Развитие сети банкоматов в Дагестане: между выгодой и социальной ответственностью

1735
7 минут
Слабая сеть банкоматов в районах и поселениях – проблема совсем не новая для Дагестана. Неразвитость банковской инфраструктуры сельских районов республики, особенно расположенных в нагорных и предгорных территориях, ведет к невозможности обналичивания заработной платы, стипендий, пенсий и других социальных выплат; уплаты налогов, коммунальных и других платежей по банковским картам. Для совершения операций по ним населению, несмотря на отдаленность и плохое состояние дорог, приходится выезжать в соседние районы и города, а иногда и добираться до столицы.

Как рассказал РИА «Дагестан» житель селения Тпиг Агульского района Магомед Магомедов, для получения денежных средств, оплаты госпошлин и совершения других операций, ему и его землякам приходится 57 километров ехать по горным дорогам до Касумкента.

Аналогичная ситуация и в селах Ногайского района, жители которых вынуждены преодолевать путь в 80 километров до Кизляра.

Усложняет ситуацию и качество дорог, ведь во многих населенных пунктах отдаленных районов не проложен асфальт и людям приходится ездить в лучшем случае по гравийной дороге.

Мнение специалистов: установка банкоматов нерентабельна

Как рассказали корреспонденту информагентства в ДРО Россельхозбанка, установка банкомата осуществляется только после глубокого анализа ее эффективности. Кроме того,  введение в эксплуатацию нового аппарата требует экономического обоснования.

«Принимая решение, любой банк должен учитывать ряд важных моментов. Во-первых, это обеспечение безопасности для исключения случаев, связанных с незаконным изъятием денег из банкомата (в данном случае кредитная организация должна учитывать, сможет ли охранная служба оперативно среагировать в случае противоправных действий).  Во-вторых, установка банкоматов может быть нерентабельной: ни один банк, являясь коммерческой организацией, не установит терминалы, работающие в убыток. В-третьих, проблемой является и выбор подходящего места для установки необходимого оборудования», – пояснили специалисты Банка, добавив, что установка банкомата еще не является гарантией оперативного обслуживания граждан.

«У нас установлен один банкомат Сбербанка, но зачастую перед ним выстраивается большая очередь и нам приходится стоять не один час. Часто бывает, что уходим домой, так и не дождавшись своей очереди, или же из­-за того, что деньги в аппарате закончились», – сетует жительница селения Маджалис Залина Гамидова.

Представители банков одной из главных причин отсутствия банкоматов называют отсутствие рентабельности в расширении их сети, ввиду малого количества операций.

Для сравнения: в курортном городе Сочи, где население  составляет более 400 тысяч человек, количество банкоматов Сбербанка составляет 130 единиц, тогда как в Махачкале при населении почти миллион человек установлен лишь 91 банкомат. То есть в среднем в Сочи один банкомат рассчитан на 3 тыс. человек, а в Махачкале – почти на 7 тыс.700 жителей. 

Пункты банковского обслуживания

Как удалось узнать информагентству, в настоящее время в таких густонаселенных районах Дагестана, как Ахвахский (численность населения более 23 тыс. человек), Цунтинский (около 20 тыс. человек), Кулинский (более 11 тыс. жителей), Чародинский (более 12 тыс. человек) нет ни одного пункта банковского обслуживания.

В городах Дагестана ситуация несколько лучше, но и здесь есть потребность в увеличении допофисов и банкоматов.

По нашей информации, на территории республики в настоящее время работают  лишь четыре региональных банка, три  небанковские кредитные организации (НКО) и одиннадцать филиалов банков других регионов. При этом из 149 пунктов банковского обслуживания почти половина – 71 – находится в Махачкале. Из общего количества пунктов банковского обслуживания  73 являются дополнительными офисами ДРО ОАО «Россельхозбанк» (27) и ДО Сбербанка России (46). 

Как мы видим, на данный момент наиболее  разветвленную  сеть  банковских учреждений по обслуживанию клиентов имеют два банка. Рассмотрим их подробнее.

Филиальная сеть Россельхозбанка

В настоящий момент, в Дагестане установлен 91 банкомат регионального отделения АО «Россельхозбанк», из которых 26 приходятся на Махачкалу.

Как сообщил главный экономист отдела розничных продаж Банка Олег Колесников, установка банкоматов в настоящее время экономически нецелесообразна, особенно в горных районах, где небольшие зарплатные проекты и мало проводятся различные банковские операции. «Мы стараемся охватывать все районы, но установка банкомата в каждом селе невозможна, необходимо устанавливать его в районном центре», – прокомментировал он.

Колесников также рассказал, что в начале этого года в Россельхозбанк поступило обращение от главы администрации Тарумовского района с просьбой и обоснованием установки банкомата в селе Кочубей.

«Обоснованием явилось активное пользование жителями района услугами нашего банка, ввиду перевода заработной платы на личную банковскую карточку. Мы им не отказали, была отправлена специальная группа в Кочубей для осмотра и подготовки места для установления банкомата. Совместно с муниципалитетом мы решили проблемы с пакетом документов, и в ближайшие дни банкомат будет запущен», – заявил представитель Банка.

«Также мы расширяем сети по Кизляру, Дербентскому району, открыли офис в Терекли-Мектеб, запускаем банкомат в с. Нижнее Инхо, рассматриваем вопрос об установке нового аппарата и в Ботлихе», – добавил он.

При этом он сообщил, что сохраняется проблема дороговизны обслуживания инкассации. «В качестве альтернативы обслуживающим офисам для устранения проблемы отдаленности банков, в районах мы устанавливаем информационно-обслуживающие терминалы для погашения кредитов и проведения прочих операций», – сообщил главный экономист организации.

Начальник отдела кассовых операций Россельхозбанка Ирина Билалова, в свою очередь, сообщила, что загрузка банкоматов осуществляется строго по инструкции. «Если имеется  связь, и банкомат в рабочем состоянии, то он всегда загружен денежными средствами. Зачастую, граждане ошибочно принимают проблему отсутствия чековой ленты за отсутствие денежных средств», – пояснила она.

Банкоматы Сбербанка – в офисах МФЦ

Заместитель управляющего Дагестанским отделением ПАО Сбербанк Гульжан Загирова сообщила информагентству, что в рамках соглашения ПАО Сбербанк и центра «Мои документы», банкоматы будут размещены во всех офисах многофункционального центра.

До конца года планируется установить около 32 банкоматов в районных центрах республики. В результате жители сел и клиенты центра «Мои документы» получат возможность оплачивать такие услуги, как электроэнергия, газ, налоги, государственные пошлины, штрафы ГИБДД, а также совершать переводы в сторонние кредитные организации, производить оплату операторов сотовой связи и интернет-провайдеров. Тут же можно будет подключить автоплатежи на все вышеперечисленные услуги.

Она отметила также, что на 1 октября 2016 года всего на территории Дагестана работает 415 устройств самообслуживания, из них в отдаленных районах республики – 47.

Как ранее сообщал в рамках в эксклюзивного интервью РИА «Дагестан» первый заместитель председателя правления Сбербанка России Максим Полетаев, по данным на начало 2016 года в Дагестане работали 58 допофиса, из которых в сельской местности – 10. По одному офису – в городах Кизляр, Кизилюрт, Буйнакск, Избербаш. Каспийск – 2, Дербент – 3, Хасавюрт – 2 и 37 – Махачкала. Остальные десять внутренних структурных подразделений (ВСП) работали в сельских населенных пунктах. 

О необходимости расширения филиальной сети Сбербанка и обеспечении доступности банковских услуг говорили в июне этого года в рамках встречи Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов и председатель Юго-Западного банка ПАО Сбербанк Виктор Вентимилла Алонсо. Руководитель региона тогда заявил, что вопрос доступности услуг банка, в том числе охвата зарплатными проектами бюджетных организаций, особенно в горных и отдаленных районах Дагестана, находится под его личным контролем.

В свою очередь, Виктор Алонсо заверил его, что: «есть задача по развитию банковской инфраструктуры, чтобы население региона могло беспрепятственно пользоваться картами Сбербанка. В этой связи принято решение развивать как сеть терминалов Сбербанка в регионе, так и увеличивать количество банкоматов. Мы также заинтересованы в увеличение объемов предоставляемых услуг в регионе, в том числе кредитов», – заявил тогда Алонсо.

Переход на безналичный расчет

Вопрос расширения филиальной сети становится еще актуальнее в связи с тенденцией развития безналичных расчетов. Как заявил Рамазан Абдулатипов, населению необходимо перейти постепенно на безналичный расчет. « Время, когда деньги держали в кошельках, уходит. Современные цивилизованные люди пользуются банковскими картами. Сегодня назрела необходимость внедрить эту систему на всей территории Дагестана», –подчеркнул Глава Дагестана.

Стоит отметить, что в связи с финансовым кризисом, ситуация в банковской сфере по стране ухудшается, не стал исключением и наш регион. Несмотря на это, в Дагестане принимаются определенные меры по развитию банковского сектора.

Как сообщили в министерстве экономики и территориального развития РД, в республике разработан ряд мер, который позволит снизить напряженность в безопасном обеспечении наличными средствами бюджетополучателей, своевременно получать заработную плату и иные социальные выплаты.

Речь, в частности,  идет об участии АО «Россельхозбанк» в обслуживании счетов Федерального казначейства, предназначенных для выдачи и внесения наличных средств бюджетополучателей всех уровней бюджетов.

Кроме того, принимаются меры по дальнейшему расширению филиальной сети АО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк России»; развитию сети платежных терминалов и банкоматов в районах и поселениях республики; активизации деятельности крупных российских банковских структур по кредитованию реального сектора экономики республики по доступным процентным ставкам.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела