"

Шахсалан Мурачуева: «Свой бизнес позволяет работать и зарабатывать столько, сколько ты хочешь»

Фото:
7021
6 минут

МАХАЧКАЛА, 7 июля – РИА «Дагестан». Женское предпринимательство стремительно развивается в дагестанском обществе, но иногда слабому полу все же приходится сталкиваться с различного рода проблемами в бизнесе, которые в основном связаны с патриархальным мировоззрением многих мужчин в республике. Кто-то считает, что бизнес – это не женское дело, кому-то легче работать с мужчинами, а для кого-то это дело принципа.

Для того чтобы разобраться в том, какие сложности и преимущества несет в себе работа на себя для женщин, корреспондент РИА «Дагестан» пообщался с руководителем языкового центра Easy English Шахсалан Мурачуевой, которая ведет свой бизнес с 2014 года. Заодно мы разузнали у нее о том, какой у жителей Дагестана уровень владения английским языком.

– Расскажите, пожалуйста, в чем заключается ваша предпринимательская деятельность.

– Я являюсь руководителем языкового центра Easy English. Мы проводим языковые курсы, обучаем в первую очередь английскому языку, делаем уклон на разговорный английский, чтобы человек мог не теряться заграницей. Также мы преподаем академический английский, чтобы подготовить детей к школе, повысить успеваемость, сдать экзамены, английский для бизнеса, для поездок и так далее. Также раз в неделю мы проводим бесплатную встречу со всеми желающими в рамках разговорного клуба, чтобы повысить уровень вербальной коммуникации на английском.

Кроме того, мы преподаем в нашей школе и другие иностранные языки. На втором месте по популярности в нашей школе идет арабский язык, который преподает носитель языка из Мавритании, затем французский, испанский, немецкий, хотелось бы включить сюда и китайский, но пока спрос на него небольшой.

– Почему Вы решили открыть свой собственный бизнес, а не стать, к примеру, наемным рабочим в какой-нибудь школе?

– По окончании университета я несколько месяцев работала в другой школе, но я чувствовала, что такой труд недостаточно хорошо оценивается – ты вкладываешь в него душу и не получаешь ни финансовой, ни моральной поддержки, нет вдохновения от того, что ты делаешь. Во-вторых, там нужно было работать по их программе. У меня же было свое видение на преподавание, и мне хотелось привнести что-то свое. Потом уже возникла идея написать свою программу, я составила бизнес-план, с ним обратилась к государству за помощью, то есть на конкурс по поддержке малого предпринимательства в Дагестане. Я приняла в нем участие и выиграла.

– В Дагестане многие считают, что бизнес – это не женское занятие, что женщина должна только сидеть дома, заниматься домашним хозяйством. Возникали ли у вас проблемы, связанные именно с этим вопросом? И какие, на Ваш взгляд, существуют трудности для женщин, которые открывают собственный бизнес в Дагестане?

– В Дагестане есть такая проблема, но в моей семье ее нет, поскольку мой муж полностью и во всем меня поддерживает. Изначально он сам говорил, что мне не нужно на кого-то где-то работать, у тебя есть голова на плечах, создай что-то свое. Это он меня вдохновил и до сих пор поддерживает меня в этом. У нас изначально не было такого, что я должна сидеть дома, нельзя на работу. Здесь я сама создаю свой график, днем мои дети на учебе, я на работе, а вечер в любом случае провожу дома с семьей. Да, иногда бывает, что, к примеру, ребенок заболеет, вызывают в школу, то есть возникают такие проблемы, которые связаны с материнством, и я в первую очередь решаю эти вопросы, оставляю все свои дела, иду заниматься детьми, когда стоит выбор между работой и семьей.

В некоторых сферах у женщин есть проблемы, связанные со сложностью занятия бизнесом в Дагестане. Это также зависит от того, в какой семье, какое воспитание, какие требования у мужа, но в моей сфере деятельности от меня зависит, с кем мне работать, в основном мои преподавательницы – это женщины.

– Назовите, какие, на ваш взгляд, три преимущества владения собственным бизнесом.

– Первое, что я уже обозначила, это то, что, когда у тебя своя семья, ты можешь самостоятельно составлять свой график, определять время уроков, начало рабочего дня, его конец, то есть ты сама себе хозяин.

Во-вторых, свой бизнес позволяет работать и зарабатывать столько, сколько ты хочешь. Заработок зависит от того, сколько ты проработал. Работаешь больше – значит, и заработаешь больше, а если ты где-то сидишь и получаешь только оклад, то такого преимущества уже нет. То есть я не просиживаю свое время и у меня не бывает ни одного свободного часа. Поэтому я бы не смогла работать в школе и просиживать свое время, потому, что я привыкла выкладываться каждый час.

Третье преимущество – это конечно же финансовое преимущество. Все знают, что частные курсы более прибыльные, чем работа в школе, тем более в России.

– Правильно я вас понял, что работа частного репетитора у нас в республике пользуется спросом?

– Да, и с каждым годом этот спрос растет. В то время, когда я училась, помимо школы, практически негде было изучать английский язык. Насколько я помню, в то время языковых курсов было мало и не многие могли себе это позволить. Сейчас тоже жалуются, но, если сравнивать с 90-ми, многие родители уже способны отдавать своих детей в такие школы, и это стало более востребованным, так как у людей появилась возможность больше путешествовать или заняться международным бизнесом. И эта тенденция только возрастает, и многие хотят, чтобы их дети занимались больше английским языком.

– Как оцените уровень владения английским языком в Дагестане?

– Лучше, чем 10 лет назад, но хочется, чтобы он был еще качественнее. Недавно я проводила беседу с выпускниками школ на Родопском бульваре в Махачкале, чтобы оценить их уровень владения английским. Я практически каждому встречному задавала элементарные вопросы на английском, такие как «Как тебя зовут?», «Откуда ты?» и т.д., и из десяти детей только трое могли ответить. Это говорит о том, что школьное образование не дает возможности заговорить на английском. Школьная программа не построена так, чтобы дети потом говорили на английском. В школе объясняют все что угодно, кроме разговорной речи, то есть, из того, что по факту пригодится в жизни, дети ничего не знают. Десять лет учатся в школе, проходят всякие герундии, причастия, инфинитивы, занимаются анализами текстов, пересказывают их, но при этом не знают элементарных вещей. Хотелось бы, чтобы это пересмотрели или поменяли отношение к данному вопросу. Это уже не от меня зависит, но уровень оставляет желать лучшего.

– Какие Вы могли бы дать советы нашим читателям для того, чтобы подтянуть уровень своего английского языка? Нужно ли обязательно записываться на курсы или это можно сделать самостоятельно?

– Я учила английский самостоятельно, потому что считаю, что нужно делать то, что приносит тебе удовольствие. Допустим, я люблю музыку. Помню раньше, когда еще были кассетные магнитофоны, на них я записывала песни с радио, которые мне нравятся, затем я записывала слова русскими буквами в тетрадку и просила учительницу перевести мне текст. То есть я любила музыку и использовала это для изучения английского языка. Кто-то любит кино, кто-то любит смотреть ролики в YouTube. Таких возможностей, как сейчас, раньше просто не было, и существует миллион способов самостоятельно изучить иностранный язык. Главное – желание этим заниматься. Также у нас есть бесплатный разговорный клуб в нашей школе, куда может прийти любой желающий попрактиковаться в разговорной речи на английском.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела