"

С пожеланием скорейшей победы: открытки к Новому году с фронта

Фото: © Из коллекции Музея современной истории России
1410
3 минуты

Среди 50 тысяч открыток, хранящихся в фондах Музея современной истории России, особое место занимает собрание новогодних почтовых карточек периода Великой Отечественной войны. В то непростое время они не просто передавали слова и чувства людей, но и наряду с плакатами были важнейшим средством художественной пропаганды.

Новый год в Советском Союзе не переставали отмечать даже в период Великой Отечественной войны. Каждый декабрь защитники родины и те, кто ждал их дома, готовились к встрече праздника. Он был символом мирной жизни, к которой мечтали вернуться как можно скорее, и внушал надежду на то, что в новом году война закончится и враг будет разбит.

Но пусть о полноценных новогодних гуляниях ни на передовой, ни в тылу не могло быть и речи, дату использовали как повод для поднятия боевого духа. Люди поздравляли друг друга в письмах, писали стихи, старались украсить елку и, конечно же, присылали подарки.

И так же, как и в мирное время, отправляли друг другу новогодние открытки с неизменным пожеланием долгожданной победы и скорейшего возвращения домой к своим семьям.

Эту надежду люди не теряли и в самом начале войны, несмотря на все тяготы и неудачи на фронте. Ведь если 31 декабря 1940 года Москва была наполнена весельем и радостью: в городе шли детские утренники, скромные семейные посиделки и маскарады в клубах, а почтальоны разносили красочные новогодние открытки – с алыми звездами над Кремлем, веселыми пионерами и красноармейцами на коньках, то новый, 1942 год встречали в «белоснежных полях под Москвой».

Поэтому в один из самых тяжелых периодов – в самый разгар битвы под Москвой в октябре – ноябре 1941 года издательство «Искусство» выпустило новогодние поздравительные почтовые карточки тиражом 300 000 экземпляров.

Это были необычные открытки. В них традиционная новогодняя тематика сочеталась с «боевым» иллюстративным рядом, а ведущие карикатуристы обличали и высмеивали врага. Среди изображений можно встретить репродукции фронтовой живописи, графики, плакаты крупнейших советских художников, посвященные подвигам советских солдат, партизан и тружеников тыла, и Деда Мороза, изгоняющего фашистов.

По письмам на обратной стороне карточек можно представить, как проходило празднование Нового года на передовой. Вот так, например, описывал свой праздник майор Никандр Раздобрев, погибший полгода спустя, летом 1942 года:

«Новый год – 1942 год – мы встречали так, как никто никогда не встречал и, по всей вероятности, не будет встречать. Ровно в 24.00 фашистам в виде новогодних подарков полетели тысячи снарядов, мин и целый дождь пулеметных очередей. в общем, подарки мы им послали на славу. будут, сволочи, помнить долго».

Как правило, вместе с открытками с теплыми словами родных и близких до бойцов и командиров доходили частицы домашнего тепла и уюта – подарки, присланные из тыла и имевшие немалое значение для создания праздничного настроения.

Индивидуальная фронтовая посылка обычно состояла из следующего набора: табак – 100 г, папиросы – 2 пачки; спички – 2 коробки; кисет – 1 штука, трубка – 1 штука, писчая бумага – 5 листов, колбаса – 400 г, печенье – 250 г, конфеты – 200 г, носки – 1 пара. Известно также, что 1 января выдавали 100 граммов водки.

В тылу, если была возможность, люди старались отпраздновать Новый год как в мирное время: увидеться с друзьями, организовать небольшой стол, нарядить елку пусть даже самыми простыми игрушками из подручных средств. И загадать самое заветное желание.
Источники
РИА Новости

Новости раздела