"

Камиль Цахаев: «Опасность не в оружии, а в тех, в чьи руки оно может попасть»

Фото:
5321
6 минут

МАХАЧКАЛА, 4 октября – РИА «Дагестан». В республике у многих дома на законных основаниях хранится огнестрельное оружие. У некоторых это связано со служебными обязанностями. Но иметь оружие и уметь из него метко стрелять – не всегда одно и тоже. С этим и другими вопросами наш корреспондент обратился к региональному директору Федерации практической стрельбы России в Дагестане Камилю Цахаеву.

– Камиль Газиевич, что такое практическая стрельба – чтобы дагестанцы, которые нас читают, поняли, что это такое?

– Практическая стрельба зародилась еще в 70-х годах и обрела популярность уже в 90-х годах прошлого века в США. Этим занимались в основном сотрудники спецслужб. Затем уже и наши силовики приняли эту практику на вооружение. Со временем был накоплен определенный опыт, разработаны правила и сегодня это наиболее прикладной вид стрелкового спорта.

Спортсмен должен уметь точно и быстро стрелять из мощного оружия. Соревнование состоит из нескольких отдельных упражнений, которые моделируют потенциально возможную ситуацию использования огнестрельного оружия. 

В Дагестане есть две школы с секциями «экшн-эйр», использующими пневматическое оружие. Пока они есть только в Махачкале. Еще планируется запуск нескольких таких школ в городах нашей республики. В дагестанское отделение сегодня входит около 20 человек. Это члены федерации, которые систематически занимаются практической стрельбой.

– Так чем же отличается практическая стрельба от других видов стрельбы?

– Другие не настолько динамичны. Плюс развитие координации, быстродействия, способности думать. На самом деле, тут как в шахматах. Не просто стоишь и стреляешь в мишень. Нужно правильно рассчитать – где ты шагнешь, как быстро переместишься к мишени и какое еще действие ты будешь одновременно выполнять. Очень много сопутствующих моментов! Кроме того, предполагается, что все это делается в критической обстановке. То есть, после стартового сигнала нужно максимально абстрагироваться и выполнить то или иное действие максимально корректно, безопасно, эффективно и быстро!

– Непростой вопрос: в свете событий в Керчи, в Казани, а теперь и в Перми – о так называемом «скулшутинге». Термин иностранный, но все прозаично и трагично… Стрельба в школах, в общественных местах… Нет такого ощущения, опасения, что к Вашему увлечению общественность начнет относиться с подозрением, настороженно? Не дай Аллах, научится у вас стрелять какой-нибудь мальчонка и пойдет у себя в школе разбираться с одноклассниками?

– Сразу выскажу свое мнение: опасность не в оружии, а в тех, в чьи руки оно может попасть. Поэтому я ставлю перед инструкторами задачу – различать в человеке адекватность или потенциальную опасность. Мы ведь общаемся с людьми и тоже имеем навыки психологов. Скажу лишь, что человек, который постоянно занимается стрельбой и понимает всю ответственность обращения с оружием – никогда не применит свои навыки во вред людям, обществу. Знаю многих, кто в свое время охотились, занимались «бабахингом», «шутингом». Когда они пришли в практическую стрельбу, то у них ни средств, ни желания, ни времени не осталось растрачивать себя, свои патроны, на что-то иное, кроме занятия своим любимым видом спорта. Они твердо знают, что оружие – большая ответственность!

– Какие у вас отношения с Минспорта РД, с правоохранительными органами?

– С Минспорта Дагестана мы только-только начинаем взаимодействовать, потому что все-таки наше сообщество было немного закрыто для гражданских людей. За прошедший год мы многого достигли, но пока не успели провести официальные соревнования. В любом случае, с Минспорта Дагестана у нас хороший контакт. С правоохранительными органами тоже тесно взаимодействуем, мы постоянно проходим всевозможные проверки. Кроме того, сейчас ведь практическая стрельба тесно связана с правоохранительными органами. Большая часть моих учеников, подопечных – это сотрудники практически всех силовых ведомств, спецслужб.

– То есть, они здесь совершенствуют свои навыки стрельбы?

– Именно так! Кстати, у гражданского стрелка намного больше возможностей стать крутым стрелком в практической стрельбе, все-таки военный человек он ограничен своим подразделением, соревнуется в своем регионе и, как правило, не тратится на покупку большого количества патронов. А гражданский человек…скажу по своему опыту – я посещаю постоянно тренировки, выезжаю за пределы республики на соревнования. А соревновательный опыт он намного круче, чем просто занятие в тире.

– В самом деле: зачастую для тех, кто находится на должностях в правоохранительных органах это редкая возможность совершенствовать свои боевые навыки….

– Наша главная задача – сделать так, чтобы в Дагестане повысилась культура обращения с оружием. Я часто работаю с сотрудниками бесплатно!

– Вы рассказали про стрельбу из пневматики. А что, все-таки, с огнестрельным оружием?

– Действительно, первоначально практическая стрельба практиковалась из огнестрельного оружия. Направление «экшн-эйр», как вид спорта, появилось относительно недавно. И, конечно же, пневматика – подготовительный этап. Мы готовим людей к работе с огнестрельным оружием. Например, когда в ребенка с детства закладываешь ответственное отношение к оружию, обучаешь правилам безопасного обращения, он в каких-то аспектах может даже взрослого поправить.

– И как же можно стать членом вашей Федерации?

– Обычная стандартная процедура! Любой адекватный гражданин в возрасте от 11 лет, без судимости, не имеющий проблем с психическим здоровьем, должен подать заявку на официальном сайте. Далее идет процедура прохождения курсов по безопасному и квалифицированному обращению с оружием. Курсы проводятся аккредитованными инструкторами регионального отделения. В данном случае со мной. По итогам на сайте делается отметка о прохождении курса. Желательно иметь свое гражданское оружие – ограниченного поражения, охотничье оружие. Любое. Если его нет – надо подготовить медсправки и пройти необходимые процедуры регистрации. Наличие разрешения на оружие говорит о том, что вас уже проверили.

– То есть, человек вооруженный должен владеть оружием так, чтобы не быть угрозой для случайного человека?

– Конечно! Безопасность является важнейшим аспектом в практике практической стрельбы. Это первое, что требуется! Потому что если нарушается безопасность, то ни о каком спорте речи быть не может вообще!

– В самом деле – лучше организованно и легально этим заниматься в вашей Федерации, чем стрелять по банкам на пустырях…

– Конечно! Сейчас любая стрельба на территории Дагестана вне тира является незаконной.

– Что у Вас планах на ближайшую перспективу?

– Все, что связано со стрельбой, нужно делать терпеливо. В ходе встречи с руководителем Минспорта Дагестана Сажидом Сажидовым мы обсуждали возможность строительства комплекса для всех видов стрелкового спорта. А сейчас, в первую очередь надо формировать команды, прививать молодежи любовь к этому виду спорта. В Дагестане ведь в основном преобладают контактные виды единоборств. Нужно развивать и другие спортивные направления, начиная с шашек, шахмат, заканчивая практической стрельбой.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела