"

Вопросы развития туризма в Дагестане обсудили в ходе конференции в Махачкале

Фото:
2834
6 минут
Двухдневная V Международная научно-практическая конференция «Формирование туристического имиджа территорий Северного Кавказа. Анализ, практика, проблемы, перспективы» стартовала сегодня, 18 ноября, на базе Дагестанского государственного технического университета. Форум проводится Комитетом по туризму Дагестана совместно с ДГТУ, при участии Дагестанского государственного педагогического университета, Дагестанского государственного университета, Дагестанского государственного института народного хозяйства, филиала Российского государственного университета туризма и сервиса в соответствии с приоритетным проектом развития республики «Точки роста, инвестиции и эффективное территориальное управление».

Конференция проводится в целях обсуждения и выработки рекомендаций, связанных с особенностями и преимуществами территорий Северного Кавказа как объектов для развития туризма; повышения конкурентоспособности туристических кластеров в контексте формирования имиджа региона; организационно-экономических аспектов развития туризма в Республике Дагестан и влияния туризма на экономику региона.

В работе конференции участвуют представители министерств и ведомств, субъектов туриндустрии, развивающих внутренний туризм, муниципальных образований, профессорско-преподавательский состав, студенты и аспиранты вузов республики, зарубежные гости, представитель Правительства Республики Дагестан в городе Севастополь Мурад Салихов. В режиме онлайн на связь с аудиторией вышли директор офиса Международного сотрудничества (Китай) Янг Фулинг, финансовый аудитор гостиничной сети RIU (Болгария) Пламен Качамаков, старший научный сотрудник ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (Москва) Ольга Вапрянская и другие.

В программу V Международной научно-практической конференции «Формирование туристического имиджа территорий Северного Кавказа: анализ, практика, проблемы, перспективы» входят пленарное заседание и заседания по секциям «Туристско-рекреационный потенциал и особенности развития туризма на Северном Кавказе», «Формирование положительного туристского имиджа территории. Брендинговые и маркетинговые технологии», «Ресурсный потенциал в развитии основных направлений туризма в СКФО и проблемы подготовки кадров для туриндустрии региона», «Стратегические приоритеты развития туризма», «Развитие сервисного компонента туристского продукта».

В рамках пленарного заседания сегодня были обсуждены вопросы развития положительного имиджа Дагестана, наработок в развитии туризма в республике. Туроператорам есть что предложить туристам и чем их заинтересовать, чтобы они вернулись в Дагестан вновь. Наработки в развитии туризма на территориях республики представил заместитель руководителя Комитета по туризму РД Виталий Демченко, обратив внимание на давно растущий интерес среди европейских и российских потребителей к Дагестану, народным ремеслам, историческому наследию.

«Как показывают проведенные исследования, дагестанцы и гости республики активно интересуются историей, культурой и архитектурой республики. Республика располагает уникальным этнокультурным и историко-архитектурным достоянием, привлекающим внимание туристов, этнографов, культурологов и историков, у нас в республике находится более 9,5 тыс. памятников истории, культуры, природы и архитектуры, из которых 1 тыс. 973 – федерального значения, и памятник ЮНЕСКО цитадель «Нарын-Кала», а используются как объекты показа около 600 памятников. За последние годы в республике наблюдается положительная динамика роста въездного туризма, что создает необходимость формирования стратегии устойчивого развития территории. Ежегодный прирост туристских посещений составляет 11–15%. В Дагестане отмечен рост инвестиционной активности в туристско-рекреационной сфере, в сегменте летнего туризма», – сообщил он.

Докладчик отметил, что, несмотря на положительную динамику в развитии региональной туристской отрасли, остается ряд нерешенных задач – это негативный информационный фон и, соответственно, имидж Дагестана в федеральных и региональных СМИ, недостаточная модернизация существующей материальной базы туротрасли, низкий уровень развития туристской инфраструктуры, нерешенность земельных вопросов, низкое качество оказываемых услуг в туристском и гостиничном секторе, неудовлетворительное состояние санитарно-эпидемиологической обстановки на пляжах и отдельных объектах показа и отдыха, низкий уровень престижа профессий туристского профиля.

«Данные факторы сдерживают въездной туристский поток в республику, тормозят развитие отрасли и приток инвестиций, негативно отражаются на формировании имиджа Дагестана как туристской территории. Для решения этих проблем и задач, стоящих перед туристской отраслью республики, необходимо обеспечить всемерную поддержку усилиям по созданию на территории республики проектов по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа; разработать комплекс мер для создания необходимых условий для привлечения частных инвестиций и увеличению числа средних и малых предприятий в туристской отрасли республики;   поддерживать усилия, направленные на создание положительного образа Дагестана и его туристских ресурсов, в том числе путем создания туристско-информационных центров на базе представительств Республики Дагестан», – сказал он.

Ведущий научный сотрудник Российского государственного университета туризма и сервиса Ольга Вапрянская представила в помощь представителям органов управления туризма в регионе практики маркетингово-социологических исследований.

«В рамках ограниченного бюджета некоторые исследования провести достаточно трудно, существует классическая информационная база, она ведется в каждом регионе, но хотелось бы уделить внимание таким направлениям получения информации, которые являются альтернативными, они не несут дополнительной нагрузки на бюджет. Это так называемая дальняя площадка для организации исследований. Например, всем пользователям mail.ru приходит письмо с предложением поучаствовать в опросе, мобильные опросы», – сказала она.

Еще один важный вопрос, который отметила докладчица, – интеграция всех объектов культурного наследия в туризм. «Основные объекты показа по регионам в сферу туризма интегрированы с точки зрения сервиса достаточно слабо. И распространение новых практик – это тоже косвенная рекламная кампания. Это и виртуальные 3D-прогулки, которые на стадии ознакомления могут дать представление туристу о том, что он увидит на месте, интерактивные карты с изображениями и всевозможные мультимедийные проекты. Также нужно проводить поисковую оптимизацию, здесь главный вопрос – наполнение контента. В интернете по большей части представлена сухая информация, которая не является рекламирующим, продающим текстом. Это просто информация об историческом событии, природном объекте, которая не может побудить туриста приехать именно сюда. Нужно представить материал креативно, чтобы заинтересовать туристов, дать им уверенность в том, что они получат уникальное впечатление. Поэтому подход к контенту очень важен. Smart-пространство набирает обороты, необходимо обращать внимание на такие технологии, как “быстрый отклик”, мало использовать технологии, важно, чтобы потребитель вышел на качественный ресурс. Использовать путеводители-навигаторы не как справочную информацию, а именно как продвижение значимых туристских объектов», – сказала она.

С докладом на тему «Туристский имидж как фактор социально-экономического развития региона» выступила проректор по научной и инновационной деятельности ДГТУ Елена Павлюченко. Было отмечено, что Дагестан имеет уникальные природно-климатические, туристско-рекреационные возможности и не менее уникальное культурно-историческое наследие, есть все условия для развития разнообразных видов туризма. Это традиционные для республики летние пляжи и оздоровительный туризм, и развивающийся сейчас зимний горнолыжный туризм, и популярные среди молодых людей экстремальные виды отдыха и многое другое. Это тот потенциал, который должен работать на Дагестан для повышения уровня благосостояния населения, улучшения качества жизни граждан, устойчивого социально-экономического развития республики.

Основные направления взаимодействия бизнес-сообщества с образовательными учреждениями в сфере туризма и гостеприимства обозначила директор филиала Российского государственного университета туризма и сервиса в г. Махачкале Зульмира Ханбабаева.

Завтра работа конференции продолжится в секциях. По итогам конференции в ближайшее время будет сформулирована резолюция с пакетом конкретных предложений по решению проблемных вопросов расширения туристской деятельности в Дагестане.

Новости раздела