"

Мурад Далгатов: «Основная задача Комитета по госзакупкам – обеспечение эффективного использования бюджетных средств Дагестана»

Фото:
5854
9 минут

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов сегодня ставит перед республиканскими властями конкретные задачи по увеличению налоговой базы, снижению дотационности бюджета, эффективному управлению государственным имуществом. В достижении поставленных задач немаловажную роль играет эффективная работа в сфере государственных закупок. Несколько месяцев назад Указом Главы Дагестана был создан новый Комитет – по государственным закупкам РД. О том, какие задачи стоят перед новым Комитетом и об изменениях в сфере госзакупок в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал его председатель Мурад Далгатов.

– Мурад Далгатович, скажите, пожалуйста, какова была необходимость создания Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан?

– Комитет по госзакупкам РД создан в целях реализации нового федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Соответствующий Указ был подписан Главой республики 13 сентября 2013 года.

Для чего он нужен? Для реализации функции по регулированию контрактной системы в сфере закупок, для обеспечения государственных нужд Республики Дагестан, проведения мониторинга закупок, а также исполнения функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по централизованным закупкам, осуществляемым для государственных нужд республики по заявкам государственных заказчиков.

При этом надо отметить, что основной задачей Комитета является обеспечение эффективного использования средств бюджета Республики Дагестан. Для этого в настоящее время разработан проект постановления о порядке взаимодействия Комитета, как уполномоченного органа, государственных и иных заказчиков в сфере закупок для нужд Республики Дагестан. Этот документ регламентирует функции Комитета, заказчиков по вопросам взаимодействия при размещении заказов. В нем четко определено все то, что обязаны сделать стороны, чтобы осуществить конкретную закупку.

Как Вы планируете реализовать возложенные задачи?

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в своем Послании Народному Собранию РД отметил, что федеральный бюджет на 2014 год формировался тяжело. Соответственно, и республиканский бюджет является бюджетом «жесткой экономии», прежде всего – для органов исполнительной власти. В этой связи нами выделены ключевые, можно даже сказать, стратегические цели деятельности Комитета. В первую очередь – это, разумеется, повышение эффективности расходования бюджетных средств. В рамках этого запланированы мероприятия по исключению низкоэффективных позиций товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных нужд, а также мониторинг и создание базы данных актуальных рыночных цен.

Кроме того, мы выделяем такие задачи, как повышение конкуренции на рынках Дагестана, поддержку дагестанских производителей в рамках законодательства. Мы также планируем применение инновационных методов обработки информации путем автоматизации процесса закупок. Дополнительно планируется проведение мероприятий, направленных на повышение грамотности поставщиков и заказчиков в сфере государственных закупок.

– Вы упоминали о новом федеральном законе о контрактной системе, а что он из себя представляет?

Новый закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд направлен на обеспечение прозрачности осуществления закупок не только отдельными организациями, но и открытости в целом. Впервые законодательно закреплен принцип единства всей системы, создания здоровой конкурентной среды.

На мой взгляд, определенные преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства и общественным организациям, в перспективе должны привести к экономическому развитию государства (в частности, малого и среднего бизнеса), равным конкурентным условиям на рынке, снижению коррупции, повышению социальной заинтересованности граждан страны. Ряд поправок был подготовлен Федеральной антимонопольной службой РФ.

По новому законодательству, при осуществлении закупок бюджетные организации обязаны основываться на необходимости достижения заданных результатов. Кроме того, должен соблюдаться принцип стимулирования инноваций. Для должностных лиц, проводящих закупки в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, пути внедрения инноваций, закупки высокотехнологичной продукции должны быть приоритетными.

Сам закон вступил в силу 1 января 2014 года, однако для некоторых статей установлены другие сроки, вплоть до 2017 года. К примеру, положения закона о нормировании закупок вступят в силу только с 1 июля текущего года. Нормы закона о банковском сопровождении контрактов, о формировании планов и планов-графиков закупок и включении в единую информационную систему планов и планов-графиков закупок, а также информации о реализации этих планов должны вступить в силу еще позже. Это сделает полный переход на новую единую контрактную систему плавным там, где это нужно.

– А какие инструменты повышения эффективности закупок заложены в Законе?

– Ключевым элементом повышения эффективности является организация закупок как единого процесса от планирования закупки до учета результатов исполнения контракта. Вместе с тем, усилены функции мониторинга, контроля и аудита. Дополнительно повышается уровень прозрачности закупок: вся информация будет размещаться в Единой информационной системе.

– Как Вы думаете, снизит ли переход на контрактную систему коррупционную составляющую закупок?

– Снижение коррупционных рисков при проведении государственных закупок является одной из целей внедрения контрактной системы. В первую очередь на достижение этой цели должна работать публичность проведения закупок. А она обеспечивается через Единую информационную систему и общественное обсуждение значимых закупок. Закон также предусматривает типизацию закупок – внедрение в работу типовых форм контрактов, технического задания, документации, а также их централизацию, проведение экспертизы начальных цен, экспертную оценку результатов исполнения контрактов. Стоит также отметить и требования закона к повышению профессионального уровня специалистов в этой области.

– Какие закупки централизуются в Комитете?

– В вышеуказанном проекте порядка взаимодействия определен круг государственных и иных заказчиков, для которых Комитет является уполномоченным органом. В число заказчиков не входят федеральные органы и муниципалитеты. Отдельным приложением определен перечень товаров, работ и услуг, осуществляемых во взаимодействии с уполномоченным органом. Закупки товаров, работ и услуг, не входящих в состав данного приложения, заказчики Республики Дагестан обязаны осуществлять самостоятельно. На сегодняшний день есть предложения от глав муниципальных образований о централизации муниципальных закупок в их районах. По этому вопросу готовятся проекты соглашений с муниципальными образованиями.

– Что должны предпринять заказчики Республики Дагестан, чтобы начать осуществлять закупки через Комитет – как уполномоченный орган?

– Здесь необходимо выделить несколько моментов: заказчики осуществляют планирование закупки, ее обоснование, разрабатывают и утверждают техническое задание, определяют начальную (максимальную) цену контракта, способ закупки и условия ее осуществления, а также условия государственного контракта.

При этом уполномоченный орган может разрабатывать методики по составлению аукционной документации, типовые формы и инструкции по их заполнению, руководствуясь законом о контрактной системе. Все это заказчик оформляет в виде заявки, которую адресует в Комитет для размещения заказа.

В настоящее время Комитет занимается разработкой типовых форм и документов, методологии, а также составлением справочных, аналитических и статистических материалов в сфере закупок товаров, работ, услуг для использования заказчиками при формировании заявок на закупку.

– Вы говорите о том, что заказчик должен адресовать в Комитет заявку. В какой форме она предоставляется, что происходит после предоставления заявки?

– Так как Комитет по госзакупкам образован совсем недавно, первое время работа по взаимодействию с заказчиками планируется вести через бумажный документооборот с дублированием в любом электронном формате. Однако для действительно эффективной работы нужно внедрение региональной информационной единой системы по размещению заказов, которую, я надеюсь, в ближайшем будущем Комитет приобретет, внедрит и предложит к использованию заказчикам Республики Дагестан. О возможностях данной системы, об эффективности ее использования говорит опыт других регионов, который мы собираемся заимствовать.

Что касается дальнейшей судьбы предоставленной заявки, то после ее получения уполномоченный орган осуществляет анализ предоставленных заказчиком документов и, в случае выявления в них несоответствий законодательству о контрактной системе, вносит заказчику до публикации извещения предложения об их корректировке. В случае отсутствия замечаний, объявляется закупка, проводятся торги, и тем самым, определяется поставщик по конкретному государственному заказу. Последней стадией, после подведения итогов, является опубликование актуальной редакции контракта, для того чтобы стороны сами могли его подписать.

– Еще такой вопрос: Мурад Далгатович, для отечественных производителей имеются ли какие-то преференции при закупке товаров? Особенно этот вопрос волнует местных дагестанских товаропроизводителей...

– Есть категория участников, которым законодательство предоставляет преимущества. Это учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, организации и общества инвалидов, субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Заказчики в обязательном порядке должны осуществлять закупки у перечисленных организаций и субъектов в объеме, как минимум, 15% от совокупного запланированного годового объема закупок. Исключение составляют закупки организаций, осуществляющих обеспечение госбезопасности, предприятий оборонного комплекса страны, сферы использования атомной энергии. Статус участника должен быть подтвержден документацией или ее копиями. Субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации должны декларировать свой статус непосредственно в заявке на участие в закупке.

Что касается местных производителей, то для них специальные преференции законом не предусмотрены. Но стоит отметить, что по поручению Главы республики, озвученному им на встрече с директорами предприятий и республиканскими предпринимателями и в Послании к парламенту РД, Комитетом проводится сбор информации о республиканских производителях.

Для исполнения данного поручения нами направлены в министерства, ведомства и муниципалитеты запросы о предоставлении информации по товарам, производимым в нашей республике. В последующем на основании этих сведений и проводимого мониторинга планируется создание полного каталога такой продукции. В настоящее время ведется работа по созданию интернет-ресурса, направленного на поддержку дагестанского производителя. Этими сведениями будут пользоваться заказчики РД при формировании закупок. Кроме того, Комитет готовит ряд предложений по реализации данного поручения Главы республики.

Хочу обратить внимание заказчиков Республики Дагестан на весьма важное обстоятельство. Законом о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчики должны разместить в Единой информационной системе планы-графики закупок, которые планируется проводить в 2014 и 2015 годах. Пока информационная система не введена в эксплуатацию, поэтому планы-графики должны быть размещены на официальном информационном портале госзакупок в Интернете.

Минэкономразвития Российской Федерации и Федеральным казначейством издан совместный приказ № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для предоставления информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы».

Планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. Но есть и исключения из этого правила. Так, например, в случае осуществления закупок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, осуществляется в день направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее, чем за один календарный день до даты заключения контракта.

В настоящее время не всеми заказчиками в республике исполнена данная обязанность. За нарушение сроков размещения в Единой информационной системе планов-закупок наступает ответственность, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях, поскольку размещение данной информации является обязательным в соответствии с законом.

Новости раздела