"

Малик Маликов: «Делать дороги лучше и повышать культуру вождения»…

Фото:
5753
5 минут

МАХАЧКАЛА, 23 сентября – РИА «Дагестан». Столица Дагестана стремительно растет и уже претендует на статус мегаполиса. Уличный трафик давно вызывает изумление у гостей Махачкалы. Местные водители также вынуждены нервничать в километровых пробках и дышать выхлопными газами.

С просьбой профессионально оценить ситуацию, корреспондент РИА «Дагестан» обратился к нашему земляку, уроженцу селения Обода Хунзахского района Малику Маликову. Почти 45 лет он жил и работал в Санкт-Петербурге. Занимался строительством, эксплуатацией и обслуживанием дорог, мостов, федеральных трасс, в том числе, Ленинградской кольцевой автодороги.

– Малик Гаджиевич, как бы Вы оценили специфику организации движения и эксплуатации дорог сегодня в Махачкале и в Дагестане в целом?

– Сначала должен оговориться: как специалист, я готов комментировать вопросы эксплуатации и обслуживания дорожного хозяйства, и к ГИБДД отношение не имею. Отвечая на Ваш вопрос, должен подчеркнуть: главное – безопасность участников дорожного движения.

Бросается в глаза, что состояние дорог в Дагестане в последнее время улучшилось. Еще пару лет назад оно меня не устраивало. Острейшая проблема: в Махачкале, да и во всем Дагестане, прежде всего, надо пресечь порочную практику слишком «легкого» получения водительских прав. Вы наверняка понимаете, о чем я! Нажимать газ и крутить руль – это не значит уметь ездить.

Теперь о многочисленных «лежачих полицейских» (точное название – «искусственная неровность»): в целях безопасности эти конструкции принято устанавливать перед пешеходными переходами, перед выездами со второстепенных дорог, чтобы притормаживали – людей пропускали, особенно там, где нет светофоров. Но к ним тоже есть требования – нормативы по высоте, крутости. А не то, что в голову взбрело руководителю дорожно-эксплуатационного предприятия, или мастеру на дороге. Самые удобные и комфортные «искусственные неровности» (ИН) – которые заставляют водителей притормаживать перед пешеходным переходом, а не подбрасывают их.

Знаки перед ИН всегда устанавливают со знаком снижения скорости. В населенном пункте он должен устанавливаться за 50-100 метров до ИН. В Махачкале, кстати, с этим проблемы. Вне населенных пунктов, на трассе, знак устанавливается за 100-150 метров до «лежачего». Потому, что там скорость выше. С этим показателем тоже не везде хорошо. А ведь водитель транспортного средства должен еще успеть притормозить. Особенно в темное время суток.

Еще меня изумляет знак «Населенный пункт» синего цвета, устанавливаемый на въезде в село или поселок. Априори это означает, что водителю разрешается продолжать ехать по этому населенному пункту как по трассе, то есть 90 километров в час. Но тут же возникает другой знак, указывающий, что надо ехать со скоростью 30-40 километров в час. Лично для меня это свидетельство неграмотности начальников дорожно-эксплуатационных предприятий, обслуживающих этот участок дороги.

– А какой знак должен стоять?

– Белый!

– То есть, цвет этого знака сразу меняет скоростной режим внутри данного населенного пункта?

– Да, если знак на въезде белого цвета, то внутри населенного пункта максимально разрешенная скорость автоматически 60 километров в час. А если есть какие-то дорожные особенности, то могут быть знаки, снижающие скорость до 30-40 километров.

– Давайте поговорим о светофорах. Их количество, особенно пешеходных, в последнее время в Махачкале просто зашкаливает. В чем может быть причина? Зачем их устанавливают через каждые 150-200 метров?

– Я вижу в этом только одну логику – за каждый устанавливаемый электрический светофор выделяются определенные суммы. И можно на этом заработать тем людям, которые размещают заказы. Не хочу никого огульно обвинять, но на самом деле ничем другим, кроме как этой причиной не объяснишь. Другой логики нет! Обычно светофоры и пешеходные переходы устанавливают на загруженных улицах на перекрестках, а если от перекрестка до перекрестка 200 метров и еще посередине установлены пешеходный переход и вдобавок два ИН по бокам, то, как вариант – поблизости живет большой начальник, который хочет, чтобы перед его домом аккуратно ездили.

– Существует ли какой-то технический норматив для установки светофоров, нерегулируемых пешеходных переходов – «зебр» и «лежачих полицейских»?

– Их привязывают к определенным объектам. А вот для этих объектов есть требования к размещению. Например, у остановок или переходов. Там, где люди из общественного транспорта выходят и переходят по светофору. Кроме того, немаловажное значение имеют плотность транспортного потока, а также показатели аварийности. Светофор ставят, если, например, на перекрестке было совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за год, и которые можно было бы предотвратить при наличии светофорной сигнализации.

– И все-таки: как же быть с этими пробками в Махачкале? Светофоры ведь тоже усугубляют ситуацию!

– Конечно! Вопрос достаточно сложный. Для всех. Еще с советских времен было такое понятие – «Зеленая волна». Если ты передвигаешься по городу с постоянной разрешенной скоростью, то попадаешь под зеленый сигнал всех остальных светофоров и едешь без остановок. Это называлось поймать «Зеленую волну».  Надо было просто не превышать скорость. А теперь, думаю, в Дагестане мало кто про эту «волну» слышал.

– К тому же специалисты утверждают: чем выше скорость движения транспорта – тем лучше работает экономика, тем меньше страдает экология.

– Да! Пробки – это еще и потеря времени – как пассажиров, так и грузов. Как с этим бороться и повышать скорость? Прежде всего – делать дороги лучше. Второе – раньше регулировщики наблюдали за порядком на дорогах. А у нас ведь как – не включают «поворотники», пересекают сплошные, выезжают на «встречку», останавливаются поболтать и так далее. Словом, надо повышать культуру вождения, а неподкупным честным дорожным полицейским активней привлекать авто-хамов к ответственности.

– Малик Гаджиевич, Вы бываете в Махачкале наездами. Замечаете какое-то улучшение или ухудшение?

– Как я уже ранее сказал – получше, чем десять лет назад. По состоянию проезжей части и по поведению водителей, мне кажется, наши земляки более-менее научились пропускать пешеходов, научились останавливаться на светофорах, и, самое главное, начали иногда включать поворотники!

– Уже хорошо. Глядишь, и аварийность снизится. Кстати, по этому показателю, говорят, страшные цифры у нас.

– Мне больше знакома статистика аварийности по стране. В России в ДТП в год погибает в среднем 33–36 тысяч человек. Кстати, возможно больше, чем от коронавируса!

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела