"

Туризм в Дагестане: отрасль достаточно повзрослела для того, чтобы на нее обратили внимание региональные власти

Фото:
2597
3 минуты
МАХАЧКАЛА, 25 июля – РИА «Дагестан». Туристическая отрасль Дагестана в период COVIDа, с введением ограничений на выезд соотечественников за рубеж, обрела новый импульс развития. Казалось бы, Министерство туризма РД не должно сходить с новостных лент своими инициативами, решениями, взаимодействием с представителями турбизнеса республики.

Представители туристического бизнеса и сферы обслуживания самостоятельно стараются сформулировать и решить вопросы современного состояния отрасли. «Мы, когда возим туристов по Дагестану, так или иначе советуем рестораны, в которых они могут пообедать, поужинать, важно, чтобы был должный уровень обслуживания. Туристам очень нравится разнообразие и качество приготовления наших блюд, но обслуживание не всегда отвечает необходимым стандартам. Это может быть один грубый официант, но он может испортить все впечатление, а тень ложится сразу и на ресторан, и на тех, кто посоветовал эту точку общепита, и на посещение региона в целом, – приводит один из проблемных вопросов Рамазан Адилаев, гид туркомпании “Этнотревел”, – Нужно повышать сервис. И это в Махачкале, а что говорить о районах, о селах?».

Притчей во языцех стала ситуация вокруг обустроенности туристических маршрутов туалетами. Но это не единственное, что должно быть в туристической инфраструктуре Дагестана: санитарные зоны, дороги, удобные подъезды к обустроенным смотровым площадкам, система сбора и утилизации мусора. Сейчас проезд до Сулакского каньона настолько необустроен, что комфортный микроавтобус, который заказывают туристы, ценой в 2,5–3 млн рублей изнашивается по дорогам, ведущим к туристической жемчужине Дагестана, уже за полгода. Да и самим туристам по таким дорогам трястись нелегко.

Это серьезная проблема, включиться в которую обязательно должна республика. Будет ли это региональная программа или ГЧП, но частный дагестанский бизнес не сможет и не должен в одиночку решать такой сложный, широкий инфраструктурный вопрос.

 «Отправьте меня на учебу. Вложите в меня. Но, не вкладывая в нас, как вы хотите получить отдачу?» – зависает в воздухе вопрос отраслевиком региональным властям. 

Туризм – это не только коммерческая составляющая, это и имиджевая составляющая. Образ региона формируется через поведение дагестанцев за его пределами и за впечатление представителей других регионов в путешествиях, работе, отдыхе в Дагестане. Туризму здесь отведена важнейшая роль, потому что посмотреть на национальный колорит региона едут все, вне зависимости от финансового положения. Что делают гиды? Они показывают республику с лучшей ее стороны, показывают ее гостеприимство, людей, природу, достопримечательности. И вопросы «Почему здесь грязно? Почему намусорено? Туалетов нет?» задают тоже гидам, представителям туристического бизнеса, общепита. С этими вопросами каждый день сталкиваются не чиновники, но представители турбизнеса, им приходится краснеть за республику.

Горячих вопросов в отрасли много – вопросы финансирования отраслевых проектов, вопросы налоговых отчислений, организация инфраструктуры. Порой даже имея желание и возможности, частный предприниматель не может поставить туалет на пути популярного туристического маршрута, потому что земля неизвестно чья, и сегодняшняя инициатива завтра может обернуться серьезными проблемами.

Республиканские предприниматели ищут выход, кроме обращения к властям стараются сорганизовываться сами, объединяясь в отраслевые союзы, налаживая взаимодействия со смежными бизнесами. Так инициативой национальной Ассоциации гостеприимства Северного Кавказа стало создание отраслевого дисконтного клуба, который был бы и гранатом качества оказываемых услуг, и возможностью некоторого облегчения расходов для участников отраслевого бизнеса. Взаимовыручка – это особая черта национального бизнеса.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела