"

Муслим Гаджимагомедов: «Осталась всего одна ступенька, которую необходимо достичь»

Фото:
1587
8 минут

Ему всего 25 лет, а он уже добился невероятных высот в профессиональной карьере. Заслуженный мастер спорта России, четырёхкратный чемпион страны, чемпион Европы и мира, финалист Олимпийских игр в Токио. Муслим Гаджимагомедов рассказал о том, как мама вырастила из него чемпиона, единственном сопернике, с которым мечтает встретиться, любви к горам и лезгинке.

– Расскажите, почему решили выбрать бокс.

– Я родился в высокогорном селе Республики Дагестан. Нитилсух находится на границе Грузии и Азербайджана. В село очень трудно попасть, добираться от Махачкалы около шести часов. Не сразу решил пойти на бокс, около двух с половиной лет я занимался вольной борьбой. Как и все мои односельчане, все мои дяди и родственники, в основном, борцы вольного стиля. Изначально, кроме борьбы, в селении не было спортивных секций. Через какое-то время появилась возможность пойти на занятия по боксу. Благодаря директору ДЮСШ, который построил спортивный зал и набрал тренерский штаб. Так я начал заниматься боксом. С детства я был выше своих ровесников, и родители увидели во мне боксёра. Телосложение тоже больше подходило для бокса, чем для борьбы. Так родители отдали меня в секцию бокса. Долгое время у меня ничего не получалось, я ездил на соревнования и почти всегда проигрывал. Мои друзья, ребята из зала выигрывали чемпионаты Дагестана, первенства района. А у меня выигрывать не получалось, – смеётся Муслим.

– Что сейчас с теми ребятами?

– Мы по-прежнему с ними общаемся и очень дружно живём вместе в селе, как одна семья. Ребята стали мастерами спорта, один получил звание МСМК, некоторые ушли в тренерскую деятельность, все стали очень достойными людьми.

– Мама видела ваши бои вживую?

– Нет, мама никогда не ходила на бои, потому что живёт в горах и крайне редко приезжает в город. У родителей в селе своя работа, хозяйство и им нравится такая жизнь. Люди из сёл не очень любят городскую среду. Папа работает фельдшером в местной больнице. Были соревнования, на которые приезжал отец, но мамы не было ни разу.

– А вам какая жизнь ближе: в городе или селе?

– В старости, скорее всего, вернусь в Нитилсух, потому что там очень красиво и спокойно. Если у меня все будет хорошо, то, конечно, вернусь туда.

– В молодости лучше жить в городе?

– Да, знаете, в молодости лучше в Махачкале. Но я все равно часто приезжаю в горы, когда есть свободное время. Не могу без гор, особенно летом. К нам и туристы приезжают, хоть дорога нелёгкая. Но чем дальше, тем интереснее, как говорится. Нитилсух вообще-то называют маленькой Швейцарией.

- Родители комментируют ваши бои, что-то советуют?

– Если честно, то папа очень любит давать комментарии, – улыбается Муслим. – Иногда мама его успокаивает и говорит: «Хватит, оставь сына в покое, он только вернулся домой. Дай ему отдохнуть от бокса». А папа постоянно делает замечания, что не получилось и как можно было сделать лучше. В начале мама очень сильно контролировала меня. Когда я был маленьким, она хотела, чтобы я стал боксёром, и мечтала видеть меня по телевизору. Она часто заставляла смотреть бои Майка Тайсона, Султана Ибрагимова. Одно время я пропускал тренировки: выходил с сумкой из дома, но до зала не доходил. Мама об этом узнала и начала сама провожать меня до дверей спортивного зала. Таким способом заставляла тренироваться.

– Можно сказать, что мечту о боксе и большом спорте внушила мама?

– В юные годы дети не понимают, что их ждёт, и не все хотят тренироваться. Поэтому нужно отдавать детей в секции, чтобы они хотя бы поняли, в чем смысл спорта. Вначале у меня не было мечты, но когда вырос, сам начал понимать значимость спорта.

Мама хотела, чтобы я стал спортсменом. Ведь в школе я не очень хорошо учился, но мог стать хорошим боксёром.

– Сейчас, оглядываясь назад, хотели бы что-то поменять?

– Нет, никогда не хотел поменять бокс на другой вид спорта. Если честно, то борьба мне не очень нравилась. Там некомфортный ковёр, то мокрый, то пыльный. Мне не нравились подобные условия. Постоянно падаешь и нужно вставать, пачкаешь руки и так по кругу.

– Были ли ситуации перед выходом на ринг, когда реально становилось страшно?

– Страх уходит с практикой. В первое время мне, может, и было страшно. Но потом выход на ринг становится обычным делом, это моя работа. Нужно просто настроиться на победу, понимать и чувствовать поддержку. Ведь все родные следят за мной и проигрывать нельзя. Необходимо отдавать на ринге все, что умеешь.

– После Олимпийских игр в Токио осталась недосказанность?

– Получается, у меня осталась всего одна незавершенная ступенька, которую необходимо достичь. Всеми силами необходимо тренироваться, чтобы попасть на Олимпийские игры ещё раз и выиграть. У меня был план, и я взял всё возможное: чемпионат Европы и чемпионат мира, Европейские игры и четыре раза чемпионат России. Но, к сожалению, финал Олимпийских игр сложился не так, как я хотел. С личным тренером делаем ставку на золото в следующий раз.

– Прошёл год после Олимпийских игр в Токио. Как изменилась ваша жизнь за этот год?

– Если бы я стал олимпийским чемпионом, то жизнь бы изменилась. Серебро Олимпиады – это не золото, в этих медалях огромная разница.

– Какой у вас стиль бокса?

– Сложно сказать, потому что всегда боксирую под соперника. Смотрю, что умеет и любит делать оппонент. Запоминаю эти моменты и не даю шанса противнику исполнить его навыки. Ещё зависит от того, каким номером ты работаешь. Нужно индивидуально под каждого настраиваться и постоянно думать головой.

– Публика всегда встречает вас очень эмоционально, но вы немного отстранены от этого.

– Мне очень приятно, что публика радостно встречает. Конечно, хочется, чтобы прибавлялись болельщики и узнавали ещё больше. Ну и я чуть-чуть стесняюсь людей, когда узнают, просят сфотографироваться, поддерживают меня на турнирах.

– Поклонников точно стало больше, вы теперь национальный герой в Дагестане.

– Да, после Олимпиады многие люди меня узнают, следят за мной. Меня знали и до Токио, но сейчас популярность добавилась.

– Есть ли современные боксёры или прошлых лет, с которыми вы хотели бы встретиться на ринге?

– Я жду реванш с Хулио ла Крусом. А дальше перейду в профессиональный бокс. В категории до 90 кг не так много крутых ребят, а в супертяжёлом весе очень хорошая конкуренция. Хочу завоевать все пояса в профессионалах и перейти в супертяжёлый вес.

– Можете дать наставления молодым боксёрам?

– Чтобы не сдавались и не пропускали тренировки. Если где-то проиграли, то это не повод сдаваться. Нужно идти вперёд, тренироваться и становиться лучше. Готовиться на реванш с теми, кому проиграли. Много и усердно работать.

– Дружите с соперниками в своей весовой категории?

– Да, я со всеми хорошо общаюсь. Я всех ребят уважаю, каждый хочет добиться результата и выиграть. Мы боксируем на ринге, выступаем против друг друга, но вне ринга мы друзья, поддерживаем друг друга и помогаем.

– Были случаи, когда выходил на ринг с травмами?

– Да, на сборах перед чемпионатом мира в Германии я повредил руку. Сначала несильно, но во время турнира я окончательно её «добил». Рука опухла и сильно болела. Соперники были проходимые, поэтому с тренером решили боксировать с травмой. У меня был частичный перелом, порвано сухожилие и до конца чемпионата мира, и на следующих сборах мне приходилось боксировать с больной рукой. Я терпел боль, потому что другого варианта не было. Не мог решиться на операцию, так как не успел бы восстановиться. Вернулся в Москву, пошёл к доктору, и он сказал мне, что пора завязывать со спортом. Естественно, меня не устроил такой вариант. В Германии сделал операцию и восстановился. Ещё как-то заработал огромную гематому на лбу, одной рукой я заталкивал её, а другой боксировал. Это был чемпионат мира 2019 года, который я выиграл, и травма стоила того, чтобы завоевать золото.

– Вы хорошо танцуете лезгинку. Где научились?

– Я с детства танцую лезгинку и мне всегда нравилось. Научился на одной из свадеб, увидел, как танцуют другие и меня привлекло. Повторял и учил движения дома. В Махачкале много летних ресторанов, где можно танцевать, и я люблю туда ходить с друзьями.

– Говорят, вы любите ходить в походы в горы Дагестана.

– Очень люблю походы в горы с друзьями, в том числе и с Альбертом Батыргазиевым. В этом году поднимались в гору на лошадях. В основном нахожусь на сборах и не успеваю посетить все любимые места Дагестана. Как только появляется свободное время, сразу договариваюсь с компанией, и мы идём в горы.

Новости раздела