"

Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН открыл серию круглых столов

Фото:
1775
4 минуты
Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН открыл серию круглых столов, связанных с изданием Указа Президента России «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Первое заседание стало своеобразным введением в тему для обозначения приоритетных вопросов, связанных с региональным развитием, и начала подготовки рекомендаций для передачи в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Директор ИСЭИ Сергей Дохолян, открывая встречу, напомнил, что последний документ такого рода был издан в 1996 году, и с тех пор не было нормативных правовых актов, регулирующих взаимодействие федерального центра и регионов.

«Наша страна – федеративное государство, но до сих пор мы в большей степени укрепляем вертикаль власти, и оно у нас имеет в большей степени форму унитарного предприятия, чем федеративного. Указ президента в первую очередь направлен на то, чтобы повысить значимость регионов в экономическом развитии, на усовершенствование бюджетной политики и межбюджетных отношений, повысить бюджетную самостоятельность регионов и стимулировать их развитие», – отметил Дохолян.

Он привел данные, что с 2001 года общее число регионов-доноров России сократилось с 20 до 13. Общий объем дотаций регионам России на выравнивание бюджетного обеспечения в 2016 году составил 515 млрд рублей. Среди самых крупных получателей госпомощи в 2017 году – три региона СКФО. Абсолютный лидер с большим отрывом от всех Дагестан – 52 млрд рублей, затем идет Чечня – 22 млрд рублей, Ставропольский край – 17,4 млрд рублей.

«На Гайдаровских чтениях регионы-доноры поднимали вопрос о том, как у нас распределяются средства. Отмечалось, что быть донором невыгодно, так как система межбюджетных отношений выстроена так, что регионы-доноры несут большую нагрузку. Кроме того, появилось больше регионов, которые не стремятся к развитию. Их устраивает ситуация, когда их дотируют, то есть заниматься не экономическим развитием, а борьбой за дотации», – заявил Дохолян.

Помощник Главы Дагестана, доктор экономических наук Зейдула Юзбеков в своем выступлении отметил, что дотационность создает серьезную напряженность в экономико-политической жизни страны. По словам Юзбекова, Главе Дагестана удалось в условиях кризиса получить хорошие дотации для республики, но эту дотационность надо преодолевать.

«Республика с хорошими социально-экономическими, географическими, природно-климатическими условиями не должна находиться на первом месте среди дотационных регионов. Дотации в этом году запланированы на уровне 65 млрд рублей. Плановый бюджет будет подвергаться корректировке. Профицит бюджета – более 4 млрд рублей. Сделано это для того, чтобы бороться с дотационностью, снизить порог долга республики. Значительная часть долга – это бюджетный долг. В этой связи Глава республики ставит задачу по необходимости корректировать стратегию социального-экономического развития Дагестана, а также плана мероприятий», – говорит Юзбеков.

В ходе обсуждения отмечалось, что темпы роста в промышленном производстве, сельхозпроизводстве, строительстве, которые показывает республика, пока не ведут к снижению дотационности. По словам Юзбекова, разрыв уровней социально-экономического развития регионов существовал еще в Советском союзе, тогда Дагестан находился в последней тройке по уровню заработной платы и доходов населения. Преодолеть отставание, которое усиливалось в 90-е годы, не удается.

«Всякая экономика старается показать высокие показатели социально-экономического развития, но они не стыкуются, не согласуются с дотационностью, с налогами, макроэкономическими показателями, на которых базируется бюджет республики. Нужна стыковка между макроэкономическими параметрами, разрабатываемыми Минэкономразвития, и бюджетными параметрами, формирующимися Минфином региона», – заявил Юзбеков и добавил, что ИСЭИ должен работать с Минэкономразвития региона, показывать там свои расчеты, а не в СМИ.

Кроме того, продолжил Юзбеков, проблема упирается в теневую экономику: «Легализация теневой экономики – одно и основных направлений приоритетного проекта развития Дагестана “Обеление” экономики”. Это работа по повышению эффективности предприятий, учет их прибыли, анализ доли предприятий в доходной части бюджета республики. Он пока не устраивает Главу Дагестана. Его размер чуть выше 3 млрд рублей, в 90-миллиарном бюджете это мало».

Дохолян в свою очередь отметил, что потенциал республики оценивается высоко, но людям нечем заняться, не хватает рабочих мест, нет организованной рабочей миграции.

Член Общественной палаты Дагестана Шамиль Хадулаев поднял вопрос об обанкротившихся предприятиях – инвестиционных проектах. Заводы и агрокомплексы, несмотря на крупные вложения, «глохнут». Кроме того, вызывает вопросы кадровая политика.  Дохолян в этой связи напомнил, что в 2013 году формировался кадровый резерв, еще тогда Глава Дагестана отметил, что 80% его состава являются людьми, чьи родители находятся у власти. Возможно, по этой причине он не был задействован.

Следующее заседание круглого стола запланировано на апрель.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела