Дагестанский режиссер Осман Ибрагимов поставил спектакль «Бэла» по мотивам романа Лермонтова «Герой нашего времени»

4108
6 минут
Дагестанский режиссер и драматург, заслуженный деятель искусств республики Осман Ибрагимов в преддверии 200-летнего юбилея великого поэта Михаила Лермонтова впервые на Кавказе и в России осуществил постановку спектакля «Бэла» по мотивам его романа «Герой нашего времени».

Эта пьеса высоко оценена театральной общественностью, она получила премию VII Международного конкурса современной драматургии «Свободный театр» в номинации «Интерпретация классического произведения». Премьера спектакля состоится в мае в Кумыкском музыкально-драматическом театре на кумыкском и русском языках.

Осман Ибрагимов давно задумал написать свою пьесу. Перечитывая роман М. Лермонтова «Герой нашего времени», признается сам драматург, его взволновала и захватила драматическая история любви Печорина к горянке Бэле, судьба главной героини – кавказской девушки, от которой веяло чистотой, добротой и искренностью. Она была воплощением непосредственности, естественности. Ее глаза, «как у горной серны, так и заглядывали... в душу». Бэлой восхищаются все, кто видит ее: она очаровывает, пленяет, не прилагая к этому никаких усилий. Воспитанная в традициях своего народа, она покоряется воле Печорина, но это не слепая покорность, а трогательная забота о человеке, который пленил ее. Юное неопытное сердце тронула первая любовь, ставшая для Бэлы губительной. Бэла сохранила в себе природную простоту чувств, стремление к воле и свободное проявление чувств. В ней ощущается сила внутреннего достоинства. Мир Бэлы и Печорина не сходны, и потому все кончается трагедией – гибелью героини.

Показывая глубину переживаний Бэлы, режиссер идет вслед за Лермонтовым. Зритель сам догадывается о противоречивых чувствах и смене настроений героини, наблюдая за ее действиями и скупыми репликами. Потускневшие глаза, осунувшееся лицо кроткой и печальной Бэлы заставляет зрителя сочувствовать ей. Осман Ибрагимов показывает ее сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа. Ее характер не лишен и таких национальных черт, как чувство собственного достоинства и способность к страсти. В пьесе она умирает раньше, чем ее разлюбил Печорин.

Режиссер создает в своем спектакле поэтический образ Дагестана со всеми его неповторимыми звуками и мелодиями любви, с его поэзией, воспетой Лермонтовым. В его спектакле звучит кумыкская народная музыка. Звучат и стихи Михаила Лермонтова.

Многое связывало великого поэта с Дагестаном. Лермонтов бывал в крепости Темирхан-Шура, переправа через Сулак описана в его стихах. На бархане Сары-Кум он написал одно из своих выдающихся пророческих произведений – стихотворение «Сон». Стихотворение было создано в трудный для Лермонтова период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы он был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. Когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений, где рассказывает о своих настроениях на языке поэтических образов.

Не случайно в спектакле как будто прослеживается взгляд поэта на свою собственную судьбу. Основной идеей произведения стала главная мечта поэта – обретение душевной гармонии и истинной любви. Об этом и о судьбе самого поэта говорит Осман Ибрагимов в своем спектакле. Оригинальное авторское прочтение романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» накануне 200-летия поэта, запечатлевшего в своих произведениях удивительный и прекрасный мир Кавказа, уже заинтересовало российские театры. Сюжет, который описал Михаил Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени», привлекал многих. С. Рахманинов хотел написать оперу «Бэла», либретто собирался написать А. Чехов. Этот проект так и не был осуществлен.

О режиссере спектакля

В театральной среде имя Османа Ибрагимова на слуху. С юных лет увлекшись сценой, окончив школу, он решает поступить в Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина при Государственном театре им. Е. Вахтангова, которое окончил в 1982 году по специальности актер драматического театра и кино. В 1995 году он окончил режиссерский факультет того же вуза по специальности режиссер драматического театра. Учился под руководством выдающихся мастеров: Е. Симонова, Ю. Любимова, В. Этуша, В. Шлезингера, В. Эуфера, А. Паламищева и других.

Вернувшись домой, Осман Ибрагимов с головой окунается в театральную деятельность, играет в спектаклях Кумыкского театра. Ценителям старинных народных песен Осман Ибрагимов хорошо известен как талантливый исполнитель «йыров», произведений кумыкского национального фольклора.

Осман Ибрагимов – режиссер, поставивший на сценах театров целый ряд музыкально-драматических спектаклей. Среди них опера «Йырчи Казак» – первая дагестанская классическая опера, получившая сценическое воплощение, музыкальный спектакль, имевший шумный успех, – плод творческого сотрудничества с композитором Наби Дагировым и дирижером Шамилем Ханмурзаевым. Постановка оперы «Йырчи Казак» стала значительным событием в культурной жизни Дагестана. А также «Забыть Герострата» Г. Горина, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Деревянный король» В. Зимина, «Счастливое событии» С. Мрожека, «Железная женщина» Ш. Башбекова, «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя, «Кукла» Ш. Чкадуа, «Банкрот» А. Островского, «Судьба» В. Атаева, спектаклей по собственным пьесам – «Чорбар», «Осторожно мужчины», который в 1998 году был высоко оценен правительством и министерством культуры Дагестана, признан одним из лучших спектаклей в республике и рекомендован для показа в День театра перед работниками всех национальных театров. Осман Ибрагимов является также автором сценической версии «Ромео и Джульетта».

Для его творческой манеры как режиссера-постановщика характерно бережное отношение к тексту, глубокое проникновение в художественный замысел автора, тонкая сценическая интерпретация в сочетании с собственным его прочтением. Представление о творчестве Османа Ибрагимова будет неполным, если не отметить его работу в качестве театрального художника. Он сделал много набросков к спектаклю «Бэла».

Создание пьесы «Бэла» – одна из его новых по-настоящему ярких и блистательных работ, свидетельствующая о творческой зрелости режиссера и драматурга. Осман Ибрагимов, приступив к работе над сценическим воплощением пьесы и художественным оформлением спектакля, желая как в воздух проникнуть во все поры лермонтовского творчества, в его писательскую лабораторию и пропитаться ее неповторимой атмосферой, предпринял ряд творческих поездок по лермонтовским местам, делая наброски и эскизы декораций будущего спектакля.

В Кумыкском государственном музыкально-драматическом театре им. А-П. Салаватова ведутся подготовительные работы по организации постановки: проходят первые репетиции, делаются декорации. Постановку уже ждет дагестанский зритель, есть уверенность, что новая творческая работа Османа Ибрагимова станет событием в театральной жизни нашей республики.

15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения великого поэта. Эта дата широко отмечается в России. В. Путин подписал указ о подготовке и праздновании юбилея.

Новости раздела