"

Патриотизм в Исламе

Фото:
3246
34 минуты

Ислам органично связан с многовековой историей и духовной культурой многих народов России. На протяжении более чем целого тысячелетия он играл определяющую роль в формировании уклада жизни, мировоззрения и духовных ценностей общества.

         Любовь к своему народу, отождествление себя с ним, может дать колоссальный взлёт созидательной активности во всех сферах жизни. Окрылённый национальным чувством, человек может превзойти самого себя, стать выше своих скромных возможностей и потребностей. Именно так созидались великие цивилизации. Этому неудержимому порыву энергии обязаны своим появлением и военные победы, и внутреннее укрепление держав, и стремительный рост культуры. Такие плоды даёт патриотизм в крепнущих, находящихся на подъёме народах.

         Любовь к родной земле, Отчизне – чувства, порожденные глубокой верой. В Священном Коране нет понятий «отчизна», «родина», «патриотизм», однако в Священном Коране сказано:

         وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا ۚ وَاذْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنْتُمْ أَعْدَاءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُمْ بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنْتُمْ عَلَىٰ شَفَا حُفْرَةٍ مِنَ النَّارِ فَأَنْقَذَكُمْ مِنْهَا ۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ

«Вспомните милость Аллаха. Вы когда-то были врагами друг друга, Он примирил ваши сердца, вы стали братьями по Его же милости» (сура «Аль ‘Имран, 103 аят), что означает, что все верующие – братья, близкие люди, связанные между собой духовной нитью, и нет ничего лучше этих братских отношений.

         Мусульманское сообщество – это целостное социальное и культурное явление, неограниченное никакими этническими рамками. Мусульманскую умму можно считать всемирным братством, объединяющим под одной крышей нации и народности, невзирая на племенные и расовые различия. Но это не означает, что мусульманин должен отречься от своей нации, покинуть свой народ, не любить Родину, потерять связь с национальной культурой.

Наставления Священного Корана учат относиться одинаково справедливо ко всем людям и делать добро каждому человеку: родственникам и друзьям, путникам, знакомым и незнакомым. При внимательном изучении вопроса о человеческом долге в Исламе, можно заметить, что у каждого мусульманина существуют важные обязанности – прежде всего перед родственниками и соседями. Это говорит о том, что глубокое осознание долга перед близким окружением, народом и отечеством является основой патриотических чувств  в Исламе.

         Родиной мы называем семью и очаг, землю, воздух, которым дышим; воду, которую пьем; богатую и обширную территорию; село и город, где живут друзья и сверстники, с которыми мы росли; страну, где живут наши почтенные родители, супруги и дети. Общину, у которой один язык, одна история и культура, мы называем нацией. Человек не выбирает себе национальность. Аллах создает его представителем одной из наций. Об этом в Священном Коране говорится:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

         «О люди! Без сомнения Мы породили вас от одного мужчины и от одной женщины (Адама и Евы). Мы также создали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Воистину, самые почитаемые перед Аллахом среди вас – богобоязненные. Без сомнения, Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Худжурат», 13 аят).

         Но в Исламе нет места национализму в негативном смысле, когда за счет унижения других возвышается одна нация.

         Ислам – религия, призывающая сохранять мирную жизнь и порядок. Это дает возможность каждому человеку полноценно выполнять долг мусульманина перед Аллахом и людьми. Примерный мусульманин уважает законы своей страны, желает, чтобы в ней присутствовало общественно-политическое постоянство и мир, прилагает усилия для ее экономического процветания. Он молится за тех сограждан, на чьи плечи возложена ответственность за будущее ислама, просит их благополучия
у Всевышнего Аллаха. Как-то исламский мудрец и праведник аль-Фудайль ибн ‘Ияд из числа праведных предшественников (саляф) сказал: «Если мне будет ниспослана возможность прочитать молитву, которую Аллах несомненно примет, тогда бы я помолился за нашего султана, попросив для него благополучия». Когда окружающие спросили о причине этого, он ответил: «Если я помолюсь за себя, то моя молитва не принесет никому пользы кроме меня самого. Если я помолюсь за нашего султана, и на него падет милость Аллаха, то многие нации, народы удостоятся милосердия».

         В религии нет места насилию и междоусобной войне. Разжигание вражды противоречит канонам Ислама. Ислам – религия дружбы, единства и познания. Поэтому мусульмане нашей страны должны объединиться против тех, кто использует Коран и Священную Сунну в политических целях и под разными предлогами старается разделить и противопоставить народы друг другу. Они должны призывать заблудших к единению, миру и спокойствию на истинном пути Аллаха.

         Когда посланник Всевышнего, Пророк Мухаммад (с.а.в.) в год хиджры переселялся в Медину, то, достигнув местности Хазвара, он остановил верблюда, долгим грустным взором смотрел на Мекку, где когда-то появился на свет, и затем промолвил: «Валлахи, ты самая красивая и любимая обитель на земле. Для меня не существует места лучше тебя. Если бы не тяготы судьбы, я бы ни на миг не уходил от тебя».

Как-то, посмотрев на гору Ухуд, Пророк Мухаммад (с.а.с.) произнес непростые слова:

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ طَلَعَ لَهُ أُحُدٌ فَقَالَ هَذَا جَبَلٌ يُحِبُّنَا وَنُحِبُّهُ

«Мы любим Ухуд, и Ухуд любит нас» (Бухари «Джихад», 71; Муслим «Хадж», 504). Это свидетельствует о бесконечной любви нашего Пророка (с.а.с.) к родной земле, каждой ее горе, камню…

В одном из хадисов сказано: «Два глаза не сгорят в адском пламени: одни, которые рыдали наедине, раскаиваясь в грехах, другие, которые не смыкались, защищая Родину, охраняя ее границы». Это значит, что
к бескрайним просторам нашей прекрасной Отчизны, следует относиться как к Великому Залогу и Завету предков, переданных нам, потомкам,
на хранение.

         Родина – это земля, где покоится прах предков, что возлагает особый долг на потомков. Для того чтобы любить свою Родину, человек должен хорошо знать родной язык, историю и культуру. Человек, который не ценит свой язык, национальную культуру, постепенно начинает отдаляться  от своих корней. Язык – отражение внутреннего, духовного мира человека. Мышление каждого народа отражается в его языке. Если это так, то сохранение языковой среды – один из путей сохранения нации. Ислам не запрещает какой-либо нации сохранять свой язык, проявлять уважение к нему. Важно понять: если язык формирует человеческую мысль, то история – сознание и память. История – кладезь огромной мудрости и силы. Материальное и духовное наследие великих побед и горестных поражений, поэмы о подвигах наших предков навсегда останутся в истории. Поэтому Исламская религия призывает к изучению истории, извлечению из нее полезных уроков.

          Ислам обязывает защищать, как зеницу ока, пять вещей: религию (веру), жизнь (душу), разум (интеллект, знания, рассудок), честь (совесть, потомство), имущество. Защита Родины входит в эти пять понятий. Человек, погибший, защищая эти ценности, считается умершим за святое дело. Известно, что погибшие во имя Аллаха за правое дело, в Судный день попадают в Рай. В Священном Коране сказано об этом:

وَلَا تَقُولُوا لِمَنْ يُقْتَلُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتٌ ۚ بَلْ أَحْيَاءٌ وَلَٰكِنْ لَا تَشْعُرُونَ     

         «Не называйте покойниками тех, кто погиб во имя Аллаха. Напротив, живы они, но вы не ведаете этого» (сура «Бакара», 154 аят). Поэтому, тех, кто рисковал жизнью ради защиты Родины, светлого будущего нации, мы причисляем к погибшим во имя Аллаха, и будем молиться, чтобы их души попали в рай. А тех, кто намеревался стать шахидом-смертником якобы во имя Аллаха, взорвав бомбу среди мирных людей, мы не приветствуем и осуждаем. В Священном Коране говорится:

مِنْ أَجْلِ ذَٰلِكَ كَتَبْنَا عَلَىٰ بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنَّهُ مَنْ قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِي الْأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعًا وَمَنْ أَحْيَاهَا فَكَأَنَّمَا أَحْيَا النَّاسَ جَمِيعًا ۚ وَلَقَدْ جَاءَتْهُمْ رُسُلُنَا بِالْبَيِّنَاتِ ثُمَّ إِنَّ كَثِيرًا مِنْهُمْ بَعْدَ ذَٰلِكَ فِي الْأَرْضِ لَمُسْرِفُونَ

         «Убийство одного невинного человека равносильно убийству всего человечества» (сура «Маида», 32 аят). Поэтому мусульмане всегда на стороне мирной жизни, дружного существования. В первые годы утверждения Ислама мусульмане жили в мире и согласии с соседними иудейскими и христианскими общинами. Во 2-й и 25-й статьях «Мединского соглашения» – первой конституции, которая является своего рода декларацией прав человека, для иудеев освещались вопросы свободы вероисповедания.

         В эпоху халифатов также не оказывалось никакого давления на представителей других религий, которых приютили мусульмане, напротив – их права, как правило, всегда были защищены. В связи с этим справедливость и религиозная терпимость мусульман была высоко оценена, и многие представители других культур (например, ученый иудеев ‘Абдуллах ибн Салям) приняли Ислам.

         Любовь к Родине означает любовь к народу, месту проживания, ко всем ценностям, с которыми они связаны. Да, мусульманину не дано право выбора родной земли, но он в ответе за нее. Свою судьбу он должен представлять вместе с землей, на которой родился, должен считать себя ответственным за ее развитие, духовное процветание. Существуют моменты, когда уважение к Родине переплетается с условиями веры. Наша Родина полна бесчисленных даров Аллаха. Иметь Родину означает благословение Аллахом своего раба. Поэтому любить Родину, по причине благорасположенности Аллаха, означает – умножить благодарность, усилить веру.

         Любовь к Родине – прирожденное человеческое чувство. Духовно богатый человек воспринимает это начало как милость Аллаха, и благодарит Его. Те, у кого темная душа, опустошенное сердце, не могут полностью исполнить долг любви к Родине. Чувства любви к Отчизне, уважение к народу зарождаются в семье. Пророк (с.а.с.) сказал:

عن النبي صلى الله عليه وسلم؛ أنه قال ألا كلكم راع. وكلكم مسئول عن رعيته. فالأمير الذي على الناس راع، وهو مسئول عن رعيته. والرجل راع على أهل بيته، وهو مسئول عنهم. والمرأة راعية على بيت بعلها وولده، وهي مسئولة عنهم. والعبد راع على مال سيده، وهو مسئول عنه. ألا فكلكم راع. وكلكم مسئول عن رعيته

         «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем за домом своего мужа и его детьми» (аль-Бухари, 583; Мусулим, 1829) . Если так, то глава семьи в ответе за то, чтобы дать ребенку хорошее воспитание, научить его таким ценностям, как уважение к родному народу, отечеству, религии. Ребенок, который не смог воспринять от своих родителей уважения к родной земле и дух патриотизма, в будущем не сможет стать искренним верующим и настоящим человеком.

         Любовь к родной земле означает, что нужно предпринимать усилия в ее процветании, помогать молодым в стремлении к знаниям. Поэтому в Исламе самое лучшее пожертвование делают те, кто помогает ищущим знаний. Это, несомненно, забота о будущем страны. Потому, как сказано в одном совете: «Если заботишься об одном годе, посей зерно. Заботишься
о десяти годах, посади деревья. Заботишься о сотне лет, воспитывай потомков, удели внимание их знаниям». Как отмечают крупные исследователи последних столетий: «Есть три недуга, сдерживающие развитие мусульман: невежество, междоусобица, бедность», поэтому сегодня забота образованного мусульманина о народе заключается в том, чтобы молодежь получала соответствующие эпохе знания, а также воспитывалась в духе патриотизма и мусульманских традиций.

         Возрождение мечетей и медресе при поддержке добропорядочных людей – показатель стремления к процветанию Родины. Да наделит их Аллах своей безграничной милостью!

         Пророк наш (с.а.в.), извещая о том, что за благие дела милость Аллаха непрерывна в обоих мирах, провозгласил:

وعنه قَالَ : قَالَ رسول الله — صلى الله عليه وسلم — : « إِذَا مَاتَ ابْنُ آدَمَ انْقَطَعَ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثٍ : صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ » . رواه مسلم .
الحديث : دليل على أنه ينقطع أجر كل عمل بعد الموت ، إلا هذه الثلاث فإنه يجري ثوابها بعد الموت لدوام نفعها .
الأولى : الصدقة الجارية ، كالوقف ونحوه .
الثانية : علم ينتفع به كالتعليم والتصنيف .
الثالثة : دعاء الولد الصالح

         «Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трех: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим, 1383). Поэтому труд на благо общества, совершение богоугодных дел – призвание каждого мусульманина.

         О том, что мусульманскую Умму подобные качества возвышают, отмечено в Коране:

كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ ۗ وَلَوْ آمَنَ أَهْلُ الْكِتَابِ لَكَانَ خَيْرًا لَهُمْ ۚ مِنْهُمُ الْمُؤْمِنُونَ وَأَكْثَرُهُمُ الْفَاسِقُونَ

         «Вы – лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое по шариату и разуму, запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха» (сура «Аль ‘Имран», 110 аят). Таким образом, собственный вклад в развитие общества, стремление к созиданию являются обязанностью каждого мусульманина. Это и есть самое большое благо для народа.

         Любовь к Родине должна отражаться в больших и малых поступках. Любить Родину – значит, служить народу. Служение народу – понятие очень широкое. В первую очередь, нужно быть законопослушным, подчиняться вышестоящему руководству. Это одно из необходимых условий для сохранения принципов общежития, во избежание насилия и беспорядков. Пророк (с.а.с.) в своих наставлениях говорит:

وعن أنسٍ — رضي الله عنه — قَالَ : قَالَ رسولُ الله ( : « اسْمَعُوا وأطِيعُوا ، وَإنِ استُعْمِلَ عَلَيْكُمْ عَبْدٌ حَبَشيٌّ ، كأنَّ رأْسَهُ زَبيبةٌ » . رواه البخاري .
كان أهل الجاهلية يأنفون من الدخول تحت الطاعة خصوصًا العرب ، فأخبرهم النبي ( أن ذلك واجبٌ لكل أمير ولو أنه حقير .

         «Слушайте вашего правителя и повинуйтесь ему, даже если утвердят над вами эфиопского раба, чья голова подобна изюмине». Ибо в Коране сказано:

وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ       

         «Смута – больший грех, нежели убийство человека» (сура «Бакара», 191 аят).

         Пресекать смуту и раздор в обществе – тоже обязанность мусульманина. Коран и Хадисы нам всегда предписывают это. Отказ от радикальных, неразумных действий ради спокойствия и благополучия общества – это проявление высшего принципа Веры.

         Главная особенность Ислама в предписании послушания правителю:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ ۖ        

         «О, уверовавшие! Бойтесь Аллаха и чтите Посланника его (с.а.с.), повинуйтесь обладателям права (власти) среди вас» (сура «Ниса», 59 аят). Следовательно, сохранение мира и благополучия в стране, защита духовности – долг каждого из нас. Поэтому соблюдение государственного законодательства, также как и уважение имамов в мечети – необходимое условие для торжества справедливости и гармонии в обществе. При возникновении споров в решении какого-либо житейского вопроса, надо, чтобы каждый не стремился взять верх над другим, а ставил во главу закон или обращался к местному представителю духовного управления – муфтию, имаму. Таков принцип организованности и единства мусульман нашей страны.

         Ислам также предписывает устанавливать уважительные общественные отношения с представителями других конфессий. В Коране сказано:

۞              وَلَا تُجَادِلُوا أَهْلَ الْكِتَابِ إِلَّا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِلَّا الَّذِينَ ظَلَمُوا مِنْهُمْ ۖ وَقُولُوا آمَنَّا بِالَّذِي أُنْزِلَ إِلَيْنَا وَأُنْزِلَ إِلَيْكُمْ وَإِلَٰهُنَا وَإِلَٰهُكُمْ وَاحِدٌ وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ

         «Если вступаете в полемику с представителями Писания, то ведите ее наилучшим образом» (сура «‘Анкабут», 46 аят). Значит, если наша любовь к своей Родине честна и откровенна, то мы не должны нарушать спокойную жизнь и мирный труд народа, и пресекать любые попытки для их нарушения.

         Единство, единодушие и благожелание мусульман, безусловно, дар Всевышнего. Если бы Аллах не одарил людей высокими чувствами, то люди не смогли бы объединиться не только в гражданское общество, но и не сохранили бы даже родственных отношений. И единство между людьми укрепляется многими молитвами и стараниями.

         Сегодня некоторые радикальные группы прилагают дьявольские усилия для того, чтобы ослабить единодушие и родство людей. Ссорить людей друг с другом – любимое занятие дьявола. Если родители и дети, родные братья и сестры, родственники, соседи, жители деревни и города будут утверждать настоящие ценности, здоровый образ жизни, созидательный труд, лучшие человеческие качества, укреплять в себе единство интересов и чувство патриотизма, то тогда такой стране не будет равной в мире, тогда она будет процветать.

         Любовь к Родине проявляется и в глубоком уважении к Вере предков. В священном Коране сказано:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنْ تَنْصُرُوا اللَّهَ يَنْصُرْكُمْ وَيُثَبِّتْ أَقْدَامَكُمْ       

         «Если вы поможете Вере, ниспосланной Аллахом, то и Он поможет вам» (сура «Мухаммад», 7 аят). В таком случае настало время понять, что утверждение Ислама традиционного толка (ханафитского мазхаба) в нашей стране – обязанность не только священнослужителей, но
и каждого образованного мусульманина. Следует также осознать, что на очереди необходимость оказания помощи религиозному просвещению. Однако оно должно осуществляться ради довольствия Всевышнего и с любовью к родному народу. История Ислама также говорит о том, что все добрые дела, претворенные во благо народа.

         Что означает любить Родину? Это значит, что, прежде всего, следует, как зеницу ока беречь, защищать и приумножать достояние Родины, принадлежащее народу, не транжирить его, относится к нему с радением, внимательно заботиться о доле и участи каждого человека. Это требует высокого патриотизма, глубокого знания, мира и созидательного труда во имя будущего страны.

         Вот частный случай из жизни халифа ‘Умара ибн ‘Абдуль‘азиза (р.а.). Как-то к нему пришел один человек, и халиф заменил свечу, стоящую перед ним. Когда человек спросил его об этом, он ответил: «Когда вы пришли, я занимался делами государства, теперь, когда требуется заняться собственными делами – зажег собственную свечу». Этот случай демонстрирует высокое чувство ответственности халифа ‘Умара за имущество государства.

         Каждый из сподвижников Пророка (с.а.с.) проявлял, таким образом, свою честность. И это по той причине, что они хорошо знали: за каждое совершенное деяние в этом мире, придется держать ответ в Судном дне. Страна только тогда придет к процветанию, когда станет больше мужей, которых отличает высокая ответственность за государственное имущество, для которых интересы государства и народа стоят выше личных, а честь дороже денег. Всем известно, что эти качества необходимы нам сегодня, как воздух.

         Мы должны разъяснять верующим святые ценности Ислама, укреплять единство всего народа, служить примером своими поступками. Вот в чем смысл любви и преданности Родине. И каждый человек должен стремиться выполнить все то, что ему по силам. Ибо в хадисах сказано: «Даже если тебе известно, что завтра наступит Судный день, посади дерево». В этих словах содержится неудержимое стремление принести пользу Отечеству.

         Под заботой о деяниях родной страны подразумевается и постоянное сопереживание за общество, за чистоту нашей природной и жизненной среды. Свидетельством тому служат традиционные пожелания благополучия земле и людям в напутствиях наших предков. Посланник (с.а.в.) в одном из своих хадисов сказал: «Остерегайтесь двух вещей, которые проклял Всевышний: загрязнять дороги, по которым ходят люди, и благодатные места».

         Отношение человека к своей Родине мы встречаем в Сунне Пророка (с.а.в.). Когда Пророк (с. а. с.) был вынужден покинуть Мекку, он сожалел об этом и он обратился к Всевышнему Аллаху с молитвой:

وحدثنا أبو بكر بن أبي شيبة. حدثنا عبدة عن هشام، عن أبيه، عن عائشة. قالت:

قدمنا المدينة وهي وبيئة. فاشتكى أبو بكر واشتكى بلال. فلما رأى رسول الله صلى الله عليه وسلم شكوى أصحابه قال: "اللهم! حبب إلينا المدينة كما حببت مكة أو أشد. وصححها. وبارك لنا في صاعها ومدها. وحول حماها إلى الجحفة".

وحدثنا أبو كريب. حدثنا أبو أسامة وابن أسامة وابن نمير عن هشام بن عروة، بهذا الإسناد، نحوه.

         «О Аллах! Ты дал нам любить Мекку, так даруй нам возлюбить Медину! И чтобы эта любовь была бы сильнее, чем любовь к Мекке! Прояви же благословение и милость к плодам своим! О Всевышний! Сделай прекрасной погоду Медины, а лихорадку и горячку направь на Джухфу!» (Бухари «Фадаилюль-Мадина», 12; Муслим «Хадж», 480).

         Любить ту землю, в которой родился и вырос, с которой связаны все воспоминания, к которой привык и прикипел душой, является естественным свойством человеческой натуры. Когда Посланник Аллаха (мир Ему и благословение) покидал Мекку, то говорил с горечью: «...Клянусь Аллахом!… Если бы меня не вывели отсюда, я бы не покинул тебя» (Ахмад, ат-Тирмизи и др.).

Без патриотизма нет страны, теряется смысл в ее защите, борьбы за нее. В этом и состоит выгода для радикальных течений, целью которых является создание в нашей стране, так называемого «халифата». Различные демократические перемены в стране подвигли руководство и народ к действиям, поднявшим авторитет России во всем мире.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что люди теряют связь с родной землей, забывают своих предков, а значит, не видят необходимости защищать эту землю, сохранять традиции и обычаи своих предков, родной язык. И чем больше людей понимают эту угрозу, тем сильнее и сплоченнее будет наш народ. Поэтому нельзя обо всем этом молчать и делать вид, что ничего не происходит, когда в стране, победившей фашизм, опять раздаются шовинистические призывы. Одновременно в страну проникают иные, чуждые для России идеологии, порождающие вражду между различными народами, населяющими нашу Родину.

Поэтому мусульманин должен помнить, что патриотизм – проявление веры. Любить Родину означает любить свой народ, быть благодарным ему за славную историю, любить землю, на которой человек живёт, любить все хорошее и прекрасное, что связано с ней. Мусульманин не выбирает Родину – он несёт за неё ответственность. Любовь к Родине – одна из частей веры мусульманина. Он любит Родину за то, что в ней воплощена милость Аллаха по отношению к нему самому.

         Монотеистические традиции сходятся на том, что человек произошел из земли. Из глины был создан наш общий праотец Адам, от которого произошли все народы. Наша плоть и кровь тоже состоят из элементов земной коры. Что-то очень важное связывает нас с землей, на которой мы выросли, и с годами эта связь только крепнет.

عن عائشة رضي الله عنها : أنَّ النبي — صلى الله عليه وسلم — كَانَ إِذَا اشْتَكى الإنْسَانُ الشَّيْءَ مِنْهُ ، أَوْ كَانَتْ بِهِ قَرْحَةٌ أَوْ جُرْحٌ ، قَالَ النَّبيُّ — صلى الله عليه وسلم — بِأُصْبُعِهِ هكَذا — وَوَضَعَ سُفْيَانُ بْنُ عُيَيْنَة الرَّاوي سَبَّابَتَهُ بِالأَرْضِ ثُمَّ رَفَعَها — وقال : « بِسمِ اللهِ ، تُرْبَةُ أرْضِنَا ، بِرِيقَةِ بَعْضِنَا ، يُشْفَى بِهِ سَقِيمُنَا ، بإذْنِ رَبِّنَا » . متفقٌ عَلَيْهِ .في بعض الروايات : أن النبي — صلى الله عليه وسلم — كان يبل أصبعه ويضعها أعلى لأرض ليلتزق بها التراب .وفيه : إشارة إلى أن أول خلق الإِنسان من تراب ، ثم من نطفة .

         В хадисах сообщается, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение Всевышнего, при лечении гнойников или ран говорил:

«Именем Аллаха! Почвою нашей земли! Слюной одного из нас! Это принесет исцеление нашему больному с дозволения нашего Господа!». Он смачивал рану слюной, а потом касался указательным пальцем чистой земли и прикладывал его к больному месту. Мусульманские врачи пользовались этим методом при лечении ряда тяжелых заболеваний и описывали случаи выздоровления. Они говорили, что земля вбирает в себя болезнь, которая зарождается в организме, и рекомендовали питаться и лечиться тем, что взрастила родная земля. 

         В наше время столько фальши, что ложь легко преподносится аксиомой, а неписаные истины приходится доказывать. Для одних любовь к родине выражается в фанатичной преданности шовинистической идее. Другие вообще отрицают это понятие, призывая к объединению в масштабах целой Уммы. Третьи пытаются облечь призыв времен невежества в исламские одежды. Но истина всегда посередине между двумя крайностями. Истина в том, что Всевышний Аллах объединил мусульман в единую Умму, сохранив различия между народами:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

         «О люди! Поистине, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее благочестивый» (сура 49 «Комнаты», аят 13).

         Верующий любит родной край и родную землю. Он привязан к ней и осознает свою ответственность за ее благополучие. Он ценит историю и культуру родного края, знает и любит родной язык. Он уважительно относится к различиям между народами и открыт к диалогу между культурами. Он осознает себя частью великой Уммы, объединяющей сотни народов и народностей, и никогда не предает ее интересов. К счастью, мыслящих так очень много. Но мало мыслить правильно. Нужно учить других и действовать, ибо бездействия здравомыслящих людей достаточно для того, чтобы голоса невежд раздавались громче и ближе.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела