"

Малакурбан Рамазанов: «Самым страшным было терять товарищей»

Фото:
25666
4 минуты
МАХАЧКАЛА, 5 февраля – РИА «Дагестан». 15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Дата установлена в честь воинов-интернационалистов, которые выполняли свой боевой долг за пределами границ своей страны. 30 лет назад последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана.

О своем опыте участия в Афганской войне корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал Малакурбан Рамазанов.

– Как Вы оказались на службе в Афганистане?

– Я не знал, что попаду в Афганистан. Был призван в армию в 1979 году, почти сразу, как в Афганистан ввели ограниченный контингент советских войск. Попал в учебку города Шадринска на Урале. После был направлен для спецподготовки и обучения в Свердловск. Через 2 недели наш взвод отправили с эшелоном тяжелой боевой техники в Кушку. Мы ехали туда тихим ходом 2 недели. По прибытии нам сообщили, что отправляют в Афганистан помочь дружественному народу.

– Что Вы чувствовали, когда впервые пересекли границу СССР и Афганистана?

– Чувствовал тревогу. Сразу вспомнился дом. Я подумал: «Куда я попал?» Для меня все здесь было необычным: сильная изнуряющая жара 50-60 градусов, хоть я и привычен к каспийскому летнему зною. Едва ступив на афганскую землю с трапа вертолета, мои ноги по щиколотку ушли в раскаленную вязкую пыль Кандагара. Афганистан – это другой мир, где идет война. Там другой менталитет, другая культура.

Как и все десантники штурмового батальона, я ходил в наряды, участвовал в отдельных боеконтактах и крупномасштабных боевых операциях. Был назначен помощником командира взвода.

– Какие навыки Вам пригодились на службе?

– Хорошая физическая спортивная подготовка. Меня, как и многих других новобранцев из разных воинских частей и республик СССР, физически и морально более крепких, отобрали и сформировали взвод из 16 солдат, где мы прошли жесткую подготовку для службы в десантно-штурмовом батальоне.

– Что было самым страшным там, в Афганистане?

– Самым страшным было терять товарищей. Был у меня боевой товарищ. Мы с ним стали друзьями с первых дней службы в учебке. Мы прошли с ним всю службу, а погиб он за месяц до демобилизации. Очень тяжело переживал его смерть.

– Какие взаимоотношения были между солдатами в армии в те годы?

– Радость одного из наших товарищей была радостью для всего взвода, а печальные новости становились горем каждого из нас. Мы жили дружной большой семьей, как родные братья. Ни о какой дедовщине или межнациональной розни у нас не было даже понятия в те годы, несмотря на тяжелые и опасные условия службы. Были дни, когда мы ели только сухари и экономили воду, каждая капля которой в пустынной горной местности была на счету.

– Могли бы вы тогда отказаться от службы в Афганистане?

– Нет. Не мог. Служба в армии была и, надеюсь, остается почетной обязанностью каждого гражданина. Тогда стыдно было не служить. А где служить? Там, где прикажет Родина.

– А какое событие было самым приятным во время службы?

– Самым приятным и запоминающимся событием для меня стало награждение за отличную боевую службу отпуском домой. Затем я был демобилизован в октябре 1981 года, через 22 месяца службы в Афганистане.

– Как сложилась жизнь после службы?

– Приехал домой, женился: у меня дочь и два сына. Сразу устроился на завод им. Гаджиева. Как участнику афганских событий дали квартиру в Махачкале, сам бы я на нее и сейчас не заработал. До середины 80-х все было стабильно, но грянула перестройка и я, потеряв работу, уехал в Сибирь на заработки. Вернулся в 90-х в Махачкалу, начал свой бизнес. Но тогда поддержки бизнесменам от государства не было, давили со всех сторон разные структуры. Дохода едва хватало на очень скромную жизнь.

– Что бы вы пожелали современной молодежи?

– Слушать родителей. Их советы никогда не повредят. Стремиться к получению знаний, вести здоровый образ жизни, воспитывать в себе силу воли и крепко любить свою землю, быть всегда готовым встать на ее защиту.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела