Состояние и перспективы развития дополнительного образования в Дагестане обсудили в ходе круглого стола в парламенте республики
Автор:
Камилла Рагимханова
Фото:
3154
5 минут
Состояние и перспективы развития дополнительного образования в Дагестане обсудили 14 мая в ходе круглого стола в Народном Собрании республики. Участие в нем приняли депутаты, представители органов власти, молодежного парламента при Народном Собрании Дагестана и открытого молодежного правительства, органов местного самоуправления, руководители городских и районных управлений образования республики и другие.
Открывая работу круглого стола, председатель Комитета Народного Собрания РД по образованию, науке и культуре Абдулхалим Мачаев отметил, что в последнее время вопросы образования находятся в центре внимания руководителей страны и региона. Тема дополнительного образования выбрана потому, что в 2014 году утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, а в апреле 2015 года – принят план мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции. «Он предложен для реализации на региональном уровне, в 4 квартале текущего года будут заслушаны отдельные курсы реализации концепции. Мы решили, что будет правильным ознакомиться с состоянием дел по организации дополнительного образования в республике, выработать рекомендации по улучшению ситуации», – сказал он.
Отмечено, что дополнительное образование находится в ведении трех министерств – министерства образования и науки, министерства культуры и министерства по физической культуре и спорту, поэтому были заслушаны представители всех трех ведомств.
Заместитель начальника Управления Минобрнауки Дагестана Ирина Хайбулаева сообщила, что в системе дополнительного образования республики функционирует 404 учреждения различной ведомственной принадлежности, в которых обучается более 220 тысяч детей от 6 до 18 лет. Более 141 тысячи детей занимаются в учреждениях, подведомственных системе образования, более 23 тысяч детей – в учреждениях Минкультуры, более 26 тысяч – в учреждениях, подведомственных Минспорта республики. Это 44% от учащихся общеобразовательных школ Дагестана.
«Сегодня система допобразования республики осуществляет деятельность по научно-техническому, декоративно-прикладному, физкультурно-спортивному, художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, культурологическому, социально-педагогическому направлениям. Наиболее популярным является спортивное направление – здесь занимается 45% всех детей, художественно-эстетическое – 18%», – рассказала она.
Хайбулаева также подчеркнула, что учреждения дополнительного образования осуществляют свою деятельность круглогодично и являются организаторами содержательного досуга детей в каникулярное время, выходные и праздничные дни.
Вместе с тем, докладчица отметила, что наряду с положительными тенденциями в системе дополнительного образования детей в республике существует и совокупность проблем регионального плана и проблем, характерных для системы образования Российской Федерации, которые препятствуют использованию потенциала системы допобразования в полной мере.
К числу таковых Хайбулаева отнесла противоречивость и недостаточную сформированность законодательной базы в данной сфере как на республиканском, так и на федеральном уровне; ограниченность необходимых условий, обеспечивающих широкий спектр дополнительных образовательных услуг; неразвитость механизмов государственного и общественного контроля за качеством образования; несовершенство механизмов нормативно-подушевого финансирования учреждений дополнительного образования детей – норматив финансирования не учитывает все виды деятельности и направленность дополнительных образовательных программ, что не позволяет в полной мере обеспечивать развитие материально-технической базы учреждений и многое другое.
Среди проблем было обозначено и отставание материально-технической базы учреждений технического профиля от темпов развития научно-технической мысли, современных технологических процессов, что приводит к снижению количества программ технической направленности в системе дополнительного образования.
Проблемой, по словам докладчицы, является и возрастающий дефицит профессионально-компетентных специалистов в системе дополнительного образования, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров.
«Перечисленные проблемы негативно влияют на создание единого образовательного пространства республики и использование в полной мере не только материально-технических, но и духовных, культурно-исторических и социальных ресурсов. Переход системы дополнительного образования от стратегии выживания к стратегии развития зависит от продуманности управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов межведомственного взаимодействия. В связи с этим возникает необходимость концептуального подхода к решению проблем дополнительного образования в условиях единой региональной системы, включающей сферу образования, культуры, спорта и молодежной политики. Это позволит обеспечить стабильное развитие допобразования республики, определить его роль и место в системе образования и социально-экономического развития», – заключила представитель министерства образования и науки республики.
Первый заместитель министра культуры Дагестана Муслим Телякавов отметил, что имеющаяся в республике система школ дополнительного образования художественно-эстетического профиля представляет значительный потенциал. В настоящее время их численность составляет 93 школы, 8 из которых – музыкальные, 75 – детские школы искусств, 9 – детские художественные школы и одна цирковая. В них представлен весь спектр направлений классического и народного видов искусства. Общий контингент учащихся детских школ художественного образования составляет около 30 тысяч человек.
Телякавов подчеркнул, что в последнее время на различных совещаниях начальники управлений культуры все чаще поднимают вопрос о необходимости возрождения школ искусств в районах, где они были закрыты. «Министерство культуры прилагает максимум усилий к сохранению сети детских школ художественного образования, изыскивает возможность их обеспечения музыкальными инструментами, нотной литературой, поддерживает талантливых учащихся, реализует учебно-методическое и кадровое обеспечение», – заявил он.
Первый замминистра культуры также отметил, что передача этих учебных заведений сначала в муниципальную собственность, а потом в систему образования уже реально привела к ухудшению их материально-технического обеспечения, ослаблению влияния на учебных процесс специалистов – профессионалов высшего звена, работающих именно в ведомстве культуры, отсутствию ряда специализаций и т.д.
По мнению Телякавова, потенциал образовательных учреждений культуры в формировании социокультурного пространства республики реализован не в полном объеме. «Сохранение имеющейся сети учебных заведений художественного профиля является одним из главных принципов в работе нашего ведомства. Министерством разработана Госпрограмма «Развитие культуры в Республике Дагестан на 2015-2020 годы», в которой предусмотрен комплекс мер по дальнейшему развитию системы образовательных учреждений, улучшению качества образовательных услуг, увеличению контингента учащихся и т.д.», – заключил он.
Первый заместитель министра по физической культуре и спорту республики Зайнал Салаутдинов сообщил, что в Дагестане функционирует 188 учреждений дополнительного образования спортивной направленности, 16 из которых – спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва, 172 – детско-юношеские спортивные школы. В ведении министерства находятся 39 учреждений допобразования спортивной направленности с общим числом учащихся более 30 тысяч человек.
Среди проблем Салаутдиновым были обозначены низкий уровень обеспеченности спортивными сооружениями и материально-технического снабжения спортивных школ, отсутствие единства основных требований к организации спортивной подготовки на территории Дагестана, организации контроля качества образовательного процесса и управления подготовкой спортивного резерва.
По итогам работы круглого стола были приняты соответствующие рекомендации министерству образования и науки, министерству культуры и министерству по физической культуре и спорту, а также органам местного самоуправления республики.