Фундаментальный механизм хранения информации в ДНК открыл российский ученый

1 минута

МАХАЧКАЛА, 18 января — РИА «Дагестан». Ученый Максим Никитин из университета науки и технологий «Сириус» открыл новый фундаментальный механизм хранения информации в ДНК. Статья об этом открытии была опубликована в журнале Nature Chemistry.

Максим Никитин назвал свое открытие «молекулярной коммутацией». В результате информация в ДНК переносится не только через структуру двойной спирали или уникально подобранные молекулярные цепи, как считалось раньше, но и через взаимодействие коротких одноцепочечных молекул ДНК/РНК или других молекул.

Ученый надеется, что благодаря этому открытию можно будет понять природу самых разных процессов – от сложных заболеваний или старения до вопросов о происхождении и эволюции жизни на Земле. Кроме того, позволит повысить специфичность генной терапии и безопасность вакцин ДНК/РНК за счет выявления и снижения побочных реакций на лекарства во время лечения.

Для данного открытия требуется создание нового поколения программного обеспечения, способного точнее предсказывать слабоаффинное взаимодействие нуклеиновых кислот и анализировать их участие в природных процессах с учетом явного механизма. В результате это позволит значительно снизить риски побочных эффектов нежелательных мутаций в результате редактирования генома пациента и уменьшить количество неблагоприятных событий во время лечения.

Также Максим Никитин отметил, что не только нуклеиновые кислоты могут вовлекаться в молекулярное переключение, но и белки и малые молекулы могут взаимодействовать по этому принципу, однако предсказать их взаимную близость на данный момент очень сложно.

Источники