"

Реализацию «майских» указов Президента страны в сфере образования Дагестана обсудили на заседании Правительства республики

Фото:
2937
11 минут
Реализацию «майских» указов Президента страны Владимира Путина в сфере образования республики обсудили сегодня на заседании Правительства Дагестана под председательством премьер-министра Абдусамада Гамидова.

С основным докладом по обсуждаемому вопросу выступил министр образования и науки республики Шахабас Шахов. Он отметил, что одним из основных приоритетов государственной политики в стране является обеспечение доступности дошкольного образования. «В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года, к 2016 году необходимо обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Кроме того, необходимо создать систему раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет, как особое направление развития системы дошкольного образования.

В настоящее время система дошкольного образования Республики Дагестан насчитывает 765 учреждений с охватом более 84 тысяч детей. Для сравнения, в начале 2013 года количество детских садов составляло 697 с охватом более 65 тысяч детей. Общая численность детей до 7 лет в Дагестане ежегодно растет и сегодня составляет 347 тысяч. Охват дошкольным образованием от общей численности детей соответствующего возраста равен 24,3%. Это говорит о том, что ежегодно порядка 35 тысяч детей поступают в первый класс, не получив необходимый уровень дошкольного образования. При этом доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет из численности детей, состоящих в очереди, составляет 74,4%», – сообщил министр.

Глава Минобрнауки Дагестана напомнил, что с 2013 года в республике принята Дорожная карта по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации, в рамках которой реализуется программа модернизации региональной системы дошкольного образования. «На реализацию дорожной карты из федерального бюджета привлечено более 3 млрд рублей, еще порядка 900 млн выделено из республиканского. Это позволило ввести 38 новых дошкольных образовательных учреждений на 5 тысяч 625 мест. Еще 11 объектов на 1 тысячу 136 мест будут введены до конца 2015 года. Порядка 10 тысяч мест введено без привлечения средств федерального бюджета, в том числе 1 тысяча 440 мест – самими муниципальными образованиями, 7 тысяч 490 – за счет расширения и уплотнения имеющихся детских садов, 1 тысяча 313 мест – за счет развития негосударственного сектора.

Анализируя данные цифры, мы полагаем, что темпы ввода дополнительных мест за счет средств федерального бюджета были достаточно неэффективными. Средняя стоимость строительства одного места составляет 690 тысяч рублей, а по разным районам она варьируется от 400 тысяч до 1 млн 295 тысяч рублей. При этом самый дорогой детский сад в Чародинском районе загружен только на 66%, в Тляратинском – на 59%, в Дахадаевском – на 63%. То есть порядка 200 вновь введенных мест в ДОУ не используются, и это при таком дефиците мест в республике в целом.

Вместе с тем, почти вдвое перегружены детские сады в Махачкале, Хасавюрте, Кизляре, Хасавюртовском и Новолакском районах. В Каспийске, где в последние годы идет крупное строительство нескольких десятков жилых кварталов, не предусмотрено строительство ни одного образовательного объекта и никак не завершится строительство детского сада, начатое в 2013 году за счет бюджетного кредита», – отметил Шахов.

Продолжая анализ стоимости строительства детских садов, министр образования и науки республики привел пример: в Хунзахском районе за счет средств частного инвестора построено и введено в эксплуатацию 2 детских сада в селах Шотода и Обода на 40 и 120 место соответственно. Фактическая стоимость строительства одного места составила 250 тысяч рублей. Таким образом, средства на создание мест в детских садах за счет федеральных программ, частных инвесторов и муниципальных бюджетов существенно различается, что говорит о неэффективности планирования ввода ДОУ.

«Если мы будем продолжать по этой схеме, то для 100% охвата детей нам необходимо более 20 млрд рублей. И обеспечение доступности дошкольного образования будет долгосрочной задачей. Мы не раз говорили о более эффективном использовании средств за счет малозатратных схем. Отдельный пример есть в Новолакском районе, где в прошлом году за счет реконструкции введен детский сад на 130 мест. В текущем году в Хивском районе уже введен и функционирует детский сад на 100 мест. В обоих случаях стоимость создания одного места составила около 250 тысяч рублей. С прошлого года нами предлагалось реконструировать под детские сады неиспользованные здания учреждений профобразования в Дербенте, Хасавюрте, Кизляре и Буйнакске, в которых можно создать полноценные ДОУ. Соответствующие расчеты были представлены в Минэкономразвития республики. В условиях экономного бюджета республики нам представлялось, что данные предложения являются экономически эффективными. Я еще раз предлагаю рассмотреть наши предложения по данным вопросам, хотя рассчитывать на федеральные средства в следующем году будет очень сложно», – обратился Шахов к председателю Правительства республики.

Кроме того, проведенный анализ обеспеченности дошкольным образованием в разрезе муниципальных образований, по словам министра, позволил выявить наиболее остро нуждающиеся в создании детских садов территории. В 15 муниципальных образованиях в очереди на зачисление состоит более 25 тысяч детей, что составляет 83% от общей потребности по республике.

Коснулся Шахов и вопросов недостаточной работы со стороны администраций муниципальных образований в части организации функционирования вновь вводимых объектов дошкольного образования. Так, из 38 детских садов, введенных за 2 последних года, до сих пор не функционируют и не имеют лицензии на ведение образовательной деятельности 4 учреждения: два – в Буйнакском районе, по одному – в Магарамкентском районе и Хасавюрте. Все они переданы в муниципальную собственность. Помимо них, еще 4 учреждения функционируют, не имея лицензии на право осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования: три – в Махачкале, одно – в Рутульском районе.

«В текущем году на 445 млн рублей, выделенных республике из федерального бюджета, принято решение о строительстве 11 объектов на 1 тысячу 136 мест, которые будут введены до конца года. Вызывает озабоченность тот факт, что по состоянию на 29 сентября 2015 года только 49,7% средств федерального бюджета направлены на финансирование строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений в соответствии с утвержденными объемами. Это ставит под угрозу выполнение обязательств, взятых на себя республикой по соглашению между Минобрнауки России и Правительством Дагестана в части ввода в эксплуатацию 11 дошкольных образовательных учреждений, и достижение целевых индикаторов. Эта проблема у нас ежегодно повторяется, что вызывает большие претензии у Минобрнауки России», – заявил глава Минобрнауки республики.

Говоря о развитии негосударственного сектора, Шахов сообщил, что за последние годы в республике введено 11 негосударственных детских садов с охватом 1 тыс. 313 детей. Доля детей, охваченных дошкольным образованием в негосударственных учреждениях, составляет 2,8%, при этом в среднем по России данный показатель составляет 1,1%.

По мнению министра, необходимо максимально использовать ресурс государственно-частного партнерства. «Нами внесены в Минэкономики и Минпромторгинвест Дагестана предложения в части безвозмездного предоставления частному сектору земельных участков для строительства социальных объектов, а также обязать соответствующие структуры при выдаче разрешения на строительство жилых кварталов предусматривать создание школ и детских садов. Просим поддержать данную инициативу и рассмотреть возможность законодательно закрепить указанные вопросы», – сказал Шахов.

Касательно исполнения указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Шахов отметил, что определены целевые показатели по обеспечению средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений. По итогам I полугодия достигнуты целевые показатели по двум категориям педагогических работников: общего образования, где средний размер заработной платы составил 19 тысяч 823,6 рублей или 106,3% и среднего профессионального образования, где средний размер заработной платы составил 18 тысяч 474 рубля или 110% от целевого показателя.

«Несмотря на то, что в сравнении с I кварталом 2015 года увеличилась средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений (I квартал – 12 тысяч 993 рублей, первое полугодие – 13 тысяч 317,6 рублей) и педагогических работников дополнительного образования (I квартал – 15 тысяч 39 рублей, первое полугодие – 16 тысяч 484 рубля), темпы роста заработной платы не позволяют достичь желаемых результатов.  На 5% не достигнуты целевые показатели по педагогическим работникам учреждений дополнительного образования и крайне сложная ситуация с заработной платой работников дошкольных образовательных организаций, где отклонение от целевых показателей составляет свыше 20%», – отметил министр.

Шахов подчеркнул, что если по педработникам дополнительного образования по итогам года республика еще сможет достичь целевых показателей, то в дошкольном образовании без повышения должностных окладов педагогических работников и объема стимулирующих выплат не удастся существенно повысить размер средней заработной платы. Соответствующий проект постановления Правительства Дагестана был внесен Минобрнауки региона на согласование еще в первом квартале, но в августе были получены замечания от Минфина Дагестана. По словам министра, необходимо принять данный нормативный правовой акт и при этом предусмотреть перерасчет заработной платы педагогических работников с 1 сентября текущего года.

«Проведенный нами анализ показал, что объем недостающих средств на достижение уровня средней заработной платы по детским садам за первое полугодие составил 151 млн рублей. По всем категориям педагогических работников объем недостающих средств составил 376 млн рублей. А возможный объем средств к оптимизации за тот же период составляет 470 млн рублей. В рамках проведения мероприятий по оптимизации численности работников образовательных организаций совместно с Минфином Дагестана с начала года проводится работа в данном направлении. Анализ проведен в разрезе каждого образовательного учреждения с указанием подробных расчетов по возможной оптимизации неэффективных штатных единиц. Вся эта информация доведена до муниципальных образований.

Динамика роста заработной платы в течение года свидетельствуют о том, что без дополнительных средств за счет оптимизации нам удалось обеспечить повышение заработной платы педагогических работников, особенно в общем образовании, где в предыдущие два года мы не достигали установленных "майскими" указами значений.
Среди всех муниципальных образований только 2 муниципальных образования достигли показателей по всем трем категориям педагогических работников – это Кизлярский и Цумадинский районы.

Наименее благоприятная обстановка с достижением целевых показателей по заработной плате, где не достигнуты показатели ни по одной категории, в следующих муниципальных образованиях: Ахтынский, Бабаюртовский, Докузпаринский, Кайтагский, Кумторкалинский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Хасавюртовский, Хунзахский районы, города Дербент, Кизляр, Кизилюрт, Дагестанские Огни и Южно-Сухокумск», – сообщил министр.

Вместе с тем, отмечена положительная динамика в городах Каспийск, Избербаш, Хасавюрт и Махачкала, которым в предыдущие периоды не удавалось достичь необходимого уровня средней заработной платы педработников общего образования, а по итогам 1 полугодия целевые показатели перевыполнены более чем на 10%.

Завершая свое выступление, Шахов еще раз обратился к руководству республики с просьбой ускорить утверждение проекта постановления Правительства Дагестана, предложенного министерством образования и науки региона и предусматривающего увеличение заработной платы педагогических работников, в том числе за счет увеличения должностных окладов.

«Последнее существенное повышение должностных окладов педагогических работников было проведено в марте 2013 года. Увеличение фонда оплаты труда за счет стимулирующих выплат вызывает на местах проблемы с их распределением. Зачастую в разных районах и городах не выдерживается необходимый фонд стимулирующих выплат и часть средств, предусмотренных на повышение оплаты труда, направляются на погашение задолженности, образовавшейся за счет неэффективного содержания сверхлимитных штатных единиц.

Также считаю необходимым, как и в прошлом году, организовать совместное совещание с главами муниципальных образований под руководством первого заместителя председателя Правительства республики Анатолия Карибова с приглашением руководства Минфина и Минтруда Дагестана», – заключил Шахабас Шахов.

Комментируя выступление министра по поводу заработной платы педработников, председатель Правительства республики высказал критическое замечание в адрес ответственных руководителей: «Нет четкой и целенаправленной работы с главами муниципальных районов и городских округов. Если на местах правильно организовать работу, то никаких проблем с заработной платой не должно быть. Возможный объем высвобожденных в результате оптимизации неэффективных расходов средств составляет порядка 470 млн рублей. Их нужно направить на повышение оплаты труда вышеупомянутых категорий работников».

Шахабас Шахов подтвердил, что никаких проблем с заработной платой педагогических работников в муниципальных образованиях не будет, если работа будет организована правильно и количество штатных единиц будет приведено в соответствие.

«Мы второй год занимаемся вопросами оптимизации численности педработников, какие-то результаты уже есть, но не те, которых мы планировали достигнуть. Если глава муниципального образования не справляется с этими вопросами, предлагаю оформить бумаги с предложением Главе Дагестана освободить их от занимаемых должностей за невыполнение указов Президента страны», – отметил председатель Правительства республики.

Детально обсудили на заседании вопрос отсутствия лицензий на осуществление образовательной деятельности у новых детских садов в муниципальных образованиях республики. «В данном случае руководители безответственно отнеслись к исполнению своих служебных обязанностей и по ним нужно принять строгие меры», – заявил Абдусамад Гамидов. Представители каждого муниципального образования, в котором есть подобные факты: и.о. главы администрации Махачкалы Муса Мусаев, города Хасавюрт Арслан Арсланов, глава МО «Магарамкентский район» Фарид Ахмедов, главы администрации МО «Рутульский район» Магомед Магарамов, «Буйнакский район» Малик Маликов – подробно отчитались перед премьер-министром по поводу проблем, препятствующих получению лицензии.

Участниками совещания были обсуждены меры и по вводу дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях Махачкалы, ведь именно в столице Дагестана наиболее остро стоят эти вопросы. Были озвучены такие варианты решения, как формирование групп кратковременного пребывания, а также развитие негосударственного сектора.

Заслушав информацию, председатель Правительства озвучил указание в кратчайшие сроки устранить имеющиеся недостатки, обеспечив регистрацию прав муниципальной собственности на введенные объекты в муниципальных образованиях «Буйнакский район», «Магарамкентский район» и «город Хасавюрт», а также получить лицензии на осуществление образовательной деятельности в учреждениях Махачкалы и Рутульского района.

Завершая обсуждение, Гамидов поручил усилить проект постановления по этому вопросу, указав жесткие сроки исполнения поручений. «Указы Президента Российской Федерации должны быть реализованы качественно и в сроки», – заключил премьер.

В обсуждении приняли участие первый заместитель председателя Правительства Дагестана Анатолий Карибов, вице-премьеры Рамазан Джафаров, Гасан Идрисов, Магомед Исаев, председатель Комитета Народного Собрания республики по образованию, науке и культуре Абдухалим Мачаев, руководители министерств и ведомств республики, муниципальных образований районов и городов.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела