В Дагестане ежегодно растет количество государственных закупок. При этом растет число нарушений, допускаемых муниципальными и республиканскими заказчиками. Наладить их работу в соответствии с законом призван комитет по государственным закупкам РД. О том, какие наиболее частые нарушения при проведении торгов допускаются в республике, в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал председатель комитета по госзакупкам РД Шамиль Сагидов.
– Шамиль Ахмедович, в прошлом году Комитет провел большое количество обучающих семинаров для государственных муниципальных заказчиков. Помогают ли подобные практические мероприятия в снижении нарушений при проведении закупок? Будет ли продолжена данная практика в текущем году?
– Да, несомненно. В связи с тем, что в Федеральный закон «О контрактной системе» постоянно вносятся изменения, данные мероприятия оказывают незаменимую помощь в повышении квалификации специалистов и снижении количества нарушений.
В рамках приоритетного проекта развития РД «Эффективное государственное управление» комитет по государственным закупкам республики планирует и в текущем году продолжить сложившуюся практику проведения бесплатных семинаров как для заказчиков, так и для производителей и поставщиков нашей республики. Всего в этом году мы планируем провести четыре республиканских семинара, столько же и в территориальных округах региона. Кроме того, в течение года мы собираемся записать и разместить на своем сайте четыре вебинара.
– На Ваш взгляд, какие нарушения чаще всего допускаются в Дагестане в сфере применения федерального закона №44?
– Самыми частыми нарушениями в республике в сфере применения закона №44 являются нарушения в части плана-графика закупок. Они выражаются в неполном или ненадлежащем заполнении планов-графиков, несоответствии положений документации.
Кроме того, регулярно выявляются нарушения в части технического описания объекта закупки: излишние, избыточные требования при описании закупаемых товаров, указание нестандартных показателей и характеристик товаров. Нередки случаи, когда документация о торгах не соответствует положениям и требованиям законодательства.
Кроме того, проводимая Комитетом систематическая работа по анализу и обобщению правоприменительной практики позволяет избегать многочисленных ошибок, по которым могут быть применены санкции УФАС Дагестана.
– В рейтинге эффективности региональных закупок, составленном Аналитическим центром при Правительстве России, Республике Дагестан присвоено 83-е место по итогам первого полугодия 2016 года. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Данный рейтинг составлен на основе расчетов ООО «Закупки 360». При этом расчет, произведенный по пяти критериям оценки, вызвал сомнения по объективности и достоверности у многих экспертов в сфере закупок в различных регионах страны.
В целях выявления проблемных вопросов контрактной системы в Дагестане, а также для оценки объективности информации в рейтинге ООО «Закупки 360», Комитетом проведен факторный анализ с применением тех же методик расчета, критериев и коэффициентов. Расчет был произведен на основании информации, выгруженной из единой информационной системы в сфере закупок. В анализ вошли данные о централизованных закупках через Комитет, закупках, проведенных заказчиками самостоятельно и закупках, проведенных муниципальными заказчиками.
Анализ показал, что если рассматривать закупки Республики Дагестан в разрезе, то получаются следующие места в общем рейтинге регионов: по централизованным закупкам через наш Комитет – 18-е место; закупкам, проведенным нецентрализованно, то есть самостоятельно – 84-е место; по муниципальным закупкам – 83-е место.
Иными словами, низкое место в итоговом рейтинге связано с низкими показателями в нецентрализованных закупках. Поскольку объем централизованных закупок не превышает 28 процентов от всех закупок республики (включая муниципальные), 18 неофициальное место по централизованным закупкам не оказало существенного влияния на итоговую позицию в рейтинге.
– Объясните, чем вызван невысокий процент централизации госзакупок в целом?
– Здесь необходимо обратить внимание на то, что объем централизованных закупок вырос на 482 миллиона рублей по сравнению с 2015 годом. Количество заключенных в централизованном порядке контрактов также выросло в 2016 году по сравнению с 2015 годом – с 2 тысяч 569 контрактов до 3 тысяч 581 контракта.
Также низкий уровень централизации связан с нарушением государственными заказчиками Порядка взаимодействия №133, установленного Постановлением Правительства Дагестана. По мониторингу за 2016 год такие закупки составляют 8 процентов.
Так, в нарушение установленного порядка централизованного осуществления закупок через Комитет заказчиками в 2016 году самостоятельно размещены 377 закупок на общую сумму 719 миллионов 700 тысяч рублей.
Нами в адрес заказчиков и их главных распорядителей бюджетных средств направлены письма об отмене таких закупок и соответствующем наказании нарушителей. Данная информация систематически доводится до Правительства республики.
Вместе с тем, в связи с изменениями, внесенными в ноябре 2016 года в этот Порядок взаимодействия, в 2017 году ожидается увеличение не менее чем на 10 процентов доли централизованных государственных закупок.
– Какую помощь оказывает Комитет производителям Республики Дагестан? И что Вы можете сказать по поводу внедрениям в регионе информационного портала «Электронный магазин»?
– В целях поддержки дагестанских поставщиков и товаропроизводителей Комитетом собрана и обработана информация по дагестанским поставщикам, заключившим контракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг с заказчиками Республики Дагестан за 2016 год.
Так, за истекший год с дагестанскими поставщиками заключено 10 тысяч 622 контракта на общую сумму 15 миллиардов 860 миллионов рублей, что составляет 90,3 процента от общей суммы заключенных государственными и муниципальными заказчиками контрактов.
В соответствии с информацией, предоставленной региональными органами исполнительной власти, в 2016 году с дагестанскими товаропроизводителями заключено 4 тысячи 583 контракта на общую сумму 331 миллион 800 тысяч рублей. Согласно информации, предоставленной органами местного самоуправления, с дагестанскими товаропроизводителями заключено 2 тысячи 919 муниципальных контрактов на общую сумму 304 миллиона 500 тысяч рублей.
Также отмечу, что в течение прошлого года Комитетом было проведено 4 круглых стола для обеспечения взаимодействия сельхозпроизводителей и субъектов промышленной деятельности с органами государственной и муниципальной власти, а также оказания им поддержки в реализации производимой ими продукции. При этом особый акцент был сделан на целесообразности проведения закупок у дагестанских товаропроизводителей при проведении закупок у единственного поставщика, а при осуществлении конкурентных закупок – на необходимости обоснования цены с учетом предложений местных товаропроизводителей в предусмотренных законом случаях.
Для увеличения объема закупок у дагестанских товаропроизводителей Комитетом также велась работа по рассылке писем в адрес всех муниципальных образований республики с рекомендациями не объединять в один лот товары, производимые в Дагестане, с товарами, производители которых находятся за пределами республики.
В 2016 году мы внедрили также «Витрину закупок», позволяющую на одном ресурсе объединить все закупки республики, заказчика или группы заказчиков, размещенные в единой информационной системе, на электронной площадке РТС-тендер.
Комитетом также внедряется информационный ресурс «Электронный магазин Республики Дагестан» для эффективного осуществления республиканскими заказчиками закупок малого объема у единственного поставщика. Использование данного механизма повысит открытость и прозрачность закупок малого объема, уровень конкуренции, в том числе за счет привлечения представителей малого и среднего бизнеса.
– А как обстоят дела с экономией бюджетных средств в республике в сфере закупок?
– За прошлый год нам удалось добиться роста экономии бюджетных средств по централизованным закупкам на 20 процентов.
К примеру, в 2016 году через Комитет заключено контрактов на сумму 6 миллиардов 300 миллионов рублей с экономией 340 миллионов, что составляет 5,1 процента от общей суммы. В то же время государственными заказчиками самостоятельно заключены контракты на сумму 13 миллиардов 300 миллионов рублей с экономией 255 миллионов – это меньше 2 процентов. Что касается муниципальных закупок, то заказчики в прошлом году заключили контракты на сумму 2 миллиарда 990 миллионов рублей. Экономия составила лишь 71 миллион рублей, или 2,3 процента. Выводы напрашиваются сами.
– Сколько участников в среднем подают заявку на одну процедуру?
– По централизованным закупкам среднее количество поданных заявок на одну процедуру закупки составило 2,25 заявки. Поскольку за 2015 год данный показатель составлял 1,9, то отмечается рост в 2016 году уровня конкуренции в централизованных закупках на 18,4 процента.
По государственным и муниципальным закупкам в целом уровень конкуренции также за прошедший год вырос. Так, среднее количество поданных заявок на одну процедуру закупки в 2015 году составляло 1,7 заявки, а за 2016 год этот показатель равен 2,05.
– Комитет по государственным закупкам часто говорит об эффективности совместных закупок. В чем заключается их преимущество?
– За 2016 год Комитетом проведено 75 совместных электронных аукционов на общую сумму 281 миллион 800 тысяч рублей, основную часть из которых составили закупки, проведенные во взаимодействии с министерством здравоохранения Республики Дагестан. Экономия по совместным закупкам составила 78 миллионов 100 тысяч рублей или в относительном выражении 27,7 процента, что почти в 6 раз превышает эффективность закупок, проводимых отдельно.
Данные факты наглядно свидетельствуют об эффективности проводимых совместных закупок по сравнению с закупками, осуществляемыми заказчиками в индивидуальном порядке.
Комитетом направлялись письма органам исполнительной власти Республики Дагестан для сбора предложений по формированию плана совместных закупок.
На основании полученных предложений был составлен и утвержден план проведения совместных закупок для государственных заказчиков по отдельным группам товаров, работ, услуг на 2016 год. Вместе с тем, несмотря на активные призывы Комитета к участию в совместных закупках, отдельные государственные заказчики уклонялись от соблюдения плана совместных закупок. Информация по таким заказчикам также представлялась в Правительство Республики Дагестан.