 4 млн 186 тысяч тонн грузов. Перевалка сухих грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 165%.

Высокие показатели переработки сухогрузов достигнуты главным образом за счет экспорта зерна: за 10 месяцев свыше 200 тыс. тонн было отгружено в Иран. Здесь рост грузооборота составил более 550 %. Зафиксирован также рост на 110% импорта строительных материалов. В частности, в республику с начала года завезено 300 тыс. тонн иранского цемента.

- А работники предприятия получают социальные льготы, гарантии?

- Одновременно мы активно решаем вопросы социальной защиты работников порта. На предприятии разработана и действует программа социальных гарантий. В частности, дети и внуки работников порта посещают детсад на льготных условиях. В связи с бракосочетанием мы выплачиваем работнику материальную помощь – 25 тысяч рублей. А при выходе в отпуск работникам, проработавшим в порту свыше 5 лет, выплачивается пособие на оздоровление в размере месячного оклада. Пенсионеры тоже получают единовременное вознаграждение, но в размере 25% от среднемесячного заработка за каждый год стажа работы. Мы поощряем и за общие результаты работы – по итогам года выплачиваем единовременное вознаграждение в размере должностного оклада, если стаж работы выше 5 лет.

Наши работники регулярно и без задержек получают зарплату. Более того, в декабре планируем повысить зарплату коллективу на 20%. Это, кстати, второе за последние три года повышение зарплаты. В прошлом году заработная плата была повышена в среднем на 50-55 %. Одновременно мы не забывает о своей ответственности перед обществом, погасили долги перед бюджетом и внебюджетными фондами: Российский Пенсионный фонд назвал Махачкалинский морской торговый порт лучшим страхователем 2013 года. И взносы во все фонды стабильно растут. С начала 2014 года в федеральный, республиканский и местный бюджеты уплачены около 50 млн рублей. Это на 14% выше прошлогодних показателей. В Пенсионный фонд зачислено около 25 млн рублей.

- Расскажите о планах и перспективах порта на будущее.

- Экономические и финансовые показатели порта будут еще более весомыми, если в ближайшее время нам удастся решить некоторые проблемы. Речь, в первую очередь, о железнодорожном тарифе. Он на перевозку транзитных грузов сегодня, по нашему мнению, является основным сдерживающим фактором роста объемов грузооборота в российских портах. Почти в три раза дороже стоимость перевозки груза из Махачкалы в Новороссийск, чем, скажем, из Баку в Батуми, несмотря на то, что при этом груз проходит по территории двух стран – Грузии и Азербайджана. Стоимость доставки тонны груза с Урала до Махачкалы по железной дороге на 11 долларов дороже, чем его доставка в Астрахань.

Чтобы составить конкуренцию альтернативным маршрутам и направить грузопотоки в российские порты, бесспорно, необходимо пересмотреть железнодорожные тарифы на транзитные перевозки. Тогда мы за короткое время, прежде всего в рамках международных транспортных коридоров, сможем привлечь в Дагестан дополнительно 4-5 млн тонн грузов.

Значимость Махачкалинского морского торгового порта также возрастает с учетом предстоящего освоения новых нефтяных месторождений на Каспии. Мощности порта позволяют сегодня обеспечить значительный рост объемов перевалки нефти и нефтепродуктов. В Махачкалинском торговом порту надеются, что с вводом в эксплуатацию новых месторождений на Каспийском шельфе ситуация с перевалкой жидких грузов кардинально изменится. Можно сказать однозначно, что порт имеет все возможности для того, чтобы стать главным форпостом России на Каспии.

Менеджеры порта разрабатывают программу его дальнейшего развития, которая имеет стратегическое значение не только для экономики нашего региона. Модернизация предприятия способствует росту отчислений в бюджет, обеспечит стабильную и гарантированную заработную плату рабочим и инженерно-техническим работникам.

Перспективы, которые определил коллектив порта на ближайшее будущее, – это развитие инфраструктуры, увеличение объемов перевалки грузов и повышение качества услуг. Стратегическая задача – повысить эффективность работы порта. Транспортный коридор «Север – Юг» на сегодняшний день это самый короткий путь между Европой и Азией, куда можно будет привлечь значительные объемы грузов, если будут созданы благоприятные условия для грузовладельцев. Махачкалинский морской торговый порт смотрит в будущее с оптимизмом и держит курс на развитие. 

Новости раздела