"

Али Джабраилов: «Дагестанцы стали активнее реагировать на проблемные вопросы в сфере ЖКХ»

Фото:
1776
10 минут
С прошлого года по инициативе Госжилинспекции в Дагестане проходят Дни открытых дверей в управляющих компаниях, в ходе которых проблемами в сфере ЖКХ уже смогли поделиться жители городов Махачкала, Хасавюрт, Кизилюрт и Каспийск. О том, какова основная тематика обращений граждан, а также о главных задачах и направлениях работы надзорного органа в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал главный жилищный инспектор республики Али Джабраилов. 

- Али Магомедович, Госжилинспекция Дагестана часто проводит приемы граждан, посещаемость которых с каждым разом растет. Расскажите, с чем связано увеличение количества обращений, и с какими вопросами чаще всего обращаются жители республики?

- Действительно, гражданская активность возросла, и дагестанцы уже не желают мириться с тем, что нарушаются их права на получение качественных жилищных и коммунальных услуг. Отмечу, что руководство республики следует политике доступности и открытости органов государственной власти, что дает положительные результаты.  Так, в соответствии с распоряжением Правительства Дагестана, каждую вторую субботу жители республики могут обратиться к нам с жилищно-коммунальными проблемами, решение которых по тем или иным причинам затягивалось долгое время. За период с 2016 года по начало 2017 года нами проведено более 30 личных  приемов граждан, в том числе выездных. 

Если же говорить о тематике обращений, то это в основном качество предоставления  жилищно-коммунальных услуг, вопросы перепланировки и переустройства жилого помещения, оплаты услуг ЖКХ, в частности, обоснованности начислений. Также граждане часто обращаются по вопросам аварийного жилья, содержания общедомового имущества многоквартирного дома, а также по вопросам оплаты взносов за капитальный ремонт общего имущества  МКД. 

- Неоднократно инспекция сообщала о том, что те или иные управляющие организации оштрафованы за неразмещение сведений в ГИС ЖКХ. С чем связаны проблемы в этой сфере, и почему УО неохотно выполняют требования законодательства в этой части? 

- Неразмещение или неполное размещение информации в ГИС ЖКХ объясняется отсутствием у руководителей УО, ТСЖ, ЖСК и РСО понимания всей ответственности за неисполнение соответствующего федерального закона № 209. Только за первый квартал этого года за нарушения законодательства о размещении информации на портале ГИС ЖКХ было наложено 267 тысяч рублей штрафов. 

Напомню, что в ГИС ЖКХ должны быть размещены все договоры и акты приемки. Кроме того, граждане могут проконтролировать деятельность своей управляющей компании. И если вы видите, что ею подписан акт о том, что фасад вашего дома отремонтирован, а на самом деле там трещины и отвалилась штукатурка, вы можете сразу же через ГИС ЖКХ обратиться в Госжилинспекцию. В личном кабинете вы  также можете узнать о перерывах в подаче воды в доме или посмотреть интересующие вас вопросы законодательства. Когда информация становится открытой, сразу видно, какая из УК хорошо работает, а какая плохо. Кроме того, на портале размещены аналитические материалы и рейтинги управляющих компаний, информация об их работе и отзывы граждан. Это дает людям  возможность принимать осознанное решение при выборе управляющей компании, что не может быть выгодно УО,  недобросовестно исполняющим свои обязанности.
 
Между тем, с 1 ноября 2016 года в ГИС ЖКХ управляющие организации размещают данные только о тех многоквартирных домах, которые внесены нашей инспекцией в республиканский Реестр лицензий и в перечень домов, которыми они управляют. Дома, не занесенные в указанный перечень, блокируются в ГИС ЖКХ до выяснения обстоятельств. 

Сегодня орган государственного жилищного надзора  постепенно становится центром разрешения конфликтов. У инспекции появилась новая функция – блокировать в ГИС ЖКХ дома, если УО никак не подтвердила свое право управлять ими. Это хорошая инициатива, особенно когда речь идет о спорных домах, на которые одновременно претендуют несколько управляющих организаций. Если организация недосчиталась домов, то нужно уточнить, не вошел ли он в перечень домов, подлежащих блокировке на основании некорректного указания управляющей организации.

Кроме того, с 1 января 2018 года наступает ответственность управляющих организаций и ресурсоснабжающих компаний за вовремя не размещенную на портале информацию о начислениях. Если они этого не сделают, вы можете не оплачивать счета до тех пор, пока эта информация не будет размещена в системе. При этом штрафы и пени вам за просрочку платежа не будут начислены.

Поэтому, по сути, внедрение ГИС ЖКХ означает полную инвентаризацию жилищного фонда. 
 
И наконец, открытая информация значительно снижает возможность для любых махинаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В совокупности с общественным контролем такая открытость даст существенный импульс для развития отрасли, конкуренции между компаниями и повышения качества услуг ЖКХ.

- В первом квартале текущего года УО и ресурсоснабжающим предприятиям республики выписано штрафов на сумму около 434 тысяч рублей за нарушения порядка начисления платы за жилищные и коммунальные услуги. Что делать гражданам в случае, если платежи начислены некорректно или явно завышены?
 
- В случае начисления поставщиками необоснованных платежей за жилищно-коммунальные услуги и для их исключения, в первую очередь потребитель обязан письменно обратиться к поставщику ресурса для проведения инвентаризации и необходимых корректировок в начислениях.
 
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, в случае нарушения исполнителем порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50% от величины превышения начисленной платы над размером надлежащей платы.

А в случае возникновения разногласий, потребитель вправе обратиться в ГЖИ с приложением копий необходимых документов, в частности, обращения к поставщику, документа о проведении  инвентаризации, квитанции, а также  акта обследования жилого помещения.

- Известно, что физических лиц штрафуют за нарушение правил пользования жилыми помещениями. Какие нарушения чаще всего совершают граждане?

- Сегодня немаловажное значение инспекцией уделяется борьбе с административными правонарушениями в области соблюдения Правил пользования жилыми помещениями. Дагестан является зоной повышенной сейсмической активности. В этой ситуации значительно возрастает ответственность каждого жильца, нанимателя, собственника жилого помещения и управляющей компании за  прочность и устойчивость жилых зданий. 

В первом квартале текущего года по этим нарушениям в инспекцию поступило 72 обращения. По результатам проведенных инспекторами обследований в многоквартирных домах было обнаружено 69 случаев порчи жилых помещений, переустройств и перепланировок, использования жилых помещений не по назначению, а также самовольных изменений внутридомовых систем тепло-, водо-, газо-, электроснабжения.  И все это без соответствующих разрешительных и согласовательных документов. На устранение этих нарушений выданы  предписания, а также составлены протоколы по ст.7.21 КоАП РФ, при рассмотрении которых виновные привлечены к административной ответственности.
 
- На что сегодня, на Ваш взгляд, дагестанцам следует обратить внимание при приобретении жилья? 

- При приобретении  квартир рекомендовал бы,  прежде всего, обратить внимание на наличие разрешений на строительство, проведение экспертизы проектно-сметной документации,  рекомендации  застройщика. Уточнить информацию о строящемся доме  можно на сайте застройщика, а также в Управлении строительного надзора Минстроя Дагестана. Необходимо внимательно рассмотреть договор долевого строительства перед подписанием, а также стоит проконсультироваться у опытных специалистов. Кроме того, при приобретении квартир на вторичном рынке жилья нужно рассмотреть размещенную  в ГИС ЖКХ информацию о многоквартирном доме, и уточнить, какая организация занимается управлением домом, много ли жалоб по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.  Информацию можно получить также на сайте Госжилинспекции Дагестана, уточнив рейтинг управляющей компании.

- Основной задачей Инспекции является контроль за предоставлением качественных коммунальных услуг. В современных условиях появились новые направления в работе? 

- Для начала отмечу, под государственным жилищным надзором понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных требований жилищного законодательства. 

За последние 2-3 года законодатель и региональное Правительство  значительно увеличили задачи и функции органа государственного жилищного надзора. Сегодня основными задачами его являются: лицензирование УК; организационно-техническое обеспечение лицензионной комиссии; лицензионный контроль; контроль за деятельностью регионального оператора капитального ремонта Фонда капремонта республики. В число задач также входит надзор за нарушениями ограничений изменения размера  вносимой гражданами платы за ЖКУ; надзор за размещением информации в ГИС ЖКХ и  требованиями к составу нормативов потребления коммунальных услуг и многое другое. 

- В Дагестане сегодня реализуется Региональная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Какие нарушения выявляются в этой части при проведении проверок? 

- Государственной жилищной инспекцией Дагестана, во исполнение поручения замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации – главного государственного жилищного инспектора страны Андрея Чибиса, проведены проверки соблюдения требований к жилым помещениям, построенным и приобретенным  в рамках реализации Региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на этапе 2013-2017 годов. 
 
В рамках реализации программ переселения на этапе 2014-2015 годов планировалось построить 23 многоквартирных дома, на этапе 2015-2016 годов – 24, в 2016-2017 годах -  22. 

Отмечу, что инспекцией проведены надзорные мероприятия соблюдения требований к жилым помещениям во всех многоквартирных домах, построенных и приобретенных в рамках Программ. В ходе проверок были обнаружены разного рода нарушения, в частности, не выбран способ управления МКД; не произведено энергетическое обследование и не присвоен класс энергетической эффективности; водосточные трубы не доведены до проектной отметки; отсутствуют почтовые ящики в подъездах и т.д.

По выявленным нарушениям Инспекцией ежемесячно направлялись письма в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также в уполномоченный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программ переселения – региональный Минстрой и администрациям муниципальных образований, участвующим в них.  
  
Кроме того, по результатам проверок, Инспекцией были внесены представления в адрес муниципальных образований, участвующих в Программах переселения, об устранении выявленных нарушений и недостатков. Однако в ходе проверки исполнения представлений установлено, что в муниципальных образованиях «город Махачкала», «город Дербент», «город Избербаш» и «Тарумовский район» выявленные нарушения не устранены, в связи с чем на них составлены 24 протокола об административном правонарушении согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Материалы по ним направлены в мировые суды для рассмотрения по существу. Следует особо отметить, что в частности, в отношении муниципального образования  «Тарумовский район» вынесено шесть постановлений мировым судом и наложены штрафы по 10 тысяч рублей соответственно.

- Не секрет, что состояние лифтового хозяйства является одной из насущных проблем в сфере  ЖКХ Дагестана. Известно, что проект кредитования ускоренной замены лифтового оборудования в жилых домах стал приоритетным ведомственным проектом Минстроя России. Для решения этой задачи будет сформирован рынок привлечения инвестиционного капитала в региональные программы капитального ремонта. Будет ли у нас создан подобный рынок? 

- В настоящее время у 48%  лифтов в Дагестане истек срок эксплуатации. Так, всего в республике в настоящее время эксплуатируется более 1, 5 тысяч лифтов, из них 741 с истекшим сроком эксплуатации. 

Сегодня дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах взаимодействует с координатором рабочей группы проекта по ускоренной замене лифтового оборудования.  Данным проектов предусматривается финансирование замены лифтового оборудования в размере 30% планируемого объема собираемости взносов на территории республики. Напомню, что уровень собираемости взносов на капитальный ремонт за 2016 год составил 25%, это в среднем 122 млн рублей от общего объема начислений. Соответственно, объем финансирования ускоренной замены лифтового оборудования составит около 36 млн рублей. Учитывая, что стоимость одного лифта с работами его демонтажа и установкой составляет в среднем от 2 до 2,5 млн рублей, общее количество замененных лифтов по проекту составит в среднем  15.
 
Таким образом, ускоренная замена лифтового оборудования в МКД на территории республики без дополнительных источников финансирования не приведет к каким-либо значимым результатам. В настоящее время иных источников финансирования или республиканских программ по замене лифтового оборудования в Дагестане нет. В этой ситуации было бы целесообразно  предусмотреть меры государственной поддержки с привлечением в республику инвестиционного капитала.

Новости раздела