"

Парламент Дагестана утвердил бюджет республики на 2014 год

Фото:
6479
13 минут
Депутаты дагестанского парламента утвердили на тридцать первой сессии Народного Собрания Республики Дагестан пятого созыва бюджет на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Ко второму чтению проект бюджета претерпел значительные изменения. Изменились основные характеристики бюджета, были учтены предложения Счетной палаты, отдельных Комитетов НС РД.

Общий объем доходов увеличился на 4 млрд 700 млн рублей и составил в целом доходную часть бюджета – 82 млрд 674, 2 млн рублей. Соответственно, доходы против первого чтения увеличились на 2 млрд рублей, расходы увеличились на 6 млрд 300 млн рублей против первого чтения 3 млрд 539 млн рублей. Дефицит бюджета вырос на 1 млрд 600 млн рублей и составил 4 млрд 44 млн рублей.

Прежде чем приступить к работе очередной сессии председатель Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов проинформировал депутатов о трагедии, произошедшей накануне в Москве.

«Вчера произошла автомобильная катастрофа, в которой на 62-м году жизни погиб наш друг, товарищ Гаджи Нухиевич Махачев. Человек, который в республике обозначил себя как политик, общественный деятель, как человек, который старался сделать много хорошего и полезного», – сказал спикер парламента Хизри Шихсаидов и предложил почтить память о Махачеве минутой молчания.

Затем, отметив наличие кворума, парламентарии приступили к началу  работы сессии. Спикер парламента сообщил, что вместо уже ставшей традиционной «разминки», во время которой выступают представители фракций политических партий, депутаты обсудят вопрос о ситуации с пассажирскими перевозками авиационным транспортом в аэропорту «Уйташ» города Махачкалы и в аэропортах города Москвы. Для того чтобы разобраться в этой ситуации, была создана рабочая группа во главе с вице-спикером парламента Сейфулахом Исаковым.

Информируя депутатов о работе, проведенной рабочей группой, Сейфулах Исаков сообщил, что положение одного из главных транспортных узлов Дагестана не удовлетворяет ни руководство РД, ни дагестанскую общественность, ни эксплуатантов, ни поставщиков авиационных услуг. «Ежедневно махачкалинский аэропорт посещают сотни людей, и наша задача не допустить его преднамерененного и фиктивного банкротства», – добавил он.

По информации докладчика, в аэропорту Махачкалы на регулярных рейсах по маршруту «Москва-Махачкала-Москв»а стабильно осуществляют свою деятельность  (присутствуют на рынке более полутора лет) только две авиакомпании  – ОАО АК «ЮТэйр» и ООО «Газпромавиа». Кроме того, с третьего квартала 2012 года и по настоящее время стабильно осуществляет перевозки по данному маршруту ООО АК «Вим Авиа».

«В первом квартале 2013 года произошел уход с рынка следующих авиаперевозчиков - ОАО АК «Якутия», ЗАО АК «Ред вингс» и ЗАО АК «Рус-Лайн». Таким образом, в 2013 году в аэропорту г. Махачкалы осуществляли регулярные рейсы по маршруту Москва-Махачкала-Москва всего три авиакомпании, то есть при стабильном спросе на авиабилеты количество пассажирских мест и самих рейсов по данному маршруту сократилось на 35% - 40%. Это сказалось на ценах на рынке авиаперевозок. Цены начали расти с конца февраля 2013 года, в частности цены на билеты экономического класса до Москвы выросли до отметки 7500-8500 рублей и более, что находит подтверждение в документах и сведениях, полученных от вышеперечисленных авиакомпаний по запросам Управления ФАС России по РД. Отмечается рост цен на билеты экономического класса в среднем на 15-20% у всех действовавших на тот период авиаперевозчиков», - констатировал Исаков.

Вице-спикер также заметил, что с возвращением ЗАО «Ред вингс» на регулярный рейс по маршруту «Москва-Махачкала-Москва» цены на авиабилеты начали снижаться, и цена билета экономического класса по данному маршруту составляла в среднем 4300 – 5500 рублей. С окончательным уходом данной авиакомпании цены вернулись на прежний, высокий уровень.

Анализ цен на рынке пассажирских авиаперевозок показывает, что повышение цен может быть связано с сезонным повышением спроса в период новогодних праздников и началом учебного года, однако основной рост цен произошел в конце февраля 2013 года, что большей частью связано с уменьшением конкуренции из-за ухода трех авиакомпаний, осуществлявших авиаперевозки по маршруту «Москва-Махачкала-Москва».
В целом на рынке авиаперевозок в аэропорту г. Махачкалы наблюдается нестабильная ситуация с авиаперевозчиками (приход и уход с рынка в течение периода, составляющего менее одного года).

К сведению: цены на авиабилеты экономкласса из аэропортов субъектов СКФО и ЮФО в Москву на данный момент составляют: на рейс Ростов-на-Дону - Москва – от 3000 рублей; на рейс Минводы - Москва - от 4200 рублей;
на рейс Сочи - Москва – от 3000 рублей.

Министр по управлению государственным имуществом РД Марат Ильясов в свою очередь сообщил о том, что в 2012 году минимуществом был объявлен конкурс на оценку авиакомпании на продажу акций. По представленным материалам ее стоимость была оценена в 3 млн рублей. Мы этот документ не подписали, и направили их в саморегулирующую организацию в Москву, в Росимущество.  

«Сегодня ни Правительство, ни минимущество на управление имуществом аэропорта прав по закону не имеет. Полное право за конкурсным управляющим», - добавил Ильясов.

Руководитель УФАС РФ по РД Курбан Кубасаев отметил, что действующее законодательство РФ не содержит норм прямого государственного регулирования цен на авиабилеты. Авиаперевозчики устанавливают их самостоятельно. Сравнительный анализ цен на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов по аэропортам СКФО и ЮФО показал, что в аэропорту Махачкалы самые низкие цены по указанным округам.

По словам главы антимонопольной службы Дагестана, в основе повышения цен на авиаперевозки по маршруту «Махачкала – Москва – Махачкала» несколько причин, в первую очередь, уменьшение конкуренции в связи с уходом из Дагестана нескольких авиакомпаний. Кубасаев заявил, что Дагестанским УФАС России за 2 года в отношении предприятия возбуждено 8 антимонопольных дел против ОАО «Авиалинии Дагестана». Некоторые материалы о выявленных в ОАО «Авиалинии Дагестана» нарушениях переданы в правоохранительные органы для реагирования.

Курбан Кубасаев подчеркнул, что после введения в отношении предприятия процедуры банкротства серьезно стоит вопрос о продаже его имущества с торгов, а также о том, кто и как будет это имущество оценивать.

Из информации, представленной ОАО «Авиалинии Дагестана», видно, что загруженность самолетов пассажирами в аэропорту Махачкалы в 2013 году составила в среднем на рейсы: Махачкала-Москва - 80%, Махачкала-Санкт-Петербург - 80%, Махачкала-Актау - 65%, Махачкала-Стамбул - 80%, Махачкала - Дубай - 70%, Махачкала- Баку - 45%, Махачкала-Сочи - 90%, Махачкала-Минводы  - 67%, Махачкала-Ростов  - 77%.

Количество задержанных рейсов в аэропорту Махачкалы по различным причинам за 2013 год составило: ООО «Газпромавиа» - 16 (6,6%), ОАО «ЮТэйр»  - 115 (29,6%), ООО «Вим-Авиа»  - 189 (25,4%), ЗАО «Руслайн»  - 59 (19,2%), ЗАО «Ред вингс» - 38 (17,4%), ОАО «АК БАРС АЭРО» - 59 (26,3%), в среднем 22,4%, т.е. из 2 125 рейсов с задержкой осуществлено 476 вылетов.

Рассмотрев имеющуюся информацию и представленные материалы, рабочая группа дала рекомендации соответствующим структурам.

В ходе сессии было также отмечено, что предметом рассмотрения рабочей группы в дальнейшем будут также вопросы организации полетов и ценообразования на рейсе «Махачкала - Санкт-Петербург».

Спикер дагестанского парламента призвал участников сессии думать о людях. «Не должно быть задержек рейсов, самолеты должны быть нормальными, а цены на билеты – доступными. Когда сравниваем цены с другими подобными рейсами, получается так, что они на 30-40 % выше. Поэтому основанная задача и временного управляющего аэропорта, и минтранса РД, и минимущества РД – следить за происходящим. Сегодня это волнует наших избирателей, итак людям нелегко жить, к тому же и заработная плата не такая уж и высокая», - завил Шихсаидов и добавил, что ситуацию с пассажирскими перевозками надо держать на контроле.

Свое мнение по данному вопросу высказал и председатель Правительства РД Абдусамад  Гамидов. «Технология банкротства, вводимая временным управляющим организации, известна каждому. В компании работали три руководителя, из которых никто не понес наказание. Пять самолетов, купленных за средства бюджета республики, просто так стоят. Через год, два они будут негодны», - возмутился премьер Правительства и признал, что в произошедшей ситуации есть и вина руководства республики.

Но, пожалуй, одним из самых основных вопросов повестки дня сессии было принятие бюджета. Об изменениях в законопроекте со дня его принятия в первом чтении депутатов ознакомили и. о. министра финансов Дагестана Али Исламов, министр экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфов и председатель Комитета по бюджету, финансам и налогам РД Абдухалим Мачаев.

Али Исламов подчеркнул, что общий объем расходов республиканского бюджета на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов планируется в следующих суммах: «На 2014 год – 86 млрд 718 млн 573,7 тыс. рублей, или 101,5% к ожидаемому исполнению расходов 2013 года; 2015  год – 81 млрд 389 млн 657,5 тыс. рублей, или 93,9% к предыдущему году; 2016 год – 85 млрд 823 млн 590,6 тыс. рублей, или 105,4% к предыдущему году», –  сообщил Исламов.

Расходы республиканского бюджета на 2014 год в соответствии с функциональной классификацией характеризуются следующими данными: общегосударственные вопросы – 5 млрд 484 млн 823,8 тыс. рублей; национальная оборона – 53 млн 538 тыс. рублей; национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 478 млн 903 тыс. рублей; национальная экономика – 11 млрд 925 млн 369,1 тыс. рублей; жилищно-коммунальное хозяйство – 2 млрд 853 млн 913,1 тыс. рублей; охрана окружающей среды – 129 млн 108,8 тыс. рублей; образование – 24 млрд 835 млн 656,7 тыс. рублей; культура и кинематография – 1 млрд 122 млн 944,5 тыс. рублей; здравоохранение – 14 млрд 399 млн 551 тыс. рублей; социальная политика – 13 млрд 997 млн 327,4 тыс. рублей; физическая культура и спорт – 1 млрд 238 млн 639,86 тыс. рублей; средства массовой информации – 402 млн 335,4 тыс. рублей; обслуживание государственного и муниципального долга – 282 млн 85 тыс. рублей; межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований общего характера – 9 млрд 514 млн 378,1 тыс. рублей.

«Почти на 300 млн сокращены расходы на содержание чиновничьего аппарата республики. Поэтому следующий год можно назвать годом жесткой экономии расходов, так как должны осуществляться первоочередные и обязательные расходы», – заявил первый замминистра финансов РД.

По словам докладчика, законопроект предусматривает, что одним из неизменных приоритетов бюджетных расходов является безусловное исполнение всех социальных обязательств республиканского бюджета, а также повышение эффективности социальной защиты населения и адресности предоставления социальной помощи.

Так, предусмотрены бюджетные ассигнования, необходимые для индексации в 2014 году стипендиального фонда для студентов на 5,5% с 1 сентября 2014 года и с 1 сентября 2015 года. Предусмотрена индексация по уровню инфляции отдельных социально значимых публичных нормативных и приравненных к ним обязательств в 2014 и 2015 годах на 5%.

В 2014 году продолжится поэтапное увеличение заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, медицинских работников учреждений здравоохранения. Кроме этого, предусмотрены средства на погашение заработной платы за 2013 год для этой же категории работающих в сумме 190 млн 172,2 тыс. рублей в свете выполнения майских Указов 2012 года Президента Российской Федерации.

Увеличены на 5% затраты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов, приемных семьях или исходя из нормы на одного ребенка 4 тыс. 697 рублей в месяц, расходы по выплате единовременного пособия выпускникам образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или из расчета 45 тыс. 987 рублей.

В целом расходы на осуществление полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены в сумме 389 млн 463 тыс. рублей. Необходимо отметить, что вместе с расходами на образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг, составляет более 66% суммарных расходов бюджетной системы республики. Расходы на выплату ежемесячных пособий на ребенка в 2014 году не проиндексированы и составят, как и в 2013 году, 112 рублей в месяц на одного ребенка. Расходы на питание и медикаментозное обеспечение больных в 2014 году также предусмотрены на уровне 2013 года.

По разделу «межбюджетные трансферты» объем финансовой помощи на предоставление дотаций бюджетам муниципальных образований в 2014 году предусматривается в Республиканском фонде финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), Республиканском фонде финансовой поддержки поселений и Фонде компенсаций в части средств по расчету и предоставлению дотаций поселениям в общей сумме 6 млрд 297 млн 936 тыс. рублей.

Глава минэкономразвития РД Раюдин Юсуфов констатировал, что общий объем республиканской доли Программы в 2014 году на 35,3% меньше показателя текущего года. Все это, естественно, сказалось
на подходах к формированию Программы.

«Из общего объема средств республиканского бюджета Республики Дагестан на 2014 год 987,98 млн рублей (26,0%) направляется на финансирование мероприятий в рамках федеральных программ. 1 000,0 млн. рублей (26,4%) планируется направить на создание инженерной инфраструктуры под реализацию инвестиционных проектов, предусмотренных Приоритетными проектами Президента РД.

445,84 млн рублей (11,8%) предусматривается на объекты коммунального хозяйства республиканского значения (групповые водоводы и очистные сооружения). 455,66 млн рублей (12,0%) направляется на строительство и разработку проектно-сметной документации по объектам республиканского значения, строительство жилья по переселенческой программе и на мероприятия по газификации. Таким образом, на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения в рамках мероприятий по социально-экономическому развитию районов и городов Республики Дагестан осталось всего 904,52 млн рублей (23,8%)», - сообщил Юсуфов.

По словам Раюдина Юсуфова, при распределении указанных средств основной упор был сделан на концентрацию средств на объектах с небольшой остаточной стоимостью, в целях обеспечения максимально возможного ввода объектов в эксплуатацию.

«В целом в рамках Программы в 2014 году планируется обеспечить ввод в эксплуатацию 21-го объекта, в том числе: 10 объектов образования общей мощностью 1620 ученических мест и 2563 кв. м, 2 объекта здравоохранения общей мощностью 58 коек и 100 посещений в смену, 9 объектов водоснабжения, в том числе 7 артскважин. В рамках мероприятий по газификации будет  построено 121,8 км сетей, что позволит обеспечить газом порядка 2 700 домохозяйств в 21 населенном пункте (16 муниципальных районах и городских округах).

Обратной стороной концентрации средств на пусковых объектах явилось то, что по 10 муниципальным районам и городским округам общий лимит бюджетных ассигнований составил 10,0 млн. рублей и менее, а по 5 муниципальным районам общий лимит бюджетных ассигнований составил всего 5 млн рублей. При этом ввиду ограниченности средств в 2014 году будет приостановлено финансирование 90 объектов незавершенного строительства (без учета ранее приостановленных объектов). Конечно, ситуация сложилась довольно тяжелая, и без дополнительного финансирования изменить что-либо будет достаточно сложно», - заключил руководитель минэкономразвития Дагестана.

Председатель Комитета по бюджету, финансам и налогам РД Абдухалим Мачаев напомнил, что в этом году над проектом республиканского бюджета слаженно работали и Правительство, и депутатский корпус, и общественность.

«Весь процесс был максимально открытым и прозрачным. Впервые проводились публичные слушания по проекту бюджета – как по его доходной части, так и по расходной. На эти слушания приглашались представители общественных организаций, экспертного сообщества, средств массовой информации», - добавил Мачаев.

Абдухалим Мачаев отметил, что ко второму чтению законопроекта уточнены в сторону увеличения ассигнования на мероприятия республиканской инвестиционной программы на сумму 2 млрд 133 млн 796 тыс. рублей. «В рамках государственных программ расходы предусматриваются в размере 13 млрд 129 млн 678,84 тыс. рублей, которые планируется направить на государственную поддержку отраслей экономики, в том числе малого и среднего предпринимательства, на осуществление расходов по развитию инженерной инфраструктуры, реализацию государственных программ социальной направленности. Объем Дорожного фонда Республики Дагестан в 2014 году составит 4 млрд 440 млн 268,8 тыс. рублей. Средства направляются на государственную поддержку дорожного хозяйства», - резюмировал депутат.

Стоит отметить, что при формировании окончательного варианта проекта закона РД «О республиканском бюджете  Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» были учтены все предложения и пожелания депутатов НС РД, Счетной палаты РД и других.

Всего парламентарии республики обсудили на последней сессии парламента уходящего года 22 вопроса.

Новости раздела