"

Махачкалу не нужно «пичкать» многоэтажками: Султан Хамзаев об «урбан-будущем» столицы Дагестана

Фото:
1027
5 минут

МАХАЧКАЛА, 30 сентября – РИА «Дагестан». Депутат Госдумы РФ от Республики Дагестан, Султан Хамзаев, поделился своим мнением из-за чего столица Дагестана потеряла свой культурный облик, нужны ли ей многоэтажки и как изменят Махачкалу современные интеллектуальные цифровые технологии.

– Султан Султанбиевич, Дагестан сейчас стабильно растет в показателях по всем базовым отраслям хозяйства, поток туристов в регион увеличивается, с 2020 года удалось удвоить прирост ВВП. Ощущаются ли эти изменения в жизни городов?

Для Дагестана характерна общая урбанистическая тенденция «деньги уехали в город»: у людей возникает желание и необходимость остаться в столице. С 2018 по 2020 год наша республика занимала первое место среди субъектов РФ по приросту населения, а вместе с этой цифрой рос и удельный показатель по урбанизации населения. Соответственно в 2020 году мы увидели увеличение темпов строительства нового жилья на 65%, а за последний год, когда Дагестан стал привлекательным туристическим направлением, ощутили спрос на туристическое жилье со стороны других регионов – он вырос на 35%.

– Как это изменило Махачкалу?

Сейчас в агломерации под названием Махачкала живет треть населения республики. Причем не только в центре и на прилегающих улицах, но и в соседних городских поселках без инфраструктуры. За время стихийной урбанизации Махачкала с точки зрения архитектуры потеряла свой культурный облик. Это не только наша проблема – многие города и даже страны с этим сталкивались. Вопрос в том, как именно мы будем из этой ситуации выходить. На сегодняшний день градостроительной политики в Махачкале нет, есть задача хотя бы приостановить и видоизменить по возможности все то, что строилось стихийно. Сейчас нам нужен единый концепт развития города. Например, я уверен, что Махачкалу не нужно «пичкать» многоэтажками.

– По Махачкале видно, что в ней ориентируются на туристическое развитие региона?

Сейчас в Дагестане благоприятный климат для развития туризма и для соответствующих заработков. Например, в Москве среднестатистический дагестанец может заработать в среднем 75 тысяч рублей в месяц, а у себя дома в сфере туризма – 300 тысяч. Честно и вблизи дома.

Мы умудрились в прекрасном крае, возле моря с хорошими видами, создать проблемы мегаполиса, не являясь мегаполисом. Я считаю, что город на время должен перестать расширяться, пересмотреть свои проблемы, чтобы поэтапно их решить. Власти Республики системно решают что делать с многочисленными серыми зонами города, которые лучше всего представлены в виде каньонов из незаконно построенных домов на берегу моря. Кого-то этот «золотой телец» свел с ума, появилась цель делать бизнес любой ценой. Так у нас выросли в городе так называемые «каньоны» на береговой линии, которые построены близко друг к другу.

– Есть среди них «проблемы номер один»?

Первым делом важно вернуть все «прихватизированные» когда-то жилищно-коммунальные компании в собственность государства и дальше развивать дороги, канализацию, повышать качество услуг, внедрять цифровизацию. Сейчас люди в Дагестане, как законопослушные граждане, платят по ЖКХ без каких-либо гарантий и надежд на развитие коммунальной инфраструктуры. А это логично связанные между собой вещи, это должно так работать – ты платишь по счетам, и качество услуг со временем повышается.

– В Махачкале уже несколько лет реализуется программа развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Вы видите результат? Как оцениваете состояние дорог в столице региона?

Пока что на стабильную «тройку». Качество дорожного полотна в городе оставляет желать лучшего, качество общественного транспорта и уровень комфорта для пассажиров – тоже. У Махачкалы есть потенциал к разгрузке трафика. Если мы хотим разгрузить дворы, нам надо делать парковки, отдельные парковочные пространства и требовать этого от застройщиков. Если мы хотим разгрузить дороги, нам надо предоставить комфортный общественный транспорт.

– Это уже звучит как часть процесса цифровизации. Махачкала в нем достаточно активно участвует, на ваш взгляд?

Цифровизация – это обязательная задача для региона. Вот мы разговариваем с вами в Москве, и я могу в любой момент за 30 секунд заказать такси и расплатиться, не прикасаясь к деньгам – все благодаря цифровизации. Это создает максимальный комфорт, и его должны чувствовать жители Махачкалы на всех уровнях. Но для начала нужно наладить жизнь граждан в офлайн пространстве, чтобы все новомодные истории не раздражали людей. Ехать по разбитой или плохо отремонтированной дороге и получать штрафы за разметку с камер – это недопустимо. Сначала работа над инфраструктурой, а потом всевозможное цифровое развитие.

Интеллектуальная транспортная система должна иметь широкий охват и работать комплексно по всему городу. Если взять для примера ту же ИТС и ее внедрение в Махачкале, то я считаю, 300 млн на развитие этого проекта недостаточно. Нужны многомиллиардные вложения, особенно если мы хотим достичь показателей по безопасности и снижению аварийности.

– Стоит ли Махачкале ожидать федеральной помощи в развитии в ближайшее время?

Довольно большое внимание к Махачкале привлекла в ходе своего визита в Дагестан глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее словам, правительство понимает важность республики в современных геополитических условиях и готово перенаправить на Дагестан ряд логистических внешнеторговых маршрутов: вспомним, что мы были «Золотыми воротами» и частью Великого шелкового пути. Уже проанонсировано строительство нового терминала и расширение взлетно-посадочной полосы международного аэропорта в Махачкале, а также расширение портовой инфраструктуры города. Эти меры позволят развить дорожно-транспортную сеть и подготовиться к реализации крупных инфраструктурных проектов.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела