"

Джапарбег Шамхалов: «Аграрная реформа позволит эффективно и рационально использовать земельные ресурсы в Дагестане»

Фото:
3104
19 минут
В апреле текущего года Указом Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова на должность председателя Комитета по земельным и имущественным отношениям республики был назначен новый специалист. В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» руководитель ведомства Джапарбег Шамхалов рассказал о развитии данной отрасли в регионе и проблемах, с которыми пришлось столкнуться в начале работы.

- Джапарбег Чупалаевич, говоря о работе на новой должности, нельзя не отметить, что ранее вы трудились на должности руководителя комитета Народного Собрания по аграрной политике. Пригодился ли опыт работы в аграрном секторе в деятельности председателя Комитета по земельным и имущественным отношениям республики?

- Комитет является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами и государственным имуществом. Несомненно, опыт, полученный в законодательном органе республики, и работа на предприятиях сельского хозяйства пригодились мне на новой должности. 

Вопросы, связанные с землями сельхозназначения, актуальны и для комитета. В этой связи при принятии решений по спорным вопросам я часто советуюсь со своими бывшими коллегами из парламента. Ценные предложения озвучивают и руководители предприятий агропромышленного комплекса, с которыми сталкиваюсь по долгу службы. 

По итогам преобразований комитету добавилась еще одна функция – это определение перечня объектов торговли и бытового обслуживания на территории республики независимо от формы собственности для налогообложения от кадастровой стоимости объектов. Так что Комитет, кроме перечисления неналоговых доходов от использования имущества и земли в республиканский бюджет, участвует и в пополнении казны региона налоговыми платежами.

- Расскажите о том,  какие задачи поставило перед ведомством руководство республики.

- В первую очередь,  это обеспечение эффективного управления государственным имуществом Республики Дагестан и повышение уровня работы Комитета в соответствии с требованиями законодательства.

Для решения этих задач ведомство определило ряд приоритетных направлений деятельности. В частности, к ним относятся реализация мероприятий по приведению земельных отношений в республике  в соответствие с земельным законодательством, оптимизация количества убыточных ГУПов, акционерных обществ и сети бюджетных учреждений; реализация мер по  контролю за целевым и эффективным использованием предприятиями и государственными учреждениями закрепленного имущества; обеспечение оформления права собственности  на объекты недвижимости и земельные участки, принятие мер по увеличению неналоговых доходов за счет вовлечения в хозяйственный оборот дополнительных объектов и земельных участков, создание благоприятных условий для развития  малого и среднего предпринимательства, совершенствование учета госимущества и  нормативной, правовой и методологической базы в сфере имущественных и земельных отношений управления.

Для организации работы Комитета мы планируем использовать лучший опыт работы данной сферы в других субъектах России. 

Сегодня необходимо также усилить роль и ответственность руководителей отраслевых органов за эффективное управление закрепленного за ними имущества и земли. Каждый руководитель учреждения и предприятия должен нести ответственность за сохранность и эффективное использование госимущества, в противном случае он должен быть уволен или материалы по нему направлены в правоохранительные органы. 

Со своей стороны отмечу, что все поставленные Главой Республики Дагестан Рамазаном Абдулатиповым задачи будут, несомненно, выполнены.
   
- Джапарбег Чупалаевич, что удалось Вам как руководителю Комитета сделать за четыре месяца работы на новой должности?
 
- В первую очередь, мы обеспечили перечисление в республиканский бюджет 256 млн рублей, что составляет более 140 процентов к установленному заданию на восемь месяцев текущего года. В связи с повторяющимися из года в год нарушениями использования госимущества Комитетом проведены проверки 126 государственных учреждений, подведомственных министерству культуры республики, министерству образования и науки, а также министерству здравоохранения.  

По итогам мероприятий были выявлены факты передачи объектов и земельных участков без согласия собственника, а также случаи нецелевого использования имущества. В настоящее время по ним подготавливаются соответствующие предложения.  

За указанный период Комитетом совместно с отраслевыми органами подготовлены и утверждены программы реформирования государственных предприятий. Так, уже определены предприятия, по которым необходимо принять решения об акционировании, ликвидации и сохранении в госсобственности.

В настоящее время по предприятиям определяются неиспользуемые объекты для передачи в аренду или продажи, что позволит им улучшить финансовое состояние.  Проводится работа по передаче с балансов предприятий непрофильных активов, что также избавит их от налоговой нагрузки. 

Кроме того, за четыре месяца текущего года сотрудники комитета зарегистрировали право собственности более чем на 200 объектов недвижимости. В настоящее время подготовлены материалы для регистрации еще на 120 объектов. В планах – завершить к 2017-2018 году работу по регистрации права собственности.
 
Кроме того, по поручению Главы Дагестана  создана правительственная комиссия под руководством первого заместителя председателя Правительства республики Рамазана Алиева по инвентаризации и оптимизации сети госучреждений и предприятий, членом которой являюсь и я. В рамках данной работы,  в том числе на основании анализа использования имущества,  подготавливаются предложения по реорганизации госучреждений и предприятий.
   
Ко всему прочему, за короткий срок была проведена работа, связанная с объектами, которые  построены в рамках республиканских инвестиционных программ. Также  подготовлен и утвержден перечень объектов залогового фонда рыночной стоимостью 1 млрд 200 млн рублей.  Стоит отметить, что за это время Комитет выдал порядка 50 аттестатов кадастровым инженерам.

В настоящее время проводятся работы по актуализации сведений в реестре госимущества и  по реализации мероприятий по приведению земельных отношений в республике в соответствие с действующим законодательством. 

- Расскажите, пожалуйста, о стоимости имущества, которым управляет Комитет. 

- На сегодняшний день в государственном реестре числится имущество стоимостью 42 млрд 800 млн рублей. Сюда входят здания и сооружения стоимостью 37 млрд 600 млн рублей и движимое имущество стоимостью 5 млрд 200 млн рублей. Всего в республиканской собственности находится 8 тыс. 700 объектов общей площадью 2 млн 600 тыс. квадратных метров. Количество же земельных участков равно 4 тыс. 500, а их общая площадь 1 млн 800 тыс. гектаров. 

Пользователями имущества и земли в республике являются 2 тыс. 600 юридических и физических лиц. Из них 750 имеют статус государственных учреждений, 60  ГУПов, 78  ОАО с госучастием, 43 министерств, ведомств, организаций, остальные - арендаторов объектов нежилого фонда и земли.  

Со всеми пользователями Комитетом заключены договоры обязательства и аренды, обеспечивающие сохранность имущества и земли, а также их эффективное использование.

- Насколько известно, ведомством проводится работа по внедрению новых систем в области имущественных и земельных отношений. Расскажите об этом подробнее.

- В рамках реализации приоритетного проекта развития РД «Эффективное государственное управление» Дагимуществу поручено создать единый реестр республиканского и муниципального имущества. Из-за отсутствия подобной базы данных Правительству и органам исполнительной власти не представлялось возможным принимать эффективные управленческие решения по имуществу и земельным участкам. 

Для создания реестра в настоящее время проводится работа по отбору поставщика информационно-программного продукта и его приобретению. Деятельность по наполнению базы данных в автоматизированную систему обеспечат Дагимущество и администрации муниципальных районов. Обновление данных,  закрепленных за учреждениями и предприятиями,  будет осуществляться автоматически на основании представленной юридическими лицами отчетности на электронном носителе, что позволит оптимизировать численность государственных и муниципальных служащих.  

- Ходят слухи, что в ближайшее время при Комитете будет создано новое государственное казенное учреждение. Если они правдивы, то расскажите, какие функции возьмет на себя новая структура.

- Да, действительно такое предложение нами внесено в Правительство Республики Дагестан. в первую очередь, это связано с большим объемом работ и задач, которые возложены на Комитет.
 
В настоящее время Дагимуществом подготовлен соответствующий проект постановления Правительства Республики Дагестан о создании ГКУ «Дагестанимущество». Данный проект находится на согласовании у республиканских министерств и ведомств. Основной целью деятельности учреждения будет реализация полномочий комитета, в соответствии с госзаданием, на оказание государственных услуг.  

- Одной из задач Комитета является акционирование предприятий и проведение приватизации госимущества. Какая в этом направлении работа проводится вами в этом году?

- В соответствии с прогнозным планом приватизации в этом году мы планируем реализовать  семь объектов недвижимости и четыре пакета акций республики в уставных капиталах акционерных обществ и бывших госпредприятий. 
 
Касаясь темы акционирования,  стоит отметить, что это одно из главных направлений разгосударств¬ления и приватизации собственности в России. Время показало, что институт хозяйственного ведения не оправдал себя, в связи с чем как  на федеральном уровне,  так и в республике взят курс на акционирование государственных предприятий. Так, в этом году нам предстоит акционировать семь госпредприятий,  подведомственных Минсельхозу РД. По ним уже приняты распоряжения о подготовке к приватизации. 

Также проводится работа по регистрации права собственности на объекты недвижимости и земельные участки предприятий. 

После завершения указанных процедур работа по преобразованию государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества будет продолжена. 

Отмечу, что в настоящее время Комитетом формируется перечень предприятий, предлагаемых акционированию в будущем году. Для акционирования будут предложены предприятия, подведомственные Минстрою РД, Минтуризму РД и Минсельхозу РД.

- В рамках своей деятельности с какими нарушениями земельного законодательства чаще всего сталкиваются Ваши сотрудники?

- Для начала стоит отметить, что государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль являются основными функциями управления данными ресурсами. От состояния этого вида контроля зависит сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан России. 

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (Россельхознадзором, Росреестром и Росприроднадзором).
    
Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений Земельного кодекса. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года №1515.

Подчеркну, что основными принципами осуществления надзора и контроля выступают обеспечение законности, приоритет мер предупреждения правонарушений в области земельных отношений и неотвратимость наказания за совершенные нарушения, а также восстановление нарушенных прав собственников земли и землепользователей.

Государственный надзор и муниципальный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. В современных условиях государственный надзор за рациональным использованием земель приобретает еще большее значение.

Однако в настоящее время роль указанных структур крайне низка и неэффективна. Ими практически не используются установленные законодательством механизмы воздействия на недобросовестных землепользователей, не принимаются должные меры, направленные на расторжение арендных договоров и привлечение виновных к административной ответственности. 

Дагимущество, как орган исполнительной власти Республики Дагестан, уполномочен осуществлять управление и распоряжение в пределах своей компетенции государственным имуществом, в том числе земельными ресурсами, а также проводить контрольные мероприятия на предмет целевого и эффективного использования земель и участвовать совместно с уполномоченными органами в надзорных мероприятиях. Материалы по результатам проверки при необходимости направляются в правоохранительные органы для реагирования и в органы, осуществляющие государственный надзор для принятия мер. 
          
Касаясь темы нарушений,  добавлю, что к наиболее часто встречающимся нарушениям земельного законодательства в Дагестане относятся самовольный захват земельных участков, их использование без надлежащего оформления  прав  в  соответствии с требованиями законодательства, переуступка права пользования или передача земельного участка  в субаренду   арендаторами без согласия арендодателя, нецелевое и нерациональное использование земельных участков и другие. 

- Ваши предшественники активно прорабатывали различные механизмы введения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Как сегодня обстоят дела в этой сфере? 

- Дагимуществом проведена определенная работа по изучению вопроса проведения в республике преобразований в земельных отношениях, в том числе и введения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Учитывая, что это очень сложный вопрос, специалистами Комитета изучены нормативно-правовые документы и опыт субъектов,  где уже введена частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения:   Воронежской, Саратовской и Московской областей.

При этом мы обращали внимание на положительные и отрицательные моменты, особенности того или иного региона, основные направления, историю вопроса, проблемы, организационно-экономические и правовые основы и механизмы ее реализации и т.д. Данный вопрос рассматривался на парламентских и публичных  слушаниях, заседаниях Правительства Дагестана, в комитете Народного Собрания по аграрной политике с приглашением представителей министерств, ведомств, общественных организаций, депутатов и муниципальных образований. На слушаниях присутствовали представители всех слоев общества, общественных движений, независимая пресса.

Необходимо признать, что введение в республике частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения населением воспринимается по-разному, проведенные ранее мероприятия показывают, что мнения людей разделились.       

Основной причиной опасения граждан при введении частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения является то, что многие из них  в силу низких доходов не в состоянии конкурировать в покупке сельскохозяйственной земли. Отдельные жители по данному вопросу предлагают провести референдум.

Поэтому необходимо провести дополнительное рассмотрение вопроса введения частной собственности на землю с ведением разъяснительной работы среди населения республики, проведением круглых столов с привлечением общественных организаций, политических партий, ученых и средств массовой информации и преподнести это на доступном для основной массы населения языке, чтобы граждане понимали, что делается, для чего и как.   

- Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения – в числе ключевых в деятельности ведомства. Как Вы планируете проводить данную работу? 

- Для начала отмечу, что общая площадь сельхозземель Дагестана составляет 5 млн 27 тыс. гектаров, из которых в собственности республики находится чуть более 1 млн 840 тыс. га.  В частности, более 1 млн 700 тыс. гектаров относятся к землям отгонного животноводства, в федеральной собственности свыше 520 тыс. гектаров, в муниципальной собственности районов, поселений и частной собственности – более 2600 тыс. гектаров.

Стоит обратить внимание на то, что в последний раз инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения в Дагестане проводилась силами института «ДагНИИгипрозем» в 1987-1988 годах. За это время в республике произошли изменения, связанные с политическим и экономическим устройством государства, в том числе с переходом к рыночной экономике. При этом земля, имевшая ранее статус государственной собственности,  разграничена, также были образованы другие формы собственности.
      
Позже в 2012 году были выполнены работы по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения в 13 районах республики на площади 2 млн 384 тыс. га, что составляет 55 процентов от общего количества. Результаты проведенной работы по инвентаризации были рассмотрены на заседании Правительства Республики Дагестан 20 марта 2013 года и утверждены постановлением от 16 апреля 2013 года № 204.
        
В ходе выполнения указанных работ выявлено порядка 450 тысяч гектаров неиспользуемых сельскохозяйственных земель в 13 районах во всех формах хозяйствования и собственности, из них площадь деградированных земель составляет 87 тысяч гектаров. 
        
Проведенная работа выявила большие расхождения площадей сельхозугодий, отраженных в земельно-учетных данных республики, и фактически используемых земель. Происходит это вследствие того, что продолжительное время изменения в пользовании земель не вносились в отчетные данные и не проводились работы по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения.

По результатам проведенных работ по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения на территории 13 районов республики можно сказать, что большие площади земель сельскохозяйственного назначения, прилегающие к населенным пунктам, выведены из сельскохозяйственного оборота, застроены жилыми домами и объектами капитального характера. Также в республике снизилось качественное состояние сельскохозяйственных угодий, значительные площади на низменности подвержены в той или иной степени деградации и около половины угодий нуждаются в проведении культуротехнических работ.

Кроме того, уменьшились площади ценных сельскохозяйственных угодий в связи с выкорчевкой многолетних насаждений и использованием в течение продолжительного время пашни под естественные сенокосы и пастбища. Проведение инвентаризации земель горных и предгорных районов было намечено на 2013-2014 годы, однако из-за отсутствия средств работы так и не были проведены. 

- Ранее Вы упоминали о необходимости проведения мероприятий по принятию земельной реформы в республике. Какой положительный эффект ожидается проведения земельных преобразований?

- Прежде всего,  необходимо сказать, что мероприятия программы, земельной реформы которые мы проводим, не идут ни в никакое сравнение с теми действиями, которые были проведены в 90-е годы по всей России.  

За это время сложились различные формы собственности, разнообразные формы права на землю, ликвидирована монополия государственной собственности на землю, реализован принцип платности землепользования. Ко всему прочему, земельные участки вовлечены в гражданский оборот и начинают выступать в качестве объектов рыночных отношений, также сформировалась новая система государственного управления земельными ресурсами. Все это существенным образом изменили земельные отношения в республике, но не привели к реализации главной цели - эффективному и рациональному использованию земель.

В связи с этим распоряжением Правительства Республики Дагестан от 26 августа 2015 года       № 339-р утверждена Программа проведения земельной реформы в Республике Дагестан на 2015-2018 годы. Необходимость проведения земельных преобразований в Дагестане также связана с масштабными изменениями в земельном законодательстве Российской Федерации.

В рамках реализации Программы предусмотрены  мероприятия по  совершенствованию нормативной правовой базы республики в области земельных отношений, переоформлению права пожизненного наследуемого владения на право собственности земельных участков, используемых гражданами для ведения личных подсобных хозяйств,  разграничению государственной собственности на земли, подлежащих отнесению в муниципальную собственность, переоформлению права постоянного бессрочного пользования на право аренды земельных участков из земель отгонного животноводства,  ликвидацию задолженности по арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности региона и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что все мероприятия которые прописаны в программе - это нормы, предусмотренные федеральным законодательством. Реализация мероприятий программы приведет к упорядочению системы использования и управления земельными ресурсами, увеличению налогооблагаемой базы по земельному налогу в сельских поселениях. Также это позволит гражданам оформить право собственности на землю, а поселениям распоряжаться землями муниципальной собственности, что в конечном итоге приведет к эффективному и рациональному использованию земель.

Вместе с тем хочу добавить, что повышение эффективности использования государственного имущества и земельных ресурсов Республики Дагестан не осуществляется самостоятельно и только посредством действий Дагимущества. Данная деятельность строится на основе взаимодействия с отраслевыми органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и сферах управления, органами местного самоуправления. 

Так, в процесс выполнения данных мероприятий задействованы и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Дагестана, а также органы местного самоуправления. Надеюсь, мы найдем понимание в этих структурах при нашей совместной работе. 

- Нельзя не затронуть и тему земель отгонного животноводства. В частности, состояния  скотопрогонных трасс. Как регулируется законодательством использование данных земель?

- Одной из отличительных особенностей земель отгонного животноводства является сезонное использование. Скот в осенне-зимний, зимний и зимне-весенний периоды содержится в теплых низменных районах, а в теплое время года в горных. При этом основные виды сельскохозяйственных угодий, на которых производятся корма, находятся на равнинных землях. Без подобного технологически связанного процесса отгонное животноводство и земли отгонного животноводства не могут существовать.

Территория Дагестана составляет свыше 5 млн гектаров земель. Сельскохозяйственные угодья составляют 3,2 млн га, из которых земли отгонного животноводства составляют 1,7 млн га, в том числе скотопрогонные трассы и скотоплощадки – 0,14 млн гектаров. Таким образом, земли отгонного животноводства в общей площади Республики Дагестан занимают 33,81 процента, а в составе сельскохозяйственных угодий – 53,12 процента.  

Взаимоотношения на землях отгонного животноводства регулируются, помимо основных федеральных и республиканских законов, Законом Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан». Согласно статье 3 данного Закона земли отгонного животноводства Республики Дагестан имеют особый статус и не подлежат приватизации. Статьей 1 Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» также предусмотрено, что приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые отгонными пастбищами.

Надо признаться, существующий порядок решения земельных вопросов в республике на сегодня является выбором наименьшего зла, особенно в части регулирования вопросов на землях отгонного животноводства. Историческая практика показывает, что идеального решения земельного вопроса, который удовлетворил бы всех, быть не может. Любая попытка перераспределения земельных участков воспринимается как ущемление их исторических прав на эти земли и на этой почве возникают конфликтные ситуации, иногда перерастающие в открытое противостояние.

Особенно ярко начали проявляться проблемы с использованием земель отгонного животноводства после начала рыночных преобразований. Поголовье существенно уменьшилось и в значительной части переместилось из коллективных в личные хозяйства населения. За все это время инфраструктура отгонного животноводства пришла в упадок. 

Отгонное животноводство повлияло на развитие характерной особенности землепользования в Республике Дагестан - межрайонной чересполосицы. Другой характерной особенностью является то, что 41 муниципальный район республики имеет земли отгонного животноводства на своей территории или землепользователи используют земельные участки на территории другого района.

Отдельно необходимо упомянуть о скотопрогонных трассах. Согласно архивным данным,  общая протяженность всех скотопрогонных трасс на территории региона, включая территорию как внутри, так и за пределами республики, составляет 3 тыс. километров. Их общая площадь составляет 157 тыс. 800 га, в том числе на территории Дагестана - 142 тыс. га. Скотопрогонные трассы в пределах Дагестана проложены по 53 маршрутам и проходят по территориям 39 районов и 6 городов. 

С момента проектирования, отвода земель и установления на местности границ земель государственных трасс скотопрогонов прошло более 65 лет. За это время произошли большие изменения: населенные пункты и города разрослись, трассы скотопрогонов оказались внутри этих населенных пунктов, границы трасс госскотопрогонов были утеряны на местности, скотоплощадки застроены жилыми домами и другими объектами. Нынешнее состояние использования скотопрогонных трасс вызывает опасения и тревогу, а обустройство госскотопрогонов осуществляется крайне неудовлетворительно.

Так, границы трасс госскотопрогонов трудно найти на местности, нет необходимого количества межевых знаков, указывающих на прохождение границ скотопрогона, в результате чего возникают спорные ситуации и конфликты между чабанами и землепользователями.

Имеются и другие проблемы, связанные с интенсивным строительством оросительно-сбросной сети и инженерных рисовых систем, многие участки трасс скотопрогона пересекают каналы, коллекторы и другие линейные сооружения, в результате чего усложняется использование трасс по прямому назначению или это и вовсе становится невозможным. Местами из-за отсутствия мостов и других сооружений на каналах и коллекторах прогон осуществляется в обход, вдоль автомобильных дорог, создавая помехи автомобильному движению и аварийные ситуации.

Также были зафиксированы попытки изъятия земель, занимаемых скотопрогонными трассами со стороны федеральных органов власти через судебные решения. В этой связи Дагимуществу совместно с Управлением отгонного животноводства приходится находить в архивах документы почти 50-60-летней давности по отводу земель под скотопрогонные трассы и доказывать, что данные земли находятся в республиканской собственности. 

Новости раздела