"

Поправки к Конституции Республики Дагестан обсудили на заседании «круглого стола»

Фото:
9635
6 минут

Сегодня, 24 октября, Комитет Народного Собрания Республики Дагестан по законодательству, законности, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту провел заседание «круглого стола» по обсуждению проекта закона Республики Дагестан «О поправках к Конституции Республики Дагестан».

В заседании приняли участие вице-спикеры парламента Сайгидахмед Ахмедов, Камил Давдиев, депутаты Народного Собрания, Полномочный представитель Главы в Народном Собрании Нюсрет Омаров, министр по национальной политике и делам религий Энрик Муслимов, представители органов исполнительной власти РД, члены Общественной палаты РД, представители других общественных организаций республики, известные общественники и представители научного и экспертного сообществ, средств массовой информации.

Предваряя рассмотрение вопроса, Сайгидахмед Ахмедов подчеркнул, что поправки к Конституции принимается не для того, чтобы внести разлад в обществе и призвал к конструктивному обсуждению вопроса.

Далее вел заседание председатель Комитета Артур Исрапилов. Он подробно остановился на поправках, наиболее волнующих общественность, подчеркнув при этом, что подготовка поправок к Конституции Республики Дагестан не является неожиданным событием, это продиктовано необходимостью приведения   нашего Основного закона в соответствие с положениями обновленной Конституции России и принятого Федерального закона № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который пришел на смену Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Такой процесс происходит сейчас во всех субъектах Российской Федерации.

         Поправок подготовлено много, однако общественность привлекли внимание лишь некоторые.

Одна из них касается заслушивания Народным Собранием Республики Дагестан ежегодного отчета о результатах деятельности Правительства Республики Дагестан. В соответствии с предлагаемыми поправками теперь такой отчет вместо Главы РД будет представлять в Народное Собрание Республики Дагестан Председатель Правительства Республики Дагестан. Поправка вносится в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 414-ФЗ, в которой законодатель, учитывая, что во многих субъектах РФ должность главы региона и руководителя высшего исполнительного органа замещаются одним и тем же лицом, оговаривает возможность отчета перед законодательным органом как высшего должностного лица, так и руководителя высшего исполнительного органа. Согласно статье 84 Конституции РД Правительство РД является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан и возглавляет Правительство – Председатель Правительства Республики Дагестан (статья 89 Конституции РД).

       Исрапилов обратил внимание присутствующих, что Президент РФ не отчитывается перед палатами парламента (это функция Правительства РФ), глава государства лишь официально информирует об основных направлениях внутренней и внешней политики посредством ежегодных посланий Федеральному Собранию.    

       При этом, в соответствии со статьей 83 Конституции РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства, осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации и утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти.

        Следующая поправка, вызвавшая обсуждение, касается сроков полномочия Главы республики. Он пояснил, что   статьей 20 Федерального закона № 414-ФЗ установлен единый срок полномочий глав регионов - пять лет, 414-ФЗ снимает введенный в 2015 году запрет для глав регионов избираться более двух сроков подряд, норма о количестве сроков для замещения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации исключена. Исрапиловым отмечено, что в более 30 субъектах РФ эта норма приведена в соответствие с Федеральным законом, в качестве примера он привел Северо-Кавказский федеральный округ, где в республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, Чечня, а также в Ставропольском крае нет ограничения по количеству сроков. Также обстоит дело в Адыгее, Алтайском крае, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии и других республиках, и областях.

Более подробно Артур Исрапилов остановился на поправке, вызвавшей наибольший общественный резонанс, об   исключении из статьи 75 Конституции РД положения о проведении главой политики, направленной, в том числе, на обеспечение территориальной целостности республики. Как пояснил председатель Комитета, необходимость внесения данной поправки обусловлена изменениями, внесенными в 2020 году в Конституцию Российской Федерации и закрепившими новый принцип защиты суверенитета и территориальной целостности государства.       

В статье 67 Конституции РФ указано, что территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. При этом, в статье 80 Конституции РФ установлено, что Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации. То есть, обеспечение территориальной целостности Российской Федерации, включая территории ее субъектов, относится к вопросам ведения Российской Федерации. Границы между субъектами РФ могут быть изменены лишь по их взаимному согласию (часть 3 статьи 67 Конституции РФ) и с обязательным утверждением верхней палатой Федерального Собрания - Советом Федерации (ст. 102 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем, статьей 57 Конституции Республики Дагестан установлено, что территория Республики Дагестан едина, ее границы не могут быть изменены без волеизъявления многонационального народа Республики Дагестан. Предлагаемая поправка, а также действующие нормы Конституции Республики Дагестан исключают всякую возможность для принятия решения о территориальных изменениях без согласия субъекта Российской Федерации – Республики Дагестан. Все полномочия главы республики, которые касаются административно-территориального устройства, в том числе, установление и изменение границ административно-территориальных единиц республики остались неизменными, - подчеркнул Артур Исрапилов.

         О том, что Прокуратурой республики, было направленно письмо в Народное Собрание о необходимости приведения в соответствие с поправками в Конституцию РФ и Федеральным законом 414-ФЗ Конституции республики проинформировала представитель прокуратуры Республики Дагестан Дина Гусейнова. Она отметила, что в связи с поправками в Конституцию РФ 2020 года и вступлением в силу 414-ФЗ изменился подход Федерации к понятию о территориальной целостности, вопросы территориальной целостности получили отражение исключительно в компетенции Российской Федерации.     

Затем состоялся обмен мнениями в ходе которого выступили заместитель председателя Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа» Деньга Халидов, члены Общественной палаты Шамиль Хадулаев, Наби Ахадов, Айтемир Сатираев, Абсалитдин Мурзаев, которые высказали свои опасения по последней поправке - по их мнению, исключение из Конституции положения о проведении главой политики, направленной на обеспечение территориальной целостности республики будет угрожать ее территориальной целостности.

Разъяснения по поднятым вопросам были даны заместителем Председателя Народного Собрания Камилем Давдиевым, заведующим кафедрой теории государства и права ДГУ, профессором, доктором юридических наук Абулмуслимом Муртазалиевым, директором юридического института ДГУ, заведующим кафедрой конституционного и международного права, доктором юридических наук, профессором Шихтимером Магомедовым. Он отметил, что поправки к Конституции РД были обсуждены на научно- практической конференции, прошедшей на базе юридического института ДГУ и все они соответствуют законодательству. Он также напомнил, что единое правовое поле является основой любого государства.

        Итоги обсуждения подвел заместитель Председателя Народного Собрания Сайгидахмед Ахмедов. Он отметил, что депутаты - представители народа и такие же патриоты, как и те, которые высказывают сегодня озабоченность. Однако поправки, вносятся в Конституцию республики в соответствии с федеральным законодательством и к вопросу необходимо подходить взвешенно, грамотно и не будоражить народ вольным истолкованием норм Основного закона.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела