"

Амри Шихсаидов: «Образ девушки, созданный Хрюгским, не имеет равных в лезгинской поэзии»

Фото:
3684
4 минуты
Осенью 2013 года Дагестан отмечает 120-летие со дня рождения поэта Тагира Хрюгского. Один из основателей современной дагестанской школы арабистики, доктор исторических наук, профессор Амри Шихсаидов делится своими впечатлениями о творчестве поэта.

«Я, к сожалению, ни разу не встречался с Тагиром Хрюгским, не видел его при жизни, однако говорю о нем, так как имя его было широко известно в лезгинских районах, в Дагестане. Он дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР от Дагестана, его кандидатура была выставлена и в третий раз. В общественно-политической жизни Дагестана это был единственный случай, когда человек, не занимавший высокого общественного и государственного поста, выдвигался три раза в высший законодательный орган страны. Только кристально чистый человек, обеспеченный доверием народа, оправдавший это доверие, мог быть так высоко оценен.

Это было время безальтернативных выборов, когда кандидатуры проходили первоначально детальный отбор в партийных органах, в Президиуме Верховного Совета республики с учетом многих параметров (авторитет, порядочность, партийность, национальность, деловые качества). После такого отбора советско-партийные органы выдвигали одну кандидатуру на одно место. Таким образом, альтернатива была скрытой, не всенародной.

Стихи Тагира Хрюгского пользуются среди лезгин огромной популярностью. Написаны они простым, доступным языком, по звучанию плавные, хорошо запоминаются, стали крылатыми его слова. В жанровом отношении и по содержанию стихи разнообразны – едкая сатира, гражданская лирика, гимн Родине, прославление новой жизни, партии коммунистов, героев труда, Великой Отечественной войны. Его творчество характерно тем, что оно всегда было современно и актуально.

По его стихам можно четко проследить историю народа, его успехи, поворотные пункты его жизни: «Родине», «Великий Октябрь», «Ленин», «Киров», «Компартии», «25 лет Дагестану» – целый цикл патриотических стихов в поддержку новых социальным сдвигов в крае. «Комсомол», «Молодежи», «Детям», «Учись, сынок» – в них поэт отразил свою надежду на новое поколение, вооруженное знаниями и любовью к своей Отчизне.
Тема Великой Отечественной войны также нашла отражение в творчестве Тагира Хрюгского.

Тематику никто Тагиру Хрюгскому не подсказывал, ее диктовала сама жизнь, потрясающие успехи страны во всех областях жизни – экономической, политической, идеологической. В этом отношении у него было много общего с Сулейманом Стальским, всегда искренним, всегда благосклонным к начинаниям и деяниям советской власти.

Патриотическая поэзия Тагира Хрюгского занимает в его творчестве особое место. Такие стихотворения, как «Родина», «Великий Октябрь», «Ленин», «Киров», «Есть компартия», «Советская армия», звучали как гимн революции, советской власти, ее вождям, среди которых в Дагестане особенно выделяли (после Ленина и Сталина) Кирова и Орджоникидзе, которые пользовались в республике особой популярностью и любовью.

Однако наиболее ярко и образно прозвучали стихи о Великой Отечественной войне, ее героях, ее трагических страницах («Нальчик», «Горный сокол», «Гасрет Алиев»).

В нашей литературе уже рассматривался историко-этнографический аспект творчества поэта. Он прекрасно знал обычаи, предания народа, нередко вплетал этнографические детали в структуру стихотворения. Как и Сулейман Стальский в своих «17 селениях Кюры», Тагир Хрюгский детально рассказал об Ахты, Хрюге, сельских ГЭС, мельнице. Эти стихотворения пользовались большой популярностью.

Однако наибольшая удача пришлась на долю любовной лирики и с авторским видением идеала молодого человека и девушки, их нравственных качеств, их внутреннего мира, правил поведения, приличествующих определенным обстоятельствам. Все эти нравственно-этические нормы широко известны в литературе, в том числе и дагестанской, и, казалось бы, не представляют ничего нового, ничего особенного. Однако именно эти стихотворения (особенно «Хорошо – похвала девушке», «Хорошо – похвала юноше», «Слушай, сынок» и другие) заучивались наизусть, передавались из уст в уста, составляли непременный репертуар сельских торжеств. Причиной тому – яркий, образный, блестящий язык Тагира Хрюгского.

Именно в лирической поэзии (любовной, гражданской и т.д.) нашли выражение острый ум и неподдельная, естественная манера изложения поэта. Я плохо знаю поэзию, но мне кажется, что в лезгинской поэзии обобщающий образ девушки, ее идеал, ее внутренний мир и внешний облик, созданный Хрюгским, не имеет равных. Кстати, эти стихи трудно переводимы, во всяком случае существующие их переводы не всегда передают неповторимый оригинал, его своеобразие и образность», – говорит Амри Шихсаидов.

Новости раздела