Руслан Магомедов: «Наша главная задача – обеспечить эффективное и рациональное использование земель Дагестана»
Зарема Уразаева
3578
11 минут
Указом Главы Дагестана в феврале текущего года Комитет по земельным и имущественным отношениям РД был вновь преобразован в министерство. В тот же день другим Указом руководителем ведомства был назначен Руслан Магомедов. В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» глава регионального Минимущества рассказал о состоянии отрасли в республике, а также поделился планами работы министерства на текущий год.
– Руслан Газимагомедович, расскажите, какие стратегические задачи сегодня стоят перед ведомством. В связи с изменившимся статусом ожидаются ли структурные изменения и перестановки внутри ведомства?
– В связи с преобразованием Комитета по земельным и имущественным отношениям в министерство, в Правительство республики для утверждения направлены новая структура аппарата и положение о министерстве. Так, вместо ранее существовавших пяти в ведомстве будут созданы восемь отделов. Считаю, что новая структура аппарата является оптимальной для обеспечения возложенных на ведомство полномочий. Особое внимание в ней уделено вопросам проверок использования госимущества, методологии и анализа, приватизации, корпоративного управления и имущества казны, по которым и созданы новые отделы.
Помимо этого, министерством определены приоритетные направления деятельности. Среди них – реализация мероприятий программы проведения земельной реформы, оптимизация количества убыточных ГУПов, акционерных обществ и сети бюджетных учреждений, направленная на сокращение бюджетных расходов. Также будет проведена серьезная работа по выявлению и приватизации неиспользуемого имущества и земельных участков для вовлечения их в хозяйственный оборот, а также реализованы меры по контролю за целевым и эффективным использованием предприятиями и государственными учреждениями закрепленного имущества.
Другими важными направлениями работы министерства является обеспечение оформления права собственности на объекты недвижимости и земельные участки, а также принятие мер по увеличению неналоговых доходов за счет вовлечения в хозяйственный оборот дополнительных объектов и земельных участков.
Отмечу, что главной задачей, которую поставил перед нами Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, является обеспечение эффективного управления государственным имуществом республики. Для этого, в первую очередь, необходимо обеспечить повышение уровня работы ведомства в соответствии с требованием законодательства. Здесь будет использован лучший опыт работы в этой сфере в других субъектах Российской Федерации. Надо отметить, что сегодня следует усилить ответственность руководителей отраслевых органов за эффективное управление закрепленного за ними имущества и земли.
– Известно, что Минимущества – один из главных администраторов неналоговых доходов республиканского бюджета. Как Вы, как человек, имеющий внушительный опыт в налоговых органах, считаете, какую необходимо провести работу, чтобы повысить эффективность сборов неналоговых доходов?
– Министерство ежегодно перечисляет в республиканский бюджет неналоговые доходы в размере 250-350 миллионов рублей от использования имущества и земельных участков. Их плательщиками являются 1700 юридических и физических лиц. Но сегодня у ведомства возникают постоянные проблемы со сбором неналоговых доходов, связанные с отсутствием автоматизации работы, из-за чего всю работу приходится проводить в ручную.
В связи с этим Минимущества совместно с Минсвязи в настоящее время проводится работа по отбору поставщика информационно-программного продукта и его приобретения. Это позволит оптимизировать численность государственных служащих.
– В своем Послании Глава Дагестана потребовал в ближайшем будущем навести порядок с ГУПами: оптимизировать их количество путем ликвидации неэффективных и акционирования успешных унитарных предприятий. Как Вы намерены реализовать данные поручения?
– Сегодня в реестре госимущества числится 59 предприятий. Их финансовое состояние, за исключением трех-четырех, характеризуется как неудовлетворительное, многие предприятия имеют признаки банкротства. Из-за отсутствия оборотных средств предприятиями не используется значительное количество объектов.
Их текущую деятельность координируют отраслевые министерства, но они недостаточно обеспечивают контроль за подведомственными предприятиями. Как результат – 5 предприятий объявлены банкротами, а по 16 проводятся ликвидационные мероприятия.
Для принятия соответствующих мер министерством в настоящее время готовятся проекты нормативных правовых документов, регламентирующие осуществление отраслевыми министерствами прав собственника имущества государственного предприятия и оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий. Данные документы определят ответственность Минимущества, отраслевого министерства и руководителя предприятия за сохранность имущества и нормальную деятельность предприятия.
Кроме того, Правительством утвержден подготовленный нашим ведомством график оптимизации количества государственных предприятий, который предусматривает принятие решений об их акционировании в 2018 году 18 государственных предприятий, ликвидации одного предприятия в текущем году и сохранение в государственной собственности Дагестана 7 предприятий, в том числе 4 казенных. Отмечу, что по 16 предприятиям ликвидационные мероприятия мы планируем завершить до конца текущего года.
– В конце прошлого года на сессии дагестанского парламента был принят Прогнозный план приватизации на текущий год. Скажите, планируется ли его корректировка с учетом сегодняшних требований. Сколько всего объектов будет приватизировано в этом году?
– На 2017 год утвержден Прогнозный план приватизации госимущества, в соответствии с которым планируем реализовать газопроводы общей протяженностью 5 тыс. 918 километров, а также 9 объектов недвижимости и 6 пакетов акций республики в уставных капиталах акционерных обществ, бывших госпредприятий.
Важно отметить, что акционирование – это одно из главных направлений разгосударствления и приватизации собственности в России. Время показало, что институт хозяйственного ведения не оправдал себя, в связи с чем как и на федеральном уровне, так и в республике взят курс на акционирование государственных предприятий. Так, в соответствии с Прогнозным планом приватизации, на текущий год акционированию подлежат 4 госпредприятия, из которых два подведомственны Минтрансэнергосвязи РД, остальные – Минтуризма РД. Вместе с тем в настоящее время министерством внесен в правительство проект решения о дополнительном включении в Прогнозный план на текущий год четырех объектов недвижимости и одного пакета акции республики в уставном капитале общества.
Кроме того, министерством проводится работа по инвентаризации объектов незавершенного строительства, построенных за счет средств государства. С учетом обсуждения этих вопросов на уровне отраслевых министерств, администраций муниципальных районов, депутатов различных уровней и общественности и по результатам инвентаризации объектов-долгостроев нашим ведомством будут подготовлены предложения о дальнейшем их эффективном использовании. Также мы рассматриваем возможность включения некоторых объектов в план приватизации госимущества на текущий год.
– Одной их важных проблем для Дагестана на сегодняшний день является завершение процесса разграничения собственности на землю. Руслан Газимагомедович, расскажите, на какой стадии в настоящее время находится данная процедура? Что, на Ваш взгляд, препятствует завершению этой работы?
– Отмечу, что процесс разграничения государственной собственности на землю ведется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
По земельным участкам, на которые у республики возникает право собственности при разграничении, министерством сегодня выполнены землеустроительные работы, а также подготовлены межевые планы. Так, по состоянию на 1 января 2017 года зарегистрировано право собственности Республики Дагестан на более чем 1 млн 802 тыс. гектаров, что составляет 98,6 процента от общей площади земель, относящихся к республиканской собственности.
Между тем в республике достаточно сложно проходят мероприятия по разграничению земель муниципальной собственности. Несмотря на то, что работы проводятся с 2008 года, по состоянию на 1 января текущего года, они еще не завершены. Всего за 2016 год муниципальными образованиями районов и поселений было зарегистрировано право муниципальной собственности на площади 129 тыс. 800 гектаров. Только в 11 муниципальных районах работы по разграничению земель муниципальной собственности полностью завершены.
Сегодня перед муниципальными образованиями поставлена задача завершить к концу текущего года работу по разграничению земель муниципальной собственности. Общая площадь, по которым осталось провести работы, составляет 433 тыс. гектаров.
– По поручению Рамазана Абдулатипова в Дагестане проводится комплекс мероприятий по реализации Программы по проведению земельной реформы. Расскажите об этом подробнее.
– Прежде всего, надо сказать, что мероприятия программы земельной реформы, которые мы сегодня проводим, нельзя сравнить с теми мероприятиями, которые проводились в рамках реформы по всей России в 90-е годы прошлого столетия. За эти годы произошли серьезные изменения, в частности, сложились новые формы собственности, разнообразные формы права на землю, была ликвидирована монополия государственной собственности на землю, реализован принцип платности землепользования и другие. Все это существенным образом изменило земельные отношения в республике, но не привело к реализации главной цели – эффективному и рациональному использованию земель.
В связи с этим распоряжением Правительства Дагестана №339-р утверждена Программа проведения земельной реформы в Республике Дагестан на 2015-2018 годы. Необходимость проведения земельных преобразований в республике также связана с масштабными изменениями в земельном законодательстве Российской Федерации. Так, в рамках реализации Программы предусмотрены мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы Дагестана в области земельных отношений.
Среди них: переоформление права пожизненного наследуемого владения на право собственности земельных участков, используемых гражданами для ведения личных подсобных хозяйств; разграничение государственной собственности на земли, подлежащие отнесению в муниципальную собственность; переоформление права постоянного бессрочного пользования на право аренды земельных участков из земель отгонного животноводства; ликвидация задолженности по арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности республики; проведение мероприятий по преобразованию и ликвидации сельскохозяйственных государственных унитарных предприятий и другое.
Надо отметить, что все мероприятия, которые прописаны в Программе, предусмотрены федеральным законодательством. Их реализация приведет к упорядочению в использовании и управлении земельными ресурсами, увеличению налогооблагаемой базы по земельному налогу в сельских поселениях. Также это позволит гражданам оформить право собственности на землю, а поселениям распоряжаться землями муниципальной собственности, что в конечном итоге приведет к достижению главной задачи – эффективному и рациональному использованию земель.
Добавлю, что повышение эффективности использования государственного имущества и земельных ресурсов республики не осуществляется само по себе и только посредством Минимущества. Эта работа строится на основе взаимодействия с отраслевыми органами исполнительной власти, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Надеюсь, что в рамках совместной работы с этими структурами мы придем к взаимопониманию, потому что реализация Программы проведения земельной реформы является приоритетной задачей, которую поставил Глава республики.
– Известно, что в планах Министерства – создание реестра имущественного и земельного комплекса. Это будет сделано для того, чтобы понимать, каким имуществом владеет республика? Что в настоящее время делается для этого?
– Да, действительно, в рамках реализации приоритетного проекта развития Дагестана «Эффективное государственное управление» региональному Минимущества поручено создать единую базу данных по республиканскому и муниципальному имуществу. Из-за отсутствия такой базы данных правительству и органам исполнительной власти региона не представлялось возможным принимать эффективные управленческие решения по имуществу и земельным участкам.
В настоящее время для создания реестра проводится работа по отбору поставщика информационно-программного продукта и его приобретению. Работу по наполнению базы данных в автоматизированную систему обеспечат Минимущества республики и администрации муниципальных районов. Обновление данных по имуществу закрепленных за учреждениями и предприятиями будет проводится автоматически, на основании представленных юридическими лицами отчетности на электронном носителе, что позволит оптимизировать численность государственных и муниципальных служащих.
– Не секрет, что в республике имеют место проблемы с долгами от передачи в аренду сельхозземель, неоднократно через суды взыскивались задолженности. Планируете ли Вы продолжить практику изъятия неэффективно используемых земель сельхозназначения, находящихся в долгосрочной аренде?
– По состоянию на начало текущего года министерством заключено 1 тыс. 482 договора аренды земельных участков. Общая площадь переданных в аренду земельных участков составляет 1 тыс. 412 тыс. гектаров. При этом общая годовая арендная плата, согласно договорам аренды земельных участков, составляет 69 млн 89 тыс. рублей.
Из общего количества договоров аренды земельных участков в прошлом году было заключено 92. Общая площадь земельных участков, переданных в аренду, составляет 35 тыс. 400 гектаров, а общая арендная плата по ним – 35 млн 278 тыс. рублей. В основном переданные в аренду участки являются землями отгонного животноводства.
Помимо этого, реализуя полномочия органов федеральной исполнительной власти, в аренду был предоставлен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, под комплексную жилую застройку (в рамках строительства жилья экономического класса) в городе Махачкале. Его общая площадь составила 30 гектаров с годовой арендной платой 35 тыс. 896 рублей.
Отмечу, что на 2016 год бюджетное назначение по перечислению в республиканский бюджет неналоговых доходов от аренды земельных участков республиканской собственности установлено в сумме 73 млн 500 тыс. рублей. В прошлом году еще до преобразования Комитетом была перечислена в республиканский бюджет арендная плата за использование земель в размере свыше 53 млн 300 тыс. рублей, что составляет 72,6 процента установленного назначения.
Сегодня по взысканию арендной платы проводится претензионно-исковая работа. Так, уже направлено более 640 уведомлений о необходимости погашения задолженности по арендной плате, а также подготовлены расчеты к исковым заявлениям для рассмотрения в Арбитражном суде РД на общую сумму задолженности 11,5 млн рублей. Работа в данном направлении продолжается и находится на особом контроле.