Лакский театр представил премьеру спектакля «Камалил Башир» по пьесе аварского драматурга Абасила Магомеда

5651
4 минуты
Лакский государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева представил премьеру спектакля «Камалил Башир» по пьесе аварского драматурга Абасила Магомеда. Баллада о легендарном Камалиле Башире, имя которого считалось символом мужской красоты в горах, была одной из популярнейших среди аварцев песен. Интересно, что суще¬ствовали также лакский и даргинский варианты песни.

Наиболее ранний письменный рассказ о Камалиле Башире принадлежит перу  Н. Волконского – офицеру российской армии, принимавшему участие в осаде укрепления Чоха в 1849 году.
    
В день премьеры спектакля «Камалил Башир» в фойе Лакского музыкально-драматического театра собрались представители интеллигенции Дагестана – поэты, композиторы, художники, искусствоведы и поклонники национальной драматургии. Прикоснуться к совместному творчеству актерского состава и режиссеров, художников и композиторов пришли министр культуры РД Зарема Бутаева и сотрудники ведомства.
    
Тема, выбранная для постановки на сцене театра, безусловно, актуальна и сегодня. Трактовка пьесы по версии Лакского театра и, по мнению дагестанского искусствоведа Гулизар Султановой, в том, что можно перевернуть представления окружающих об отношениях мужчин и женщин, о складывающихся веками устоях и обрядах, о том, что пора избавляться от восприятия женщины как существа, находящегося в подчинении мужчины. И превознести женщину-прародительницу, женщину-воительницу, женщину-хранительницу очага, опору каждого дома и научиться уважать ее. Этому посвящен монолог одного из героев, который он провозгласил на годекане перед собравшимися аульчанами.

«Герой, не похожий на всех, новое лицо, которое смотрит на мир совсем по-другому. Камалил Башир в женщине увидел личность, он воспевает ее. Его современники были удивлены его отношением к женщине – он не мог обидеть, нагрубить ни одной из них. Он прекрасен не только своим ликом, но и духовным началом – это человек, который родился раньше своего времени, поэтому общество не готово принять его», – отметила Султанова.

Главный герой – Башир, сын Камала, чувствуя назревающий конфликт, не прячется, а открыто вступает в конфликт с обществом. И в этом конфликте личность побеждает, потому что основная жизнь Камалила Башира только началась после его смерти. И долгие столетия на его могилу, заваленную камнями, будут приходить женщины, плакать, изливая свое горе, и уходить с облегченным сердцем. Есть поверье, что после погребения его тело исчезло, стало бесплотным духом – тогда появился этот каменный завал, потому что мужчины не могли понять и остановить поток женщин, продолжавших поклоняться даже месту, где обрел покой Камалил Башир. Кто-то считал, что он мог становиться невидимым и при жизни, уходя от преследователей и пользуясь своими чарами. Люди всегда награждают своего героя качествами, не присущими обычным людям, окружают таинствами его жизнь и хранят в памяти рассказы предков, продолжая верить в предания.

Эта красивая и полная трагизма легенда, рассказывающая о певце любви, отдавшим за нее жизнь, вдохновила большое число профессионалов: режиссерами-постановщиками спектакля «Камалил Башир» стали заслуженный артист России Муса Оздоев, украсивший постановку танцевальными номерами артистов Театра оперы и балета, и народный артист Дагестана Аслан Магомедов. Созвучные атмосфере спектакля прекрасные декорации создал заслуженный художник Дагестана Ибрагим-Халил Супьянов. Отдельного внимания заслуживают костюмы художницы Фатимы Гаджибековой, уносящие зрителя в пространство ушедших веков, где царили украшения из серебра и удивительные наряды женщин – скромные линии их одежд и нежные цвета словно рассказывали о внутреннем мире каждой женщины.

Чарующую, сильную и драматичную музыку к спектаклю написал народный артист России Ширвани Чалаев. Благодаря совместным усилиям хореографов, вокальных исполнителей, композиторов, художников «Камалил Башир» превратился в синтетический спектакль, демонстрирующий все возможности сценического искусства.

Премьера продемонстрировала высокий уровень актерской игры, превосходное знание материала и готовность аудитории к восприятию происходящего на сцене действа. Оно  стало цельным, композиционно оконченным и войдет в репертуар национального театра, который гордится своими достижениями на протяжении многих лет.

Обращение к истокам всегда оправдано – это и знакомство молодого поколения с замечательными, сохранившимися в веках преданиями нашего народа, и сохранение и развитие традиций народов Дагестана. Как показывает действительность, именно сегодня нужно спасать нашу культуру – богатую и прекрасную, близкую и родную. Отличную от той, что навязывается извне, что заполняет туманом умы и сердца молодых. И ту, что бережно хранят служители культуры и истории Дагестана.

Новости раздела