"

Джамбулат Салавов: «Главный индикатор для нас – удовлетворенность населения качеством и доступностью дорог»

Фото: Минтранс РД
120
13 минут

МАХАЧКАЛА, 11 июня – РИА «Дагестан». В Дагестане ежегодно реализуются масштабные проекты по строительству и обновлению дорог в рамках национальных проектов. Помимо этого, службы активно подводят качественные дороги к местам притяжения туристов.

О ходе реализации наиболее значимых объектов в области дорожного строительства, а также планах на ближайшие годы корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства РД Джамбулат Салавов.

– Джамбулат Шапиевич, расскажите подробнее о реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Какие ключевые объекты дорожного строительства и ремонта планируется обновить в рамках нацпроекта в 2024 году? 

–  Прежде всего хочу отметить, что благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» мы ведем планомерную серьезную работу по приведению автодорог в нормативное состояние, снижению мест концентрации аварийности. Новые дороги – это новые инвестиции и новые рабочие места, по-настоящему новое качество жизни. И самое главное – чтобы люди видели эти позитивные изменения.

В рамках нацпроекта на 2024 год запланировано проведение дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования Республики Дагестан – 45,2 км, из которых 33,4 км в рамках региональной сети и 11,8 км – улично-дорожной сети Махачкалы, а также строительство двух автоматических пунктов весогабаритного контроля на автодорогах регионального значения, реализация мероприятий по внедрению интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской агломерации на сумму 52,3 млн рублей. На региональной сети дорог запланировано приведение ремонтных работ на пяти автомобильных дорогах.

Так, в Бабаюртовском районе идут ремонтные работы на участке автомобильной дороги Бабаюрт – Гребенская км 0 – км 8. Данная дорога обеспечивает соединение двух районов – Бабаюртовского и Хасавюртовского – с выходом на границу Чеченской Республики. Ремонт автомобильной дороги благоприятно скажется на социально-экономическом развитии населенных пунктов в зоне ее тяготения.

Кроме того, в Карабудахкентском районе Республики Дагестан идут работы по ремонту участка трассы «Манас – Сергокала – Первомайское» протяженностью 10 км. Данная автодорога обеспечивает транспортное сообщение Карабудахкентского, Сергокалинского, Левашинского, Лакского, Кулинского районов, а также имеет выход на федеральную трассу Р-217 «Кавказ».

Другим ключевым объектом в рамках нацпроекта, запланированным на текущий год, является ремонт автомобильной дороги «Леваши – Акуша – Уркарах – Маджалис – Мамедкала» на участке км 0 – км 14.

Дорога республиканского значения обеспечивает транспортные и социально-культурные связи 5 муниципальных районов республики между собой и имеет ключевое значение для развития экономики региона. Дорога также является альтернативной трассой, ведущей к туристическому селу Кубачи, славящегося кузнецами и ювелирами.

– Какой объем финансирования предусмотрен на эти цели из федерального и регионального бюджетов?

– В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Республике Дагестан реализуются 3 региональных проекта: «Дорожная сеть»; «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»; «Безопасность дорожного движения» (финансирование и заключение контрактов в рамках проекта не предусмотрено). 

Бюджет проектов на 2024 год – всего 1 млрд 604,2 млн рублей из них 52,26 млн рублей – средства федерального бюджета, 1 млрд 551,94 млн рублей – средства республиканского бюджета. Кассовое исполнение на 1 июня составляет 996,86 млн руб. (63%). Заключены все запланированные на 2024 год 10 контрактов.

На сегодняшний день в рамках нацпроекта мы уже завершили дорожные работы на 8 км, в том числе на объекте Хасавюрт – Новолакское (4 км), и ремонт улично-дорожной сети Махачкалинской агломерации 4 км. На завершающем этапе также находятся дорожные работы по объектам регионального значения протяженностью около 30 км. Так, на этих 4 объектах активно ведутся работы по укладке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия

В этом месяце также планируем завершить реализацию мероприятий по внедрению интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской агломерации за счет средств федерального бюджета.

Хочу отметить, что незначительный объем средств федерального бюджета, предусмотренный на 2024 год в рамках нацпроекта связан с тем, что Республика Дагестан с учетом опережающего проведения дорожных работ в 2023 году заявилась для участия в механизме предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных республике по федеральным программным мероприятиям в сфере дорожного хозяйства на 2024 год. По итогам участия в прошлом году республика получила бюджетный кредит в размере 1 млрд 502,3 млн руб., которые были направлены на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть».

Кроме того, в целях опережающего проведения дорожных работ в текущем году Республика Дагестан также заявилась для участия в соответствующем механизме предоставления средств федерального бюджета, что позволит привлечь в 2024 году дополнительные средства в размере 2 млрд 370,1 млн рублей.

– По каким показателям и индикаторам оценивается эффективность реализации проекта в республике?

Конечно же, основным показателем реализации нацпроекта для нас является удовлетворенность населения качеством и доступностью автомобильных дорог. Хотел бы обратить внимание, что, начиная с 2025 года, указанный показатель будет включен в национальный проект «Инфраструктура для жизни», который является продолжение всем известного нацпроекта «БКД».

Кроме того, в рамках реализации нацпроекта необходимо обеспечивать ежегодное достижение таких ключевых показателей как: доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям; доля дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии; доля объектов, на которых предусматривается использование технологий, включенных в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения.

За 2019-2023 годы нами были достигнуты все запланированные показатели и результаты национального проекта «Безопасные качественные дороги», и на сегодняшний день принимаются все необходимые меры, направленные на достижение соответствующих показателей на 2024 год.

– Какая обратная связь от граждан, на улицах проживания которых были обновлены дороги.

– Тесное взаимодействие с населением, готовность к диалогу и выстраивание каналов обратной связи – вот главные отличительные черты национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Как показывает практика, система общественного контроля также способствует наиболее эффективному достижению поставленных задач. Ну и, безусловно, мы видим то, как граждане радуются тому, что на их улицах теперь новое асфальтовое покрытие.

– Какие проекты по строительству и реконструкции дорог в горах запланированы на ближайшие годы?

Устойчивое развитие дорожной сети республики на горных территориях – одна из приоритетных задач государственной политики Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан. В этих целях министерством ежегодно реализуются комплексные мероприятия по строительству и ремонту автомобильных дорог на горных территориях.

В рамках государственной программы РД «Развитие транспортного комплекса Республики Дагестан» на 2024-2025 годы предусмотрены к реализации мероприятия по развитию и совершенствованию сети республиканских автодорог на горных территориях республики с объемом финансирования 7 млрд рублей.

В общей сложности планируется к строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту 21 объект, из них с вводом в эксплуатацию в текущем году – 11 объектов протяженностью 41,1 км, и 3 моста протяженностью 127,5 погонных метра. Остальные объекты переходят на следующий год.

Если говорить о наиболее значимых направлениях, то это автомобильная дорога «Гунибское шоссе – Вантляшевский перевал» в Гергебильском районе, здесь специалисты капитально ремонтируют участок протяженностью 5 км, капремонт автодороги «Агвали – Кванада – Гимерсо» в Цумадинском районе, реконструкция автодороги «Дылым – Иманалиросо» на участке км 3 –  км 10 в Казбековском районе и в этом же районе проводится ремонт автомобильной дороги «Буйнакск – Кизилюрт – через поселок Дубки», которая является туристическим направлением.

Кроме того, из республиканского бюджета ежегодно направляются субсидии на муниципальную улично-дорожную сеть в рамках проекта «Мой Дагестан – мои дороги», в том числе в рамках развития горных территорий. В прошлом году в горные районы были направлены субсидии в объеме 712,4 млн рублей. В рамках этого финансирования проведен ремонт на 202 объектах улично-дорожной сети общей протяженностью 101,6 км. На 2024 год предусмотрены субсидии в объеме 424,8 млн рублей, за счет которых планируется ремонт на 132 объектах общей протяженностью 60,6 км.

– Учитываются ли перспективы развития туризма при определении приоритетов строительства новых дорог?

Безусловно, одним из факторов, способствующим развитию туризма в Дагестане, является современная транспортная инфраструктура. В этих целях Министерством проводится поэтапная работа по реализации мероприятий по строительству и ремонту автомобильных дорог и сопутствующей инфраструктуры, расположенной на путях следования основных туристских маршрутов.

На 2024-2025 гг. запланированы дорожные работы на 23 объектах общей протяженностью 121,6 км с объемом финансирования более 5 млрд рублей. Наиболее значимые объекты – это строительство автодороги в обход Дербента км 0 – км 3. Дорога позволит разгрузить федеральную трассу Р-217 «Кавказ» в узловых точках на въезде и выезде из города, а также горожанам и гостям Дербента беспрепятственно попасть в туристический центр города. 

Еще одно направление – реконструкция автомобильной дороги «Махачкала – Буйнакск – Леваши – В. Гуниб» км 7 – км 15,2, ведущей к историческим и природным достопримечательностям Гунибского района. Это капремонт автомобильной дороги «Буйнакск – Терменлик» на участке км 9 – км 12 и др.

Кроме того, в рамках исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросу развития туристской отрасли в Северо-Кавказском федеральном округе Минтрансом РД проектируются подъездные дороги к двум масштабным туристическим проектам, планируемых к строительству в Дербентском районе, – это всесезонный туристско-рекреационный курорт «Каспийский прибрежный кластер» и всероссийский детский центр «Дагестан».

– Как обеспечивается содержание уже построенных дорог в горной местности в зимний период?

Работы по содержанию автомобильных дорог республиканского, межмуниципального и местного значения в зимний период ведутся в рамках заключенных госконтрактов.

В целях своевременной и качественной подготовки эксплуатационных организаций и автодорог к работе в зимний период, а также обеспечения бесперебойного и безопасного движения автотранспорта по обслуживаемой сети автодорог ежегодно ГКУ «Дагестанавтодор» издается соответствующий приказ и утверждается план мероприятий.

Планом мероприятий проводятся работы по созданию запасов противогололедных материалов, приведению в рабочее состояние существующих баз для хранения противогололедных материалов, подготовке теплых стоянок для техники и помещений для отдыха и обогрева рабочих и водителей, подготовке искусственных сооружений и других элементов дорог, влияющих на их устойчивое функционирование, созданию запасов горюче-смазочных материалов для обеспечения стабильной работы техники в зимний период, а также топлива для обогрева жилых и производственных помещений, создается план дежурств в зимний период.

На опасных участках дорог для экстренных случаев устраиваются конусы из пескосоляной смеси. Ответственными работниками ГКУ «Дагестанавтодор» ведется регулярный мониторинг прогнозов погоды и контроль из различных источников за дорожными условиями. В целях обеспечения безопасности участников дорожного движения осуществляется тесное взаимодействие районных ГИБДД, МЧС и филиалов АО Ремонтно-строительного управления.

– На каком этапе находится реализация проектов обходов городов Хасавюрта, Дербента и Махачкалы, когда планируется завершить строительство обходов и ввести их в эксплуатацию?

В последние годы прорывными темпами решаются вопросы проектирования и строительства участков федеральных автодорог в объезд городов Хасавюрта, Дербента и Махачкалы.

По проекту «Обход г. Хасавюрта» в августе прошлого года подписан госконтракт между ФКУ Упрдор «Кавказ» и ООО «Дортех» на выполнение строительно-монтажных работ. Финансовые средства на его реализацию в объеме 24 млрд рублей предусмотрены на 2024-2028 гг. в пятилетнем плане дорожной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 года № 3907-р. Главой Республики Дагестан Сергеем Меликовым и руководителем Федерального дорожного агентства Романом Новиковым 4 марта 2024 г. был дан старт строительства указанного обхода.

По проектам «Обход г. Дербента» и «Северный обход г. Махачкалы» документации находятся на завершающей стадии. Финансовые средства на их реализацию в объеме 51,3 млрд рублей и 31,1 млрд рублей соответственно также предусмотрены на 2024-2028 гг. в пятилетнем плане дорожной деятельности.

– Какие сложности возникают при реализации этих масштабных проектов?

Учитывая, что эти проекты реализуются нашими федеральными коллегами, Минтрансом РД проводится активная работа по организации эффективного и оперативного взаимодействия ФКУ Упрдор «Кавказ» с органами исполнительной власти РД и муниципальными образованиями. По всем поднимаемым вопросам находятся положительные решения. Для оперативного решения вопросов на этапе проектирования и строительно-монтажных работ за ФКУ Упрдор «Кавказ» закреплена рабочая группа Минтранса РД.

– Какие новые комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (КФВФ) планируются установить в 2024 году?

В рамках реализации Концессионного соглашения, заключенного в конце 2023 года между Минтрансом РД и «Урбантех ТТ», предусматривается установка 200 подобных комплексов на участках дорог, являющихся наиболее аварийно-опасными, а также на пешеходных переходах.                                                     

Кроме того, ежегодно в целях оперативного реагирования на складывающуюся ситуацию с аварийностью, по согласованию с Госавтоинспекцией республики проводится передислокация комплексов фотовидеофиксации с участков, где отмечено снижение напряженности, на более сложные участки в плане обеспечения безопасности дорожного движения.

– Будет ли проводиться работа по обновлению дорожной разметки?       

Наличие яркой и понятной дорожной разметки является одним из составляющих обеспечения безопасности дорожного движения, поэтому организация работ по обновлению дорожной разметки находится на особом контроле Минтранса РД. 

Работы по нанесению разметки на автодорогах регионального и межмуниципального значения проводятся в два этапа (весной и осенью) в рамках заключенных государственных контрактов.      

В то же время специфика климатических условий (серьезный перепад температурных режимов в горной части республики) и значительное увеличение интенсивности движения транспортных потоков  приводят к быстрому изнашиванию дорожной разметки, что вызывает необходимость увеличения объемов нанесения дорожной разметки методом термопластика, гарантирующего несколько лет эксплуатации.   

В течение последних лет Минтранс республики планомерно увеличивает объемы работ по нанесению разметки с использованием термопластика, особенно на аварийно-опасных участках автодорог и дорог с высокой интенсивностью движения транспорта. Если в 2021 году подобная разметка была нанесена в объеме чуть менее 5,5 тыс. кв. м, то в текущем году планируется увеличение показателя до 7,5 тыс. кв. м.       

В 2024 году общий объем обновления дорожной разметки составит более 900 тыс. кв. м.

– Планируются ли пилотные проекты по внедрению новых технологий для повышения БДД (например, системы контроля за соблюдением дистанции)?    

Министерство транспорта и дорожного хозяйства РД активно мониторит ситуацию с внедрением новшеств в целях повышения безопасности дорожного движения.

Без ложной скромности могу сказать, что Минтранс республики одним из первых регионов России активно внедряет и использует мобильные комплексы фотовидеофиксации на базе легковых автомобилей и беспилотных летательных аппаратов, что вносит значительный вклад в профилактику дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.                     

В настоящее время, в целях обеспечения безопасности дорожного движения в местах проведения работ по ремонту или реконструкции автодорог подведомственное Минтрансу ГКУ РД «ЦОДД» в тестовом режиме использует передвижной комплекс фотовидеофиксации в антивандальном исполнении.

Кроме того, мы активно модернизируем имеющиеся комплексы фотовидеофиксации для расширения перечня выявляемых нарушений правил дорожного движения.                                                                           
Так, помимо превышения скорости движения, комплексы фотовидеофиксации выявляют и нарушения правил пользования ремнями безопасности, движение по обочине, нарушения парковки и стоянки транспортных средств и выезды на полосу встречного движения.  
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела